Для сериала «Григорий Р.» Машкову вживили бороду
Натурные съемки, сложнейшие трюки, исторические костюмы и Владимир Машков в главной роли. Сериал «Григорий Р.» стал одним из главных телесобытий осени.
Масштабные натурные съемки, сложнейшие трюковые сцены, исторические костюмы и Владимир Машков в главной роли. Сериал «Григорий Р.» стал одним из главных телесобытий осени.
«Мне было интересно посмотреть на Распутина с точки зрения правды. Ведь получилось так, что при жизни про него насочиняли горы макулатуры, — рассказывает режиссер сериала Андрей Малюков. — И произошло это по одной простой причине — высказать всероссийскому императору все, что хотели, было невозможно, это преследовалось уголовно. Поэтому накопившееся, всю эту черноту и грязь, выливали на Распутина, потому что на него — можно. Когда же начинаешь перебирать бусинки-факты, выясняется, что ничего из придуманного о „великом старце“ и в помине не было. И если отшелушить и оставить в чистом остатке то, что он реально сделал, выясняется, что это был человек, искренне болевший за Российскую империю, за царя, за царицу, и категорически выступавший против войны. По сухому остатку, это был человек с большим знаком „плюс“. И с такой трагической судьбой…»
Первый вариант сценария «Григория Р.» сценарист Эдуард Володарский дал почитать Андрею Малюкову четыре года назад. Режиссер сразу понял, что начинать такое кино без идеального исполнителя главной роли невозможно. Первый, о ком подумал режиссер, был Владимир Машков, с которым он уже работал на двух картинах. И Владимир не то, что заинтересовался ролью — загорелся. «Я был уже маститый режиссер, когда пришел в институт и увидел его в студенческой работе, — рассказывает Малюков. — Должен сказать, что с тех пор он сильно развился и продвинулся вперед. Володя сегодняшний и тогдашний — два разных человека. Он постигает профессию до конца, вычерпывает до донышка».
Екатерина Климова, сыгравшая фрейлину Вырубову, для режиссера является своеобразным талисманом, который у него присутствует во всех картинах. В роли императрицы Александры Федоровны режиссер очень надеялся видеть Ингеборгу Дапкунайте — так и случилось.
Создавая образ Распутина, для Владимира Машкова долго подбирали правильный грим — пробовали бороды разной густоты, экспериментировали с волосами, делали накладки. Решали, будет ли борода своя или искусственная. В результате остановились на последнем варианте. А вот волосы актер специально для роли отрастил свои. «Для Распутина мы придумали „эксклюзивную“ бороду, — рассказывает художник по гриму Евгения Малинковская. — Это не наклеенная на тюли борода, а волосы, которые мы по одному вживляем в кожу. С ней актер может мыться, его даже можно за нее таскать — не отклеится».
Всего для картины было сделано 5 париков, около 150 бород и 300 усов. «Когда я изучала фотографии императорской семьи, обратила внимание, что императрица предпочитала носить одежду белых цветов. Мы предложили Ингеборге Дапкунайте такой вариант, и актрисе это понравилось. Она захотела, чтобы вплоть до 1914-го года ее героиня носила белые платья», — говорит художник по костюмам Татьяна Патрахальцева.
Съемки сериала начались в Санкт-Петербурге в конце апреля 2013 года и продлились до конца июля, после чего группа уехала в экспедицию в Новгород. Затем был сделан перерыв на несколько месяцев, после чего в феврале работа над фильмом возобновилась: за несколько дней досняли зимнюю натуру и эпизод убийства и утопления Распутина. В Санкт-Петербурге основными местами съемок стали канал Грибоедова, Дворцовая площадь, Стрелка Васильевского острова, Дворец Пионеров имени Жданова, павильон Росси, Дом ученых, Юсуповский доврец, Елагин дворец, Путевой дворец Петра I в Стрельне. А вот жизнь Распутина в Сибири снимали в Новгороде, в Музее народного деревянного зодчества «Витославцы», где существует «экскурсионная» деревня, куда свезены с окраин новгородских областей старинные домики, выстроенные в музейном порядке.
Поскольку комплекс является экскурсионным, там отсутствуют дворы, живность, стоги сена и прочие атрибуты настоящего деревенского быта. Для того, чтобы придать «деревне» жизни, пришлось достроить двор Распутина, двор старосты, улицу, заборы. Кроме того, в Новгород было доставлено 2 микроавтобуса с реквизитом и 7-метровая фура с обстановочным реквизитом: кареты, пролетки, прялка, горшки, кувшины, корзины, крынки, бутылки. В новгородских съемках приняли участие местные гуси, козы и утки. А вот корову и двух свиней пришлось везти из Питера, поскольку никто из жителей Новгорода не хотел расставаться со своим домашним скотом, особенно с коровами, у которых в тот момент был дойный сезон. Для съемок животных пришлось приложить немало усилий: свинье, наотрез отказывавшейся заходить в сарай, надели на голову ведро и аккуратно втянули в помещение за хвост; куры разбегались по всему музею-заповеднику, поэтому их дружно ловила вся съемочная группа; и уж никто не мог объяснить гусям, что им нужно постоять в кадре не полторы минуты, а на протяжении целого часа.
Получить разрешение на съемки в церквях и монастырях очень сложно. Церковь не приветствует съемки фильмов про Распутина на своей территории. С этим столкнулась еще французская группа картины «Распутин», в которой снимался Жерар Депардье. «Григорий Р.» Андрея Малюкова постигли те же проблемы: священники отказывали съемочной группе. В итоге было решено снимать в Антониевском монастыре, основанном в 1117 году и относящемся к архитектурным памятникам Великого Новгорода. Поскольку он уже не является действующим, съемочная группа там никому не помешала. Вокруг художники-постановщики за два с половиной дня возвели уникальную декорацию «строительных лесов», которые не касались ни крыши, ни стены монастыря, чтобы не повредить памятник архитектуры. Второй площадкой стал Собор Рождества Богородицы, который также является музеем.
«Володя великолепно подготовлен и морально, и физически. У него были две очень сложные, серьезные трюковые сцены, — рассказывает постановщик трюков Олег Корытин. — Первая — когда его дубинами избивают верховые мужики и топчут лошадьми. Он работал откровенно честно, подпускал к себе лошадей так близко, что в один момент увлекся, махнул рукой и лошадь задела его. Ничего страшного не произошло, все в пределах нормы. Вторая сцена — убийство Распутина, когда актера избивали ногами. Конечно, на Машкова надели специальную защиту, прикрывавшую спину, руки, грудь и ноги. И лупили по нему каскадеры». В самых «натуралистичных» съемках Владимира Машкова дублировал каскадер Сергей Трепесов, работавший с ним еще на фильме «Край». Например, в сцене, где Распутина избивают Юсупов с заговорщиками, на общем плане снимали уже каскадера: для этого на Сергея Трепесова надели специальный металлический жилет, под которым находилась смягчающая прокладка. Как шутит Трепесов: «Лупили по мне от души».