Архив

«Морозко»

В этом году сказке Александра Роу «Морозко» исполняется 45 лет

Кто бы мог подумать, что этот фильм, который до сих пор идет на наших телеэкранах, стал одним из самых противоречивых в истории кинематографа! Об этом — в сегодняшнем выпуске «Кинопроб».

1 декабря 2009 18:09
7531
0
15-летняя Наташа Седых, сыгравшая Настеньку, по-настоящему влюбилась в своего партнера по фильму Эдуарда Изотова.
15-летняя Наташа Седых, сыгравшая Настеньку, по-настоящему влюбилась в своего партнера по фильму Эдуарда Изотова.

Кто бы мог подумать, что этот фильм, который до сих пор идет на наших телеэкранах, стал одним из самых противоречивых в истории кинематографа! Об этом — в сегодняшнем выпуске «Кинопроб».


Наивное творение, лишенное спецэффектов, сказка «Морозко» давно уже вошла в золотой фильмофонд. Хотя если смотреть эту картину непредвзято, многое в ней покажется странным. Почему отец Настеньки, оставивший ее по приказу мачехи одну, беззащитную, в заснеженном лесу, не воспринимается как преступник? Мы всего лишь жалеем его: мол, как не повезло старику с супружницей! Да и поведение самой Настеньки вызывает вопросы. Например, почему молодая девица не борется за свою жизнь, а спокойно ложится помирать со словами: «Прощай, Морозушко, я замерзаю»? Какое-то полное отсутствие инстинкта самосохранения! Или посмотрите на Ивана, жениха Настеньки. В нелепом парике, с накрашенными губами, он по идее не может вызывать никаких чувств, кроме иронии и сострадания. А ведь в детстве многие девочки были влюблены в героя Эдуарда Изотова!


Откровенно говоря, лишь два персонажа достойны того, чтобы о них говорить отдельно. Это Баба-яга в исполнении колоритного Георгия Милляра и Марфуша — с лицом молодой, но уже тогда очень талантливой Инны Чуриковой.


Но несмотря на все нелепицы, в далеком 1964 году, когда картина вышла на экраны, ее приняли на ура. Самое интересное началось потом: два года спустя сказка появилась в прокате в США, и отзывы посыпались такие, что хоть святых выноси! Если собрать воедино все нелицеприятные мнения, получится увесистый том. Не поняли жители Штатов, воспитанные совсем на других сказках, наш фольклор. Вот лишь некоторые цитаты: «Мне не может нравиться злобная русско-финская бабушка-трансвестит». «Боже мой, это похоже на наркотический бред». «Слава богу, хоть животные в этом фильме молчат». «Самый странный фильм в истории кино! Вероятно, группа русских сценаристов наелась наркотиков!» «Весьма придурковатая фантазия-сказка про хвастливого парня, превратившегося в медведя, одиннадцатилетнюю аутистку, которую он хочет соблазнить, идиотский дом с ногами, неблагополучную семью уродливых русофиннов и длиннобородого парня, который замораживает деревья и убивает птиц». «Хуже всего, что фильм называют детским. Если бы я в детстве посмотрел такой, сошел бы с ума!» «Представьте себе, что несколько русских собрались вместе, выпили много-много водки и решили, что неплохо было бы сделать фильм. Передвигающиеся деревья и дома на куриных ногах я могу объяснить только этим». «Просмотр этого фильма может стать причиной потери рассудка и моторных функций. Волшебные грибы, гуляющие дома и деревья, гномы-убийцы… Хотя если вы, ваш ребенок и ваш родной язык — русские, можете посмотреть это кино. В противном случае лучше сходите на «Русалочку»! «Мне интересно было узнать пикантные подробности жизни в сельской России. Я и понятия не имел, что перед знакомством с потенциальным мужем русские девушки делают клоунский макияж и надевают корону, как в закусочной Burger King».


Одним словом, «Морозко» после бурных обсуждений был единодушно внесен американцами в список ста самых худших фильмов всех времен и народов. С ними наверняка поспорили бы жители Чехии. Вот у них, наоборот, «Морозко» уже много лет подряд главный зимний хит! Примерно как у нас «Ирония судьбы, или С легким паром!» Они и Инну Чурикову за роль Марфуши наградили почетной серебряной медалью Масарика.


