Первым делом самолеты
Что беспокоило создателей фильма «Беспокойное хозяйство»
Эта музыкальная комедия имеет необыкновенную судьбу и значимость
для советского кинематографа. «Беспокойное хозяйство» вышло на экраны страны 15 мая 1946 года — к первой годовщине Великой Победы. Это был режиссерский дебют одного из самых популярных актеров того времени Михаила Жарова и первое появление на широком экране Михаила Пуговкина.
Целиковская и Жаров познакомились в 1943 году на съемках фильма «Воздушный извозчик». Несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте (ему 43 года, ей 23), они влюбились друг в друга без памяти и вскоре ушли из семей. Для каждого из них этот брак оказался третьим по счету. Михаил Иванович безумно любил свою жену, потакая ее желаниям и капризам. Людмила Васильевна пользовалась огромной популярностью у простых зрителей, но при этом ее недолюбливали партийные чиновники, из-за чего в кино она снималась не так много, как хотела. Поэтому ради любимой супруги Жаров решил взяться за режиссуру. История о ефрейторе Тоне, кролиководе-любителе Огурцове, который совершил подвиг и завоевал сердце красивой девушки, родилась у Михаила Ивановича во время поездок на передовую, где он выступал перед бойцами. Естественно, главную женскую роль Тони, в которую влюблены не только Огурцов, но и два летчика-героя Крошкин и Лярошель, писалась под Целиковскую. На роль кроликовода Огурцова был приглашен Петр Алейников — звезда советского экрана. Но, к сожалению, когда уже шли съемки, актер неудачно упал и сломал ногу. Жаров ждал выздоровления Алейникова сколько мог: снимал сцены без его участия, натуру. Но вскоре от киношного руководства начинающему режиссеру пришел грозный ультиматум: либо он заканчивает комедию в конце 45-го или начале 46-го года, либо картину закрывают. Михаил Иванович не мог пожертвовать своим первым детищем. И он начал искать нового исполнителя на главную роль. Вскоре он познакомился с Александром Граве и пригласил его на пробы. Так рядовой Огурцов стал первой работой в кино для молодого актера. Конечно, Граве пришлось очень сложно. Во-первых, прийти на замену самому Алейникову было уже поступком. Во-вторых, влиться в уже сложившийся коллектив. И в-третьих, переделывать то, что было уже сделано, причем сделано хорошо. Но ни разу молодой актер не услышал от режиссера: «Алейников тут делал так. Почему у Алейникова получалось, а у вас нет?» Наоборот, Жаров попросил Граве забыть о предыдущем актере: «Забудем Алейникова, Огурцов — вы».
Михаил Иванович оказался не только талантливым актером и режиссером, но и прекрасным организатором, уважающим своих партнеров. Как позднее вспоминал Александр Граве: «На площадке держал он всех крепко, но не тиранил. Михаил Иванович терпеть не мог эдаких „наполеончиков“. Работал с удовольствием, много придумывал, дорожил атмосферой фильма, прекрасной компанией актеров». И действительно, Жаров сумел собрать вокруг себя талантливейших людей. Летчика Крошкина у него сыграл будущая звезда Малого театра Виталий Доронин, который до «Беспокойного хозяйства» снялся всего в одном фильме. Роль французского авиатора Лярошеля досталась будущему создателю Театра на Таганке Юрию Любимову (его четвертая картина). В маленьком эпизоде своего однофамильца-механика сыграл Михаил Пуговкин. А немецкого диверсанта — Сергей Филиппов. В массовке фильма попробовал свои силы даже зять Никиты Хрущева Алексей Аджубей, ставший впоследствии главным редактором одной из самых популярных советских газет. Но несмотря на такую творческую, талантливую команду, фильм критика не приняла. «Беспокойное хозяйство» ругали так, что отбили у Михаила Жарова охоту заниматься режиссурой почти на 30 лет. Снова он сел в режиссерское кресло только в семидесятых годах, когда решил снять продолжение о сельском милиционере Анискине. А фильм, несмотря на официальную критику, зрители полюбили. И до сих пор «Беспокойное хозяйство» смотрят и наслаждаются игрой таких великолепных актеров.