Как снимали сериал «Чудотворец»
Федору Бондарчуку приклеили парик с помощью специального силиконового клея, а Оксана Фандера впервые снималась со своим мужем.
Федору Бондарчуку приклеили парик с помощью специального силиконового клея, а Оксана Фандера впервые снималась со своим мужем.
«Феномен экстрасенсов в конце 1980-х — начале 1990-х годов кроется в самом времени: рухнул СССР, при котором для большинства людей вроде бы было все понятно, что хорошо, что плохо, пошатнулась вера, — рассказывает режиссер Дмитрий Константинов. — На самом деле, подобные люди были и есть всегда, только их популярность приблизительно на одном и том же уровне. И всплеск интереса к ним происходит на переломе эпох, когда непонятно, во что верить. А верить во что-то хочется, поэтому и возрастает вера в таких людей».
Для подготовки к съемкам режиссер проштудировал все, что было об экстрасенсах, — документальные фильмы, видеозаписи исследований в лаборатории НИИ, где изучали этот феномен, выступления не только Кашпировского и Чумака, но и их западных коллег, а также стенограммы различных выступлений. Поэтому все «чудеса», которые совершают герои сериала «Чудотворец», взяты из реальных выступлений экстрасенсов: например, как мальчик, больной ДЦП, зашевелил пальцами, или как слепая девочка начала различать свет.
Федор Бондарчук, сыгравший Виктора Ставицкого, пошел навстречу создателям сериала, согласившись на необычный парик, поскольку и сам хотел видеть себя в несколько отличном от привычного образе. «У него шикарная фактура — отсутствие волос, — говорит художник по гриму Елена Ваховская. — Плюс, мы нашли чудесные клеящие средства, это даже не клей, а специальный силикон, выпускаемый медицинскими корпорациями для ношения париков. Для нашего фильма актер пошел и еще на одну жертву — сбрил привычную бородку. Мы также придумали ему очки, в которых его герой появляется в сценах флешбека, что делает его вид немного беззащитным. С Оксаной Фандерой мы договорились, что перед съемками она не будет пользоваться современными средствами ухода за волосами. Ведь в то время было ощущение, что волосы более пушистые, объемные, именно потому, что не существовало ни кондиционеров, ни супервыглаживающих бальзамов и масел. И Оксана, спасибо ей, согласилась».
Реквизиторы «Мосфильма» проделали огромную работу для того, чтобы все предметы в кадре до деталей соответствовали эпохе того времени. Игрушки советского периода приходилось искать в Интернете, через коллекционеров и даже в черноголовском Музее игрушки, где собраны как раз советские образцы. Банки с огурцами тогда почти все были без поворотных крышек, а та же бутылка «Боржоми» была более темного цвета, с вытянутым горлышком, ничего общего с сегодняшним днем. В сериале задействовано около 30 единиц игрового транспорта: грузовики, легковые машины, «Скорая помощь» и автобусы. Например, рафик «Скорой помощи» в Москве только один. Специально под «Чудотворца» его салон переделывали под салон «Скорой помощи» того времени, обтянув дермантином, чтобы была та самая каталка. Да и «Бьюик», на котором ездит Арбенин, — один на всю Москву, переходная модель, выпускавшаяся с 1987 по 1989 годы.
«Сниматься в „Чудотворце“ я решил, потому что очень понравилась история. Лихой сценарий: драма с элементами детектива, мистики и любовной линией, — рассказывает Федор Бондарчук. — Я не играю Кашпировского, как многие полагают, хотя у моего героя манера одеваться на выступления похожа — кожаный пиджак, лакированные ботинки, черная рубашка. Конец 1980-х — начало 1990-х — это такой яркий период моей жизни! Я окончил школу, служил в армии, поступил во ВГИК, мои первые творческие эксперименты. Времена были бурные, страна стремительно менялась, и то, что я был в сознательном возрасте и все отчетливо помню, — дорогого стоит. А на этих съемках я пару раз поймал ощущение, будто на машине времени в те годы прокатился».
Для актрисы Оксаны Фандеры, сыгравшей роль Веры, сериал «Чудотворец» стал первым, в котором она поработала на съемочной площадке со своим мужем Филиппом Янковским (Николай Арбенин). «Мне интересно с ним работать, мы впервые играем вместе, — говорит Оксана. — Но мне сложно комментировать наше партнерство, поскольку не могу здесь быть объективной. Наверное, из-за того, что мы друг друга знаем, присутствуют некие нюансы. Или наоборот. Перед съемками, когда предстоят совместные сцены, мы всегда вечером обсуждаем, читаем и решаем, что и как делаем завтра. И никогда не обсуждаем, когда уже сделали. Мне очень повезло с художниками по гриму и по костюму. Они даже не ожидали моей готовности в этой роли быть настолько закрытой и серой. Мне показалось это логичным. Моя героиня Вера проходит определенный путь от любви кажущейся до любви реальной. И это два разных человека. И мы с костюмерами решили поступить так: пока она находится в самочувствии „любовь от головы“, она закрыта. Как только ее внутренняя молния начинает расстегиваться, она становится более светлой и открытой». Для актрисы сначала предполагали пошить костюмы у дизайнеров, но потом вместе с ней решили оставить эту идею и искать винтажную одежду, которую она очень любит. Оксана за правду. В результате костюм ее героини состоит на 95 процентов из винтажа того времени. Максимум, что сделали художники, это откорректировали платья по ее фигуре.