Но среди поклонников творения Александра Роу все-таки есть один американец. И какой! Стивен Спилберг собственной персоной!


Он уверяет, что фильм советского режиссера был предтечей многих киношедевров Голливуда.


Цыплячьи страсти


Как бы ни критиковали фильм «Морозко», почти для всех актеров, которые в нем снялись, он стал по-настоящему звездным. И конечно, самый счастливый билет в своей жизни вытянула Наталья Седых, сыгравшая Настеньку. Актрису на главную роль Александр Роу подбирал очень долго. По всей стране ассистенты режиссера искали девушку с кукольным личиком и наивным взглядом. Наташу Седых, которой тогда было всего пятнадцать, режиссер увидел по телевизору. Она, с детства занимавшаяся фигурным катанием, исполняла на льду танец «Умирающий лебедь».


«Фигурным катанием я занималась с детства, — вспоминает Наталья. — Еще когда мне было четыре года, грезила о танцах на льду. Несмотря на мой юный возраст, меня взяли в секцию. Правда, позанимавшись несколько лет, я неожиданно поняла, что собственно танцы — на паркете, вне льда — мне намного ближе».


Буквально в один день бросив фигурное катание, Наталья поступила в хореографическое училище и на лед стала выходить лишь изредка, для собственного удовольствия.


И вот однажды ей позвонил директор того самого катка, где она порой каталась для поддержания формы. «Предстоял какой-то серьезный праздник, приехало телевидение. То ли кто-то заболел, то ли еще что-то случилось — словом, директор умолял меня выступить. Конечно, я согласилась».


Александр Роу оказался в числе телезрителей… «Когда я ехала на кинопробы, ни на что не надеялась, — вспоминает Наталья Седых. — Ведь вместе со мной на ту же роль пробовались немало известных актрис».


Имен своих бывших конкуренток Наталья предпочитает не называть, зачем ворошить прошлое: она-то знает, насколько это тяжело — быть отвергнутой героиней… Жаль, но и в киноархивах не сохранилось кинопроб «Морозко». Нам удалось выяснить фамилию лишь одной актрисы, которая была реальной претенденткой на главную роль, — это Надежда Румянцева. Однако после долгих раздумий режиссер решил, что его Настенька все-таки больше похожа на юную Наташеньку Седых. Хотя когда начались съемки, он поначалу чуть не пожалел о своем выборе.


«Я не была новичком в кино — еще в шесть лет снималась в советском ролике „Берегись пожара!“, позже меня пригласили в учебный фильм для французских школ. Однако как только прозвучало „мотор, камера!“, я будто оцепенела».


Когда неопытная актриса сорвала один за другим несколько дублей, на помощь ей пришла вся съемочная группа — Наташа успела всех очаровать своей ангельской улыбкой. Другая сложность заключалась в том, что параллельно Наталья училась в хореографическом училище. На съемки Седых выезжала с кипой учебников, а каждое утро начинала с балетных па.


«Конечно, мне было обидно, когда я после тяжелого съемочного дня шла к себе в номер и терпеливо сидела за учебниками, в то время как остальные члены группы собирались вместе, чтобы отдохнуть. Я делала уроки под „аккомпанемент“ взрывов хохота, песен и громких разговоров. Если честно, такая ситуация выводила меня из себя. Однако никому из старших и в голову не приходило пригласить юную актрису хотя бы разок на веселые посиделки. Это сейчас девушки в пятнадцать лет уже вполне сформировавшиеся особы. Тогда все было по-другому. К тому же балетные всегда выглядят моложе своих лет. Так что для окружающих я была, видимо, совсем еще цыпленком».


Эх, знали бы эти самые взрослые, какие страсти бушевали в душе у «цыпленка»! Увы, никто и не догадывался, что Наташа, подобно своей героине из сказки, действительно влюбилась в своего партнера — Эдуарда Изотова. Но меньше всего об этом думал сам актер. Во-первых, он был намного старше Натальи: ей — пятнадцать, ему — тридцать три. Во-вторых, она — дебютантка, а он — уже известный актер. (Изотов стал сниматься, еще будучи студентом, а в двадцать лет вступил в Союз кинематографистов.) Ну, а в-третьих, он был женат, у него росла дочь Вероника.


