«О бедном гусаре замолвите слово»
Взглянув на Буркова, Рязанов заявил: «У него идеальное лицо для образа спившегося русского интеллигента»
Ровно тридцать лет назад, 1 января 1981 года, Центральное телевидение впервые показало трагикомедию Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово».
Все пошло наперекосяк с самого начала. Первым делом сценарий, написанный Эльдаром Рязановым в соавторстве с талантливейшим Григорием Гориным, забраковали в Комитете по кинематографии. Без объяснения причин и витиеватых фраз с извинениями. Однако надо знать Эльдара Рязанова! Несмотря на то что главный редактор Кинокомитета Анатолий Богомолов тщательно избегал встреч с режиссером, Эльдар Александрович добился-таки личной аудиенции: может, хоть так, глаза в глаза, высокое начальство снизойдет и объяснит в конце концов, чем не угодил ему сценарий.
Лучше бы этой встречи не было! Богомолов, демонстративно уткнувшись в какую-то рукопись, протянул Рязанову его сценарий и произнес ничего не значащие слова: «По тематическим причинам нам этот материал не нужен. У нас уже много картин на историческую тему». И замолк, продолжая увлеченно читать рукопись. Сомнений не оставалось: аудиенция закончена. Это было не просто оскорбление. Именитому режиссеру без обиняков дали понять, что, несмотря на его регалии и заслуги перед отечеством, в любой момент с ним могут обойтись как с холопом. Ведь можно, можно было сделать хорошую мину при плохой игре: мол, сценарий прекрасный, но… Нет, с ним даже не захотели разговаривать!
И тогда Рязанов решил действовать. Прекрасно зная, что между руководителями Комитета по кинематографии и Гостелерадио существовала ничем не объяснимая неприязнь, порой переходившая в тайную войну, режиссер, выйдя от Богомолова, первым делом направился к телефону-автомату. И незамедлительно набрал номер Сергея Лапина, который, собственно, и был председателем Гостелерадио.
Встреча с влиятельным телебоссом была назначена буквально на следу-ющий же день. Причем Лапин, одна фамилия которого наводила ужас на многих деятелей советской культуры, в телефонном разговоре с Рязановым был очень мил и вежлив, долго извинялся, что не может принять известного режиссера сию же минуту.
Словом, довольно скоро Эльдар Александрович получил ответ из Гостелерадио: фильму «О бедном гусаре замолвите слово» — быть! Он тогда и не подозревал, что чиновники из Комитета по кинематографии не простят ему вольнодумства и приложат все усилия, чтобы режиссер надолго запомнил эти съемки…
«Фильм „О бедном гусаре…“ находился под неусыпным надзором, меня дергали еженедельно. Поправки и замечания сыпались регулярно, а во время подготовительного периода картину дважды закрывали, — напишет позже Эльдар Александрович в своих мемуарах. — Все это происходило оттого, что взбешенные аппаратчики из Госкино систематически „сигнализировали“ в разные высокие инстанции. Вероятно, моя персона и картина (я не страдаю манией величия) были не главной причиной, а скорее лишь поводом для Госкино пощекотать нервы конкурирующему учреждению. Регулярные доносы дергали руководство Гостелерадио, которое, в свою очередь, дергало нас».
Впрочем, с этими вечными придирками еще можно было смириться. В конце концов Рязанов добился главного: ему разрешили снимать фильм по сценарию, который он считал одним из самых удачных в своей жизни. Но, видимо, «Бедному гусару» на роду было написано рождаться в муках. Потому что в дело вмешалась высокая политика. А когда говорят пушки, музы, как известно, обычно молчат…
Тайная канцелярия по-советски
28 декабря 1979 года войска Советской армии вошли в Афганистан. Сей факт, далекий, казалось бы, от кинопроизводства, тем не менее стал роковым для фильма Рязанова. В последний день уходящего года режиссера вызвали к руководству Гостелерадио и после извинений и недомолвок объявили: картину нужно закрыть. Как? Почему? В чем связь между оккупацией далекой горной страны и картиной о гусарах?
