Сколько париков использовали на съемках сериала «Орлова и Александров»?
В основу сценария легли архивы и дневники режиссера, однако нашлось место и художественному вымыслу.
В основу сценария проекта легли архивы и дневники режиссера, однако нашлось место и художественному вымыслу.
Режиссер сериала Виталий Москаленко говорит, что очень хотел снять «кино про кино». Когда в кадре появляются великие режиссеры Эйзенштейн, Пырьев и рабочие моменты создания отечественных шедевров «Броненосец Потемкин», «Веселые ребята», «Волга-Волга» и другие. Сюжет сериала основан на документальных фактах из биографий актрисы и режиссера, которые, в свою очередь, были взяты из воспоминаний, архивов и книг Григория Александрова о Любови Орловой.
«Есть несколько версий знакомства Орловой и Александрова. Мы взяли версию Леонида Утесова: он их свел, отправив Александрова в Театр Немировича-Данченко на спектакль «Перикола» Оффенбаха. Там режиссер был настолько потрясен красотою актрисы, что тут же предложил ей сняться в его комедии «Веселые ребята», — объясняет Москаленко.
Главные роли в картине достались Олесе Судзиловской и Анатолию Белому. Других исторических персонажей на экране воплотили не менее известные актеры: Сергея Эйзенштейна сыграл Виталий Хаев, Иосифа Сталина — Евгений Князев, Леонидом Утесовым стал Николай Добрынин, Фаиной Раневской — Юлия Рутберг, а Максимом Горьким — Андрей Смоляков. Сергей Чирков играет оператора Нильсена, Алексей Вертков — сценариста Николая Эрдмана, Алексей Фатеев — режиссера Ивана Пырьева, а Роман Мадянов — актера Игоря Ильинского.
«У нас была настолько профессиональная и талантливая команда, что работать на съемочной площадке было только в удовольствие. Не могу сказать, что было легко, но этот проект — наше детище, которое мы обожаем, вложили в него душу и сердце», — говорит Олеся Судзиловская.
«Нам с Олесей было легко и азартно. Как мне кажется, роли Орловой и Александрова очень легли на нас. Его характер мне очень близок. Когда меня утвердили, я был очень счастлив. Полгода жизни посвящено им: там есть все — и комедия, и трагедия, и любовная, и лирическая составляющая. Роль-подарок», — продолжает Анатолий Белый.
Костюмы 30−40-х годов прошлого века художник по костюмам Регина Хомская нашла на чешской студии «Баррандов». Костюмы из спектаклей Эйзенштейна восстанавливали по эскизам, найденным в архивах, основываясь на цветных версиях фильмов. Художник по гриму Эльмира Зотова изучила все нюансы макияжа и причесок Любови Орловой, в результате у героини Судзиловской появился десяток париков. А всего их в картине у всех героев было сорок! Машины для съемок предоставил Музей ретроавтомобилей на Рогожском Валу. А Москву той эпохи восстанавливала художник-постановщик картины Светлана Соснина.
Работа была очень сложная — в 20−30-е годы еще почти не было асфальта и машин, да и многие здания еще не были построены. «Мы не могли снимать на фоне высотки на Котельнической набережной — ее тогда не существовало, нельзя работать и у храма Христа Спасителя — его уже снесли», — вспоминает Светлана.
Чего только не происходило во время съемок. Документально подтверждено, что, когда в Севастополе снимали сцены легендарного «Броненосца «Потемкин» и массовка отказалась прыгать в холодную воду, режиссеру Александрову, как помощнику Эйзенштейна, пришлось подавать пример. В сериале «Орлова и Александров» вместо Анатолия Белого с корабля прыгали все же каскадеры, но вползать в кадр в мокрой одежде пришлось ему самому, и неоднократно. А уже на съемках эпизодов, посвященных «Веселым ребятам», актер беззаботно прогуливался босиком по холодной гальке, наслаждаясь ноябрьским морским прибоем. В результате Анатолий Белый простыл и потерял голос, поэтому перед каждым съемочным дублем, когда ему нужно было кричать в рупор, актера отпаивали чаем с травами.
«Передать атмосферу кино той эпохи было непросто. Александров снимал черно-белые фильмы, но ведь на съемках он видел их в цвете, поэтому мы придумали хитрый прием, — делится оператор-постановщик Илья Демин. — Например, зрители сидят в зале на просмотре „Весны“. Но мы не показываем экран, а современным цифровым проектором проецируем на смотрящих отражение фильма. И на лицах Сталина и наркома кино Бориса Шумяцкого (его сыграл Борис Хвошнянский) у нас улыбаются и поют Утесов и Орлова…» Николай Добрынин, снимавшийся в роли Утесова, сразу же предупредил, что не станет петь в кадре вместо великого тенора, поэтому в Киеве нашли певца, голос которого звучит в фильме. Юлия Рутберг, которой предложили роль Фаины Раневской, вначале наотрез отказалась играть талантливую актрису. «Это все равно что подписать себе смертный приговор, — говорит она. — Но потом режиссер Виталий Москаленко и замечательная съемочная группа убедили меня, что, с их точки зрения, я все-таки обладаю некой культурой и действительно много знаю о великой актрисе, то есть отнюдь не случайный человек, и поэтому смогу сыграть роль этой великой женщины».
Отдельное внимание по сюжету сериала уделено отношению к Любови Орловой Иосифа Сталина. «Мы со сценаристами Татьяной и Владимиром Сотниковыми допускаем, что он был влюблен в нее», — говорит режиссер Виталий Москаленко. Однако внучатая племянница актрисы Нонна Голикова, которая была готова выступить в качестве консультанта фильма, рассказала, что при создании сериала его авторы воплотили на экране свою версию событий.
«Восемьдесят процентов сцен в сериале не соответствуют действительности, — говорит она. — В Орлову был влюблен вовсе не Немирович, а его сын. Рекомендовал Орлову Александрову не Утесов, а художник Вильямс. А Сталина актриса видела лишь один раз в жизни».