«Самое смешное, что мы с Изотовым постоянно общались. Вот только обсуждал он со мной вовсе не амурные проблемы. Он, к примеру, все интересовался, с какого возраста ему можно отдать свою дочку, которой тогда только исполнилось пять лет, в балетное училище».


Увы, Изотов воспринимал Наталью как маленькую девочку. Впрочем, как и все остальные. На нее даже режиссер, который обычно весьма эмоционально вел себя на съемках, прикрикнул лишь однажды. Да и то, считает Седых, весьма обоснованно. Снимали сцену, где Марфуша падает в пруд, а Настенька спасает ее. Поскольку водоем был ужасно грязный, да еще и с пиявками, Наталья все оттягивала и оттягивала тот момент, когда ей тоже придется плескаться в мутной водице. Сбежала один раз с горки, замерев у берега как вкопанная. Другой. Потом третий. И тут Роу не выдержал и заорал так, что Наталья с перепугу тут же плюхнулась в воду. Кадр был снят!


Баба-яга со стажем


На самом деле до Милляра мужчины никогда не играли Бабу-ягу. И хотя сам актер всю жизнь мечтал об образах Суворова, Вольтера и Цезаря, на деле после встречи с Александром Роу (это случилось в конце тридцатых годов) он воплощал на экране преимущественно сказочных персонажей.


И Баба-яга — именно его придумка.


«Обильный материал для этого образа дала мне соседка по коммуналке, — рассказывал позже Милляр. — Характер у нее был ужасный, она постоянно ссорила соседей и получала от этого громадное удовольствие. Еще несколько характерных черт я подглядел, будучи на отдыхе в Ялте: на Чайной горе пасла коз старушка преклонных лет. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках — короткая палочка… Словом, Баба-яга — совсем не женская роль. Ну какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гример только отвернется, она тут же реснички подрисует. Так что пришлось мне взяться за этот образ».


И Бабка-ежка у Милляра получалась просто отменной. Более того, она эволюционировала от фильма к фильму. «В „Василисе Прекрасной“ моя бабуля — этакая дачница с повязочкой на голове, а вот в „Морозко“ уже изрядно подряхлела, ослабела, да и радикулит ее, бедняжку, замучил», — рассказывал Милляр.


Во время съемок с актером была лишь одна проблема: он любил выпить и обычно находился в приподнятом настроении с раннего утра. Роу злился из-за этой особенности своего любимца, однако ничего поделать не мог. Даже когда он запретил продавцам местной автолавки продавать Милляру спиртное, тот его перехитрил. На виду у всей съемочной группы Милляр шел в магазин с бидончиком в руках. По возвращении бидон был полон молока, а спустя некоторое время актер опять буквально летал по площадке, обдавая всех алкогольными парами. Когда Роу стал выяснять, что происходит, обнаружилась хитрая уловка, к которой прибегал Милляр.


Он заранее договаривался с продавщицей, та ставила в бидон бутылочку его любимого портвейна «Кавказ», а сверху наливала молоко. Довольны были все, кроме режиссера. Сам-то он вообще не прикасался к спиртному. Точнее, ему не разрешала выпивать его супруга, которая сопровождала Роу на всех съемках, подкармливала его сладеньким и тщательно контролировала каждый его шаг. Впрочем, Александр Роу не очень-то и сопротивлялся, он был таким же чистым и наивным, как и его сказки: большой ребенок, который без помощи взрослых просто пропадет!


Жизнь после «Морозко»


Премьера картины была очень громкой. Изрядно потрепанная фраза про то, что все актеры наутро проснулись знаменитыми, тем не менее идеально соответствовала ситуации. «Письма мне приходили мешками, — вспоминает Наталья Седых. — И я, как девушка порядочная, поначалу честно старалась ответить на каждое из них: Роу наставлял меня, что людей следует уважать и не оставлять без внимания их послания. Однако довольно скоро я поняла: если следовать советам моего наставника, у меня больше ни на что не останется времени, кроме как на общение со зрителями».


Эдуарду Изотову было еще трудней: где бы он ни появлялся, его всюду встречали толпы поклонниц. А если отправлялся в другой город, рьяные фанатки дежурили у гостиницы ночи подряд. Но, несмотря на такой успешный старт, дальнейшая карьера ни у Изотова, ни у Седых не задалась. Более того, за тот успех им двоим пришлось дорого заплатить.