Причина была озвучена, и она оказалась настолько нелепой, что поначалу воспринималось как шутка. Итак, согласно сюжету фильма, один из главных героев — Мерзляев — был жандармским офицером. Так вот, в свете последних политических событий любое упоминание силового ведомства было строжайше запрещено. К тому же в сценарии вроде как чересчур мрачными красками был изображен сотрудник Тайной канцелярии. Кто бы мог подумать, что коммунисты стеной встанут на защиту жандармерии времен Николая Первого!
Поначалу ни Горин, ни Рязанов не могли поверить в серьезность сложившейся ситуации. Но когда вопрос встал ребром: или они переписывают сценарий, или же картина закрывается, — вновь засели за работу. Понятно, что вся сюжетная линия тут же начала трещать по швам. Пришлось переделывать громадные куски сценария. И все это Горин и Рязанов осуществляли, параллельно работая с актерами: ведь уже было понятно, кто сыграет основные роли, поэтому полным ходом шились костюмы и подбирались нужные парики.
Талант в обмен на расписку
Надо сказать, что актерский ансамбль в фильме «О бедном гусаре замолвите слово» подобрался великолепный. Даже в крохотных эпизодах блистали лучшие актеры того времени. Закадровый текст читал не кто-нибудь, а Андрей Миронов. Эльдар Рязанов, который до этого снимал актера в своей комедии «Невероятные приключения итальянцев в России», в новой картине не нашел для него роли. Поэтому предложил самое малое — роль чтеца. И Миронов виртуозно справился с этой задачей. Еще и подарив фильму одну из песен в своем исполнении.
Почти все главные роли писались Рязановым и Гориным под конкретных актеров. То, что Мерзляева будет играть именно Олег Басилашвили, Эльдар Александрович уже знал, только принимаясь за сценарий. Лишь он, по мнению режиссера, мог воплотить столь неоднозначный образ. Мерзляев — с одной стороны, тонкий, интеллигентный, прекрасно образованный человек. Общаться с ним — одно удовольствие, ибо он может поддержать разговор на любую тему. И в то же время Мерзляев — интриган, который ни в грош не ставит окружа-ющих и в любой момент способен всадить нож в спину. Словом, эдакий двуликий демон во плоти.
Олег Басилашвили, прочитав сценарий, поначалу сделал вид, что обиделся: мол, и что это вы, Эльдар Александрович, постоянно предлага-ете мне исключительно роли мерзавцев? Но потом сознался, что на самом деле именно такой «многослойный» образ ему и нравится. Сыграть его непросто, но тем это интересней.
Если учесть, что сюжетная линия была сильно переделана, в каких-то моментах Рязанов полностью полагался на интуицию Басилашвили. И Олег Валерьянович, сообразуясь со своими представлениями о герое, что-то добавлял в его облик или, напротив, отсекал.
Итог — уже готовая картина — настолько впечатлил Рязанова, что он, отдавая дань актерскому гению Басилашвили, на премьере в Доме кино говорил высоким штилем минут десять, не меньше. В ответ Басилашвили поблагодарил, конечно, режиссера за столь высокую оценку, а потом, протягивая ручку и бумагу, с улыбкой попросил: «Раз тебе так нравится со мной работать, пиши расписку, что будешь занимать меня в каждой своей следующей картине».
«Вот так, расслабишься, а коварные артисты тут же норовят воспользоваться ситуацией», — вздохнул Рязанов, но бумагу тем не менее подписал. И свое обещание, надо сказать, почти сдержал. По крайней мере в следу-ющей его картине («Вокзал для двоих») у Басилашвили действительно была главная роль. И — в кои-то веки! — Рязанов доверил актеру роль не очередного подлеца, а положительного героя, пианиста Платона Громова.
Как и в случае с Басилашвили, Рязанов точно знал, что роль полковника Покровского однозначно будет играть Валентин Гафт. А уж когда актеру подобрали очень удачный грим (лицо Покровского было покрыто много-численными шрамами), стало понятно: это действительно стопроцентное попадание в образ.
