Красота

Осторожно: звездные советы

Эксперт WomanHit.ru — кандидат медицинских наук, врач-диетолог, автор снижения веса Андрей Бобровский — о том, почему надо опасаться диет, которых придерживаются знаменитости

5 августа 2016 07:28
7023
1
Не всякая диета подойдет именно вам
Не всякая диета подойдет именно вам
pixabay.com

Согласитесь: никто не будет всерьез воспринимать книгу по нейрохирургии или ядерной физике, написанную какой-нибудь знаменитостью, не имеющей соответствующей профессиональной квалификации. Однако же поп-звезды, самопровозглашенные эксперты в альтернативных методах лечения и журналисты считаются вполне сведущими для того, чтобы раздавать советы относительно диет и здоровья в СМИ и книгах.

За примером далеко ходить не надо: реклама новинки — зеленого кофе — обещает похудение до 25 кг в месяц! К этой рекламе привлечены известные медийные личности. Интересно, они сами-то хотя бы держали сей продукт в руках? Кстати, пик рекламы зеленого кофе в США и Великобритании прошел пять лет назад, и теперь там про него уже забыли, убедившись, что это был очередной лохотрон. Эта история — повод задуматься: не слишком ли свободно распространяются «наставления» по изменению питания и образа жизни?

Лекарства или пищевые добавки, предназначенные для массового использования, должны подвергаться тщательной процедуре оценки как их эффективности, так и безопасности. Ни один препарат не получит лицензию до тех пор, пока Минздрав России не убедится в этом. Однако ошибки все же случаются, и лекарства и добавки приходится отзывать с рынка, иногда после многих лет использования: ведь даже квалифицированные экспертные комиссии могут сделать преждевременные умозаключения, основанные на неполных или неправильных данных.

В сравнении со строгой процедурой утверждения препаратов некоторые «руководства», касающиеся питания и образа жизни (включая советы по употреблению ряда пищевых добавок), порой даются на основании неполных оценок как безопасности, так и эффективности — почти бездумно. Мало того: множество советов исходит от людей, чьи действия обусловлены несостоятельными теориями или мифами, политическими или этическими предрассудками, а чаще всего — просто коммерческими или иными эгоистическими интересами.

Существуют четкие правовые рамки, определяющие лицензирование лекарств и пищевых добавок, однако в России нет каких-либо ограничений по рекомендациям относительно питания и образа жизни. Все, что могут сделать правительственные и профессиональные организации — это попытаться создать систему регистрации или аккредитации, чтобы все, желающие получить или получившие совет, могли хоть как-то проверить квалификацию «советчика». Можно только надеяться, что СМИ будут разборчивее в материалах для своих публикаций и станут выбирать авторов статей о питании и здоровье на основании их знаний, а не только лишь звездного статуса или медийной привлекательности. Да и надзорные органы могли бы быть более активными в отношении контроля за рекламой «пищевых добавок».

Тенденция поощрения вмешательств в вопросы питания и образа жизни до того, как была проведена строгая оценка предлагаемых мер (иногда даже до того, как она была начата), весьма опасна. Подумать только: если поставщик тщательно формулирует свои рекламные предложения, то пищевые добавки, включая растительные экстракты и препараты, которые далеко не безобидны, могут свободно продаваться при условии, что они не приводят к мгновенному отравлению!

Возможно, подобное попустительство происходит из-за распространенного мнения о том, что простые изменения в рационе и образе жизни, равно как и «естественные добавки», безобидны, и даже если они не принесут пользы, то не навредят. Поэтому сфера питания автоматически рассматривается как наиболее безопасный вариант продвижения товаров на рынке. Но прежде, чем протянуть руку за очередной «панацеей от звезды», стоит вспомнить: когда советы по изменению рациона и образа жизни даются людьми, не обладающими соответствующими знаниями, подразумевается, что вы приобретаете безвредную чушь — и это в лучшем случае!

Ответ на вопрос: почему же сомнительные «рецепты здоровья» от медийных личностей так популярны, прост — если неэффективные изменения даются легче, чем эффективные, то они тем самым препятствуют осуществлению эффективных изменений. Проще говоря:

● принимать бета-каротин для снижения вреда от курения проще, чем бросить курить;

● пить зеленый кофе проще, чем рационально питаться и худеть на низкокалорийной диете;

● принимать добавки с антиоксидантами проще, чем употреблять фрукты и овощи пять раз в день;

● принимать добавки из расторопши для защиты печени проще, чем уменьшить прием алкоголя.