Архив

Куда делись русские басы?

Галина Вишневская ищет молодые таланты

«Я всегда относилась к подобным конкурсам отрицательно, — неожиданно начала пресс-конференцию, посвященную открытию III Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской, сама Галина Павловна. — Помню, в 58-м или 60-м году на конкурсе Чайковского пели те, кто уже исполнял репертуар в Большом театре, и учащиеся консерватории. Естественно, солистам Большого было очень просто выиграть у молодежи. И зачем тогда вообще нужны такие соревнования?»

7 мая 2010 21:48
3415
0

«Я всегда относилась к подобным конкурсам отрицательно, — неожиданно начала пресс-конференцию, посвященную открытию III Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской, сама Галина Павловна. — Помню, в 58-м или 60-м году на конкурсе Чайковского пели те, кто уже исполнял репертуар в Большом театре, и учащиеся консерватории. Естественно, солистам Большого было очень просто выиграть у молодежи. И зачем тогда вообще нужны такие соревнования?»


Тем не менее в 2006 году к юбилею Галины Павловны был учрежден новый певческий конкурс, который в этом году пройдет уже в третий раз. Возглавляют оргкомитет мэр Москвы Юрий Лужков и министр культуры РФ Александр Авдеев.


По мнению Вишневской, сейчас существует заколдованный круг, который мешает молодым талантливым артистам попасть на знаменитые оперные сцены: «Чтобы певцу дали главную партию в опере — у него должно быть имя, а как получить имя, если у него нет площадки заявить о себе?» В советские годы выпускники консерватории могли поступить в театр по конкурсу. «Но разве можно сегодня во времена демократии ударить палкой по голове и сказать: бери наших русских молодых певцов?! Невозможно». Поэтому и родился новый конкурс — с дипломом лауреата от Вишневской гораздо больше шансов «выйти в люди».


Кстати, по этой же причине в жюри конкурса приглашены артистические директора ведущих оперных театров: Римской оперы, «Сити Опера» в Нью-Йорке, Оперного театра Осло, Афинской оперы, Новой оперы в Вене и др. Наверняка кто-то заодно с судейством займется и подборкой кадров.


По традиции конкурс проходит в три тура: прослушивание записей кандидатов на DVD (сейчас завершается этот этап), три арии «вживую» под аккомпанемент фортепиано (2—4 июня), финал — две арии в сопровождении симфонического оркестра (6 июня, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко).
Уровень поданных заявок очень высок, однако женских меццо-сопрано стало меньше. «И, как ни странно, Россия оскудела басами. Куда делись знаменитые мужские басы в России, не знаю, — поделилась первыми впечатлениями Галина Павловна. — Возможно, дело в том, что наша молодежь нацелена уезжать на Запад, а там другой репертуар, вот и подстраиваются. Римский-Корсаков, Глинка писали для низких голосов, чтобы аж гудели. А даже для Мефистофеля нужен уже другой настрой голоса».


И еще одно «увы» — русские певцы слишком много поют не по-русски: «Борис Александрович Покровский — великий режиссер, посвятивший себя музыкальному театру, незадолго перед своим уходом сказал мне: «Галя, как мне надоело слушать оперы на итальянском языке в России! Я устал: одни поют, не зная языка, другие — не зная языка, их слушают. Это пустое». На конкурсе Вишневской каждый молодой исполнитель обязательно представит арию на русском языке.