Одной из самых колоритных в фильме стала, казалось бы, далеко не главная роль Егорыча — крепостного камердинера графа Мерзляева. Его воплотил на экране Георгий Бурков, который смог сделать своего героя одновременно забавным и гнусным, но при этом живым и ярким. Бурков вообще был одним из любимых актеров Рязанова. Они впервые встретились на съемках комедии «Зигзаг удачи». Тогда Эльдар Александрович, только глянув на Жору, выдал вердикт: «У него идеальное лицо для роли спившегося русского интеллигента». И оказался прав: именно в этом амплуа Бурков долгие годы блистал на экране.
А вот актрису на главную женскую роль искали очень долго. Режиссер и его помощники пересмотрели, пожалуй, всех первых красавиц советского кинематографа. Да, они были обворожительны, восхитительны, порой талантливы. Но отчего-то не вполне убедительны. Так и продолжались поиски, пока на кинопробы из Питера не приехала робкая, с наивным взглядом Ирина Мазуркевич.
А уж когда Рязанов услышал ее голос — абсолютно не поставленный, но очень трогательный и полный страсти, то понял: главная героиня найдена. И хотя роль Настеньки на самом деле была в сценарии не особо прописана, Ирина Мазуркевич как истинная представительница питерской интеллигенции смогла добавить в этот образ сочных красок.
Так же долго шли поиски кандидата на роль Плетнева — молодого гусара, гуляки и выпивохи, который в сложную минуту проявляет все свои самые лучшие качества. В конце концов всех претендентов обошел на финишной прямой Станислав Садальский, который в то время служил в театре «Современник». Легкий и пластичный, без разговоров подчиняющийся воле режиссера, Садальский сыграл в этом фильме, вне всякого сомнения, свою лучшую роль. Во время съемок он, как послушный щенок, восторженно слушал каждое замечание режиссера. Мог, никого не стесняясь, расплакаться, когда Рязанов чересчур импульсивно рассказывал о своем видении того или иного эпизода. Именно эта детская непосредственность и нужна была, чтобы образ Плетнева оказался законченным.
Новый поворот…
Примерно к марту 1980 года съемочная группа была полностью сформирована, все главные герои найдены, костюмы сшиты и даже упакованы в громадные контейнеры для выезда в двухмесячную экспедицию в Питер. Словом, все проблемы, как казалось, остались позади. Ан нет. Буквально за день до отъезда в Северную столицу Рязанов получил очередной удар под дых: картину все-таки решено закрыть. По личному распоряжению председателя Гостелерадио, без объяснения причин и обратного хода.
И вновь наступил период мучительной борьбы режиссера за свое многострадальное детище. К делу были подключены высокие чины. И спасла ситуацию… болезнь председателя Гостелерадио Сергея Лапина. Он угодил в кремлевскую больницу, и туда же, зная об этом, лег подлечиться директор «Мосфильма» Николай Сизов, пообещавший помочь Рязанову. Сложно сказать, какие аргументы привел Сизов Лапину, но спустя время фильм разрешили-таки снимать. Как тут не поверить в народную мудрость «Как вы лодку назовете, так она и поплывет»? Название для фильма «О бедном гусаре замолвите слово», увы, подходило как нельзя лучше!
Словом, когда съемки все-таки были завершены (при неусыпном контроле многочисленных инспекций), Рязанов уже с покорностью принял тот факт, что художественный совет картину практически разгромил. Было высказано пятнадцать довольно принципиальных замечаний, которые следовало воплотить в жизнь: сократить, переделать и опять сократить.
Ну и в качестве финального аккорда ленту подсократили еще раз — буквально за несколько часов до премьерного показа и уже без ведома режиссера.
