Публичное выступление: как преодолеть свой страх и поверить в себя
Практически советы читательницам WomanHit.ru дает Мария Геворгян — актриса, оперная певица, обладательница лирического сопрано, лауреат международных и всероссийских конкурсов.
Мне кажется, волноваться перед выступлением — это нормально для любого актера, певца, танцора. Волнение артисту необходимо, оно стимулирует, оно демонстрирует, что для тебя каждая минута, проведенная на сцене, бесценна потому, что ты любишь своих зрителей, ты любишь то, чем ты занимаешься, ты готов раскрыть душу перед зрительным залом, но ее нельзя раскрыть без волнения, иначе потеряется искренность.
Волнение — значимая составляющая любого публичного выступления, главное, чтобы оно не мешало вам. Этому как раз учат в актерских студиях — как побороть свой страх, когда в зале сидит сотня, а то и больше, зрителей, и все глаза устремлены на вас. И надо показать себя, надо петь, надо играть — публика пришла на спектакль не за тем, чтобы увидеть, как ты боишься, а затем чтобы получить удовольствие от актерской игры, от пьесы, то самих исполнителей ролей.
Я могу поделиться своими секретами. Во-первых, вы должны четко понимать, зачем вам это нужно. Какова ваша цель? Я актриса, я получаю от этого удовольствие, без театральной сцены я не представляю своей жизни — это мои цели, моя основная мотивация. У вас могут быть совершенно иные цели, но при этом не менее значимые: например, я хочу состояться в этом бизнесе, я делаю научный доклад, который должен изменить мою карьеру. Как только вы определитесь с целями, можно переходить к менее «значимым» вещам, т. е. тому, как взять себя в руки перед выступлением. Способов много, и у каждого артиста есть свой: мантры, молитвы, расслабляющий чай, массаж, концентрация.
Запомните, мантры и расслабляющий чай никогда не подействуют, если вы пренебрегали репетициями. Репетиции, подготовки к публичным выступлениям, какими бы они не были — это самое основное, что должно быть у вас в приоритете. Все должно быть выверено, выучено, отрепетировано: как вы стоите, где вы стоите, как вы должны двигаться, в какой момент начинаете пританцовывать.
Есть и еще один маленький секрет: выйдя на сцену перед большим зрительным залом, выберете для себя одного человека, который вам больше всего понравился, и работайте, пойте, говорите свою речь, доказывайте теорему Ферма, только для него одного, ведь выступать перед одним человеком не так страшно, как перед полным залом. Это такой психологический прием, который работает всегда, им пользуются и маститые преподаватели на лекциях, и ораторы, и артисты.
А вообще, я считаю, что самое главное в борьбе со «страхом сцены» — это любовь к тому, чем вы занимаетесь. Если вы жить не можете без творчества, то у вас только один путь — это сцена, это зритель потому, что без этого вы как актер не сможете состояться. А значит, надо бороться со своими страхами, и с опытом боязнь публичных выступлений, конечно, будет, но не такой как на первых порах. Поэтому нужно творить, работать над собой и выступать через «не могу», если от этого зависит ваша карьера.