…Эдуарда Изотова взяли с поличным прямо на улице Горького, у московского кафе «Лира». Вместе с супругой и ее бывшим мужем актер пытался обменять несколько золотых монет и валюту на рубли. Коллеги пытались всеми силами помочь актеру: звонили по инстанциям, поднимали старые знакомства. Многие понимали, что сам Изотов в этой истории был отнюдь не главным героем: как выяснилось, он всего лишь согласился подвезти бывшего мужа супруги.


На суде самую прочувствованную речь произнес Олег Стриженов, да так, что люди в зале еле сдерживали слезы. «Изотов — великолепный артист, его обожают зрители. Он ни разу в жизни не говорил о валюте и не знал, что это такое. Чтобы он заинтересовался какой-то тряпкой? Да никогда! Все его интересы были творческими. Потрясающий человек, чистый, добрый, талантливый. Это недоразумение, ошибка…»


Однако, несмотря на столь именитых заступников, приговор суда был суров: три года лишения свободы, конфискация всего имущества. Оставили лишь квартиру, да и то потому, что в ней была прописана дочь супруги от другого брака…


Из тюрьмы Эдуард вышел совершенно другим человеком. Он, который и в жизни был немного похож на своего героя из «Морозко» — такой же искренний и слегка наивный, — вдруг был объявлен преступником! На момент освобождения ему было всего пятьдесят. Но первый инсульт сразил его почти сразу же… Вскоре случился еще один. Всего Эдуард Изотов перенес шесть инсультов. Речь его стала совсем непонятной, одна рука почти не работала. Неудивительно, что ролей такому актеру не находилось… Свои последние дни он провел в психиатрической больнице, не узнавая никого, даже собственную дочь. Так закончилась жизнь одного из самых любимых актеров. Печальнее всего, что простые зрители и не подозревали о том, что случилось с героем детских сказок: в советские времена не принято было публично обсуждать такие деликатные вопросы.


Не сложилась громкая актерская карьера и у Натальи Седых. Точнее, она сама, снявшись у Роу, решила полностью посвятить себя балету. Написала письма на все киностудии с просьбой ей не звонить и пропала на долгие годы.


За это время ей тоже пришлось пережить немало сложных ситуаций. Это только на экране она была девушкой кроткой со взглядом наивным.


В жизни реальной о романах Натальи судачила вся богемная Москва. К тому же не все они заканчивались хеппи-эндом. Печальные последствия одного из них она пожинает до сих пор.


«Когда я встретила своего будущего мужа, у меня еще продолжались отношения с одним мужчиной. Не могу, увы, назвать его имени, это очень известный человек — тоже из балетных, но живет сейчас за границей. Так вот, он был безумно ревнивым. И когда ему доложили о том, что у него появился конкурент, он тут же приехал в Питер, где я тогда находилась на гастролях. Дальнейшее я помню во всех деталях, хотя прошло много лет. Вот я сижу в своем номере, раздается стук в дверь, я открываю.
И в комнату врывается — нет, не человек, а разъяренный зверь. Я не успела и пискнуть, как он завалил меня на кровать и начал душить: «Это правда? Правда, что говорят?» Сейчас я даже сама не понимаю, как мне удалось вырваться из его железных объятий.


Я бросилась к окну: мне казалось, что если я сейчас выпрыгну в пустоту, это будет самым лучшим решением проблемы. Но окно заклинило…"


Эта борьба длилась еще долго, и в конце концов Наталье удалось уговорить своего возлюбленного оставить ее в живых. Однако после того случая у нее начались серьезные проблемы со здоровьем: она напрочь потеряла аппетит. «Я понимаю, что многие женщины просто мечтали бы вдруг утратить всякий интерес к пище, — грустно вздыхает Наталья. — Но в реальной жизни все не так радужно. Я могу не есть трое-четверо суток. Только когда в глазах темнеет и я падаю в обморок, вспоминаю, что пора подкрепиться. Так что даже врагу не пожелала бы такой диеты».


Когда закончилась балетная карьера, Наталья вновь вспомнила о кинематографе. Однако несколько ролей, которые она сыграла за последнее время, не принесли ей ни особых похвал критики, ни былой славы. Похоже, Наталья Седых войдет в историю отечественного кино лишь как Настенька из детской сказки.