…А потом была премьера. Которая прошла практически незаметно. Нет-нет, конечно, фильм многие посмотрели. Булат Окуджава, Андрей Вознесенский, Игорь Ильинский и многие другие люди, чье мнение было режиссеру небезразлично, написали Рязанову письма с восторженными откликами. Но вот широкого резонанса фильм, увы, не получил. И действительно: кому в первый день Нового года, когда еще осталось шампанское и оливье, захочется смотреть картину, в финале которой одного главного героя убивают, а другого отправляют в ссылку?
Словом, сразу после премьеры фильм отправился прямиком на полку. Мол, не нашел он отклика в зрительских сердцах — и все тут! Целых пять лет «О бедном гусаре…» не выпускали на телеэкраны. Эльдар Рязанов, который первое время еще пытался бороться, в итоге сложил оружие: ну, значит, так тому и быть. Пока — 4 января 1986 года — картину вдруг вновь не показали по Центральному телевидению, все так же неожиданно для самого режиссера. И на сей раз все будто прозрели! Ах, какие потрясающие актерские работы! А сколько аллюзий на день сегодняшний! Словом, настоящий киношедевр! И хотя картина на пути к зрителю не обошлась без многочисленных мучительных потерь, сегодня она заняла наконец достойное место в списке лучших творений советского кино.
ФОТО: киноконцерн «Мосфильм», Russian look
Наш вариант фотопроб к фильму «О бедном гусаре замолвите слово»
Мы представили, кто мог бы сыграть в современной версии фильма. Из мира шоу-бизнеса рискнули сняться Ираклий Пирцхалава и Ирина Тонева. А от имени кинематографа выступили Сергей Рост и Екатерина Вуличенко.
Камера, мотор!
Ираклий Пирцхалава
КАК ЭТО БЫЛО
Все-таки насколько меняются люди, когда они становятся родителями! Причем в лучшую сторону. Помнится, пару лет назад мы уже снимали Ираклия для наших «Кинопроб». Тогда он еще находился в поиске своей второй половины — был веселым, беззаботным, даже беспечным. С тех пор многое изменилось: Ираклий встретил свою Софию, а этим летом стал отцом, причем лично присутствовал при появлении сына на свет. И вот — наша новая совместная фотосессия. Нет, его веселый нрав никуда не делся, а вот беспечность, кажется, канула в Лету. По крайней мере в его взгляде появилась какая-то основательность, что ли. Да и когда он говорит, ясно сразу: речь не мальчика, но мужа! Поэтому и образ мы ему подобрали соответствующий — с солидными бакенбардами и в цилиндре.
Прямая речь
«Несмотря на то что фильму уже тридцать лет, он не потерял актуальности. Та же бюрократия, то же пресмыкание перед чиновниками. Интересно, когда люди смотрят картины, подобные этой, они делают какие-то выводы? Увы, мне кажется, что ответ отрицательный. Если говорить о художественной ценности фильма, то в первую очередь хотелось бы отметить актерский состав. Это, я считаю, вообще сильная сторона режиссера Эльдара Рязанова: у него всегда точно подобраны актеры. И еще одна из особенностей его кино — невероятная смесь комедии и трагедии, этакий смех сквозь слезы. Сегодня так уже не снимают. У нас вообще в последнее время существует четкая градация: либо „кино не для всех“, либо ширпотреб. Ну почему в Советском Союзе могли снимать картины, которые смотрела вся страна, но которые тем не менее можно смело причислить к произведениям искусства, а сегодня — уже нет? Ответа на этот вопрос я, к сожалению, не знаю».
Сергей Рост
КАК ЭТО БЫЛО
За свою бурную актерскую карьеру Сергей Рост переиграл, кажется, все возможные и невозможные роли. Только в рамках передачи «Осторожно, модерн!» он был и ученым-ботаником, и боксером, и комбатом, и молчаливой эстонской женщиной, и кокетливой женой прапорщика Задова. А вот мавром — нет, еще не доводилось. Мы решили эту досадную оплошность исправить. Да еще на всякий случай (зная, что Росту все по плечу) усложнили задачу. В наших «Кинопробах» Сергей исполняет роль мавра, которого играет Евгений Леонов. Ух, кажется, справились!
