Замуровать и спрятать
Сестру императрицы превратили в ангела
Столица наша богата кладами, щедро дарит археологам многочисленные находки при раскопках. Однако случаются и куда более необычные обретения старины. Памятники прикладного искусства и архитектуры обнаруживаются вдруг замурованными буквально у всех на виду.
Из числа самых последних таких событий — иконы на Спасской и Никольской башнях Кремля. Однако в истории Первопрестольной можно найти свидетельства о некоторых не менее удивительных открытиях, сделанных при реставрационных и ремонтных работах на объектах города. Причем не только наземных, но и подземных.
В вынужденном заточении и забвении пришлось провести несколько лет огромной мозаике, украсившей торцевую стену центрального зала станции метро «Новослободская». Автором этого произведения был известный художник Павел Корин. Созданное им панно получило название «Миру — мир!»: навстречу людям идет босоногая женщина с ребенком, тянущим ручки к небу, к солнцу (только вместо солнца в верхней части мозаики помещен был портрет Сталина). Как рассказывал корреспонденту «РД» один из авторов проекта станции, архитектор А. Стрелков, Никита Хрущев, который в 1951 г., незадолго до открытия станции, приезжал посмотреть на новый подземный дворец, нашел в коринском творении идеологический изъян: «Почему она у вас босая? Что, у нас в стране людям обуви не хватает? Почему дискредитируете Советскую власть?!» Пришлось после этого визита спешно исправлять оплошность — «обувать» аллегорическую Родину-мать в некое подобие древнеримских сандалий. Тем не менее антипатия к художествам на «Новослободской» у Никиты Сергеевича все равно сохранилась, и вскоре после его прихода к власти из ЦК последовало распоряжение: мозаику убрать! Авторы проекта «Новослободской» пошли на риск и решили спасти коринскую работу от уничтожения. Панно загородили снаружи фальшивой стенкой, облицованной мрамором. Родина-мать пребывала в замурованном состоянии почти 10 лет — вплоть до отстранения Хрущева от власти. Многие москвичи уже и забыли об этом украшении «Новослободской». Лишь при Брежневе художнику Корину удалось добиться разрешения вернуть мозаику в интерьеры станции. Декоративную стенку разобрали, в верхней части панно вместо портрета Сталина поместили изображение ленты с надписью «Мир во всем мире», а пресловутые «хрущевские» сандалии убрали, оставив Родину-мать босоногой — как и было первоначально задумано автором.
Не так давно своеобразный сюрприз преподнес Киевский вокзал. Долгие годы его главный фасад, обращенный к площади, украшали два огромных барельефа с гербами СССР. Однако когда в 1997 г. при ремонте здания приступили к их обследованию, выяснилось, что гербы эти установлены внакладку. Квадратные плиты с изображением главного государственного символа Страны Советов закрывали ниши, в которых прятались старые гербы Москвы и Киева. Ими украсили фасад, еще когда вокзал строился в 1914—1917 гг. При Советской власти майоликовые геральдические картины с религиозным содержанием (на гербах-то фигурировали Георгий Победоносец, архангел Михаил) решено было заменить, и в 1925 г. на фасаде вокзала укрепили два барельефа с Гербом Советского Союза. Долгие годы считалось, что дореволюционные изображения при этом были уничтожены, и лишь семь десятилетий спустя их удалось обнаружить. Теперь фасаду Киевского вокзала возвращен первоначальный вид.
Спрятать, замуровать можно не только произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства, но даже старинные здания. Когда в середине 1950-х архитекторы-реставраторы обследовали кварталы старых построек в Зарядье, по соседству с так и не построенной сталинской высоткой, их внимание привлекали в основном многочисленные храмы, стоящие вдоль ул. Разина (ныне — Варварка). А вот втиснувшийся между ними безликий четырехэтажный дом, явно построенный не ранее конца XIX в., вызывал у ценителей старины лишь досаду: унылая коробка только загораживает панораму улицы!
Нашелся однако специалист, который решил познакомиться с этим домом более основательно, — известнейший реставратор П. Барановский. Зондажи, сделанные в нескольких местах четырехэтажки, открыли ученому тайну здания: за стенами и надстройками позднейшего времени скрывался уникальный памятник зодчества — многолетние исследования позволили выяснить, что это палаты Старого Английского двора
Проводившиеся на протяжении нескольких последних лет обширные работы по восстановлению Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье подарили их участникам несколько удивительных находок.
Когда рабочие взялись готовить к ремонту крыльцо одного из деревянных домов, сохранившегося здесь с дореволюционных времен, и приступили к расчистке закрытого со всех сторон чулана под лестницей, то обнаружили там спрятанный церковный колокол. Вес бронзового красавца около 6 пудов, диаметр — более полуметра, высота — 70 см. Колокол оказался в хорошем состоянии, на боку его выгравирована монограмма: вензель «Е. Ф.» с короной над ним (это изображение явно посвящено основательнице обители, великой княгине Елизавете Федоровне). Вероятно, найденный экземпляр был изготовлен для звонницы главного храма — Покровского собора, но при том специалисты определили, что отливка эта не из числа старых. Когда и почему колокол спрятали под крыльцом — непонятно.
Строителей, занимавшихся ремонтом Покровского собора, построенного в начале прошлого века по проекту известного архитектора А. Щусева, поджидала зимой 2007 г. другая находка. В глубине чердачного помещения над южным приделом храма за грудой мусора у основания барабана было спрятано в сложенном виде большое паникадило (люстра), украшавшее прежде центральную часть собора. Такой сюрприз, конечно, обрадовал реставраторов, но и огорчил тоже: ведь считалось, что паникадило это уничтожено после закрытия большевиками обители, и потому реставраторы провели кропотливую и трудоемкую работу, восстанавливая чертежи огромного светильника по сохранившимся старым фотографиям. Новое паникадило-копию уже успели по ним изготовить и повесить в храме, когда из тайника извлекли оригинал.
Еще одним достаточно оригинальным подарком тем, кто участвовал в восстановлении главного храма Марфо-Мариинской обители, стали резные барельефы, украшающие стену над порталом северного входа в Покровский собор. Два барельефа изображают ангелов — шестикрылых серафимов. С земли они не очень хорошо видны, но если рассматривать изваяния со строительных лесов, можно убедиться, что эти изображения скопированы с реальных людей. «Справа скульптор изобразил саму Елизавету Федоровну, — пояснила архитектор-реставратор Наталья Царина. — А у серафима, расположенного с левой стороны, есть портретное сходство с ее супругом, великим князем Сергеем Александровичем, погибшим от бомбы террориста. Хотя заметить это труднее: ведь Его Высочество носил бороду и усы, которых у ангела, естественно, быть не может.»