Прямая речь
«Как раз недавно пересмотрел „О бедном гусаре…“ и подумал: какой же хороший фильм! Там все мне нравится. И сценарий, который Рязанов написал вместе с Гориным — совершенно изумительным драматургом, сценаристом и писателем. И целая плеяда замечательных артистов. Прекрасны и Леонов, и Бурков, и Гердт, и даже Садальский — наверное, его лучшая роль, не считая Кости Сапрыкина. А Гафт какой! Словом, куда ни ткнешь — везде шедевр. И еще Рязанов умудрился снять такие пейзажи, что я просто не узнал родные края. Я думал, что дореволюционная Россия разрушена в дыму пожарищ 17-го года. А оказывается, это снимали под Питером! Ну и к тому же в этом фильме очень много пластов, которые открываешь с каждым новым просмотром!»
Ирина Тонева
КАК ЭТО БЫЛО
Ира — единственная участница из бывшего состава группы «Фабрика», которая по какой-то причине в наших «Кинопробах» еще ни разу не принимала участия. Надо было срочно восполнить этот пробел. И мы не пожалели. Как и ее соратницы по коллективу, Ира оказалась девушкой приятной во всех отношениях, вдумчивой, требовательной, но послушно исполняющей все указания наших стилистов, визажистов и фотографа. У Тоневой, как выяснилось во время фотосессии, в жизни такой девиз: «Умей слышать свой внутренний голос и слушай только его». Судя по тому, что результат нашего сотрудничества оказался удачным, советы съемочной группы полностью совпали с тем, что шептал Ире ее внутренний голос. Согласны?
Прямая речь
«Ирина Мазуркевич, в которую мне предложили перевоплотиться на один день, — очень выразительная актриса. Особенно поражают ее глаза, большие-большие, в которых можно увидеть то, о чем она молчит. В этом и заключается талант режиссера Эльдара Рязанова: в его фильмах все актерские роли невероятно запоминающиеся. Не в обиду современным режиссерам будет сказано, но когда они предпринимают попытки повторить успех мэтров советского кино, у них это не получается. Ну не выходит воспроизвести настроение той эпохи! И актерам не удается. Я не знаю, в чем причина. Уверена, это вовсе не потому, что сейчас нет талантливых актеров и режиссеров. Нет, таланты были, есть и будут. Но ту Россию, те времена и характеры почему-то воссоздать им не дано. Именно поэтому старые фильмы неповторимы и так ценны для нас».
Екатерина Вуличенко
КАК ЭТО БЫЛО
Ее называют рыжей бестией с ангельским характером. И в этом мы смогли убедиться во время нашей фото-сессии. Когда Катя входила в кадр, тут же превращалась в модистку Жужу (эту роль в фильме «О бедном гусаре замолвите слово» исполняла Наталья Гундарева) — глаз горит, аж искры летят! Но как только выключался свет, актриса вновь превращалась в милую улыбчивую девушку, чуть стеснительную даже. Которая задавала только один вопрос: «А вы на самом деле считаете, что я похожа на Наталью Гундареву?» И мы в ответ хором убеждали, что со своей задачей Катя справилась на отлично. Ведь правда же?
Прямая речь
«Фильм „О бедном гусаре замолвите слово“ — один из самых моих любимых. Сейчас даже и не вспомню, когда увидела его впервые. Наверное, в детстве, как и все мы. Но в общей сложности пересматривала его раз двадцать, не меньше, помню наизусть почти все реплики, диалоги… Все-таки есть в советском кинематографе такие картины, которые не надоедают, их, напротив, хочется смотреть вновь и вновь, особенно когда вдруг накатывает меланхолия. У Натальи Гундаревой в этом фильме, конечно же, потряса-ющая характерная роль. Пусть и не самая главная, но очень запоминающаяся. В этой картине вообще исключительные актерские работы. Но я уверена: без Гундаревой фильм вряд ли так блистал бы!»