Спортивная гимнастика: с какого возраста отдавать ребенка и как не отбить охоту заниматься
Своим опытом делится двукратный бронзовый призер летних Олимпийских игр 2008 года в Пекине, двукратный вице-чемпион мира, пятикратный чемпион Европы, многократный чемпион России и основатель сети Академий спортивной гимнастики Антон Голоцуцков
Чем раньше — тем лучше
Уже с полутора лет можно и нужно тренировать опорно-двигательный аппарат, начав с базовой общефизической подготовки. В этом возрасте и вплоть до шести лет ни о каких усиленных тренировках речи, конечно, не идет. Но развивать координацию движения, укреплять мышечный корсет необходимо. Впоследствии это станет полезной базой и для занятий другими видами спорта. Спортивная гимнастика — это отличный фундамент для каждого ребенка. И, разумеется, это укрепление иммунитета, формирование силы духа и воли к победе.
Характер и способности
Если говорить о каких-то специфических личных или физических качествах ребенка, то я бы не стал выдвигать особенные требования к юным спортсменам. Спортивной гимнастикой может заниматься любой здоровый ребенок, если в нем есть желание и стремление. Качества характера и тела далее будут развиваться как раз в ходе тренировок. Ребенок станет более дисциплинированным, научится общаться со сверстниками, сможет развить в себе силу командного духа. Ловкость, внимательность, гибкость, скорость — все это тоже будет нарабатываться со временем. И в данном случае важны не столько исходные качества ребенка, сколько профессионализм и подход тренера.
Лени нет, когда интересно
На занятия ребенка нужно мягко стимулировать, деликатно направлять, но не заставлять, потому что это моментально вызывает отторжение и негатив. Тренер должен подобрать ключик к ребенку, проводить тренировки в игровой форме, уделять внимание успехам.
Ребенку должно быть интересно — тогда не будет лени, отторжения и негатива. Ведь лень возникает только тогда, когда интереса нет. Кому может быть лень заниматься любимым делом, от которого поднимается настроение и появляется блеск в глазах? Именно так в ребенке и зажигается та самая искра, когда он ждет не дождется очередной тренировки, когда его тело и мысли готовы к работе. Именно такой окрыленный, настроенный на победу ребенок, может свернуть горы.
Работа тренера
Если говорить об авторитарном стиле ведения тренировок, то я его не приветствую. Ор и крик — это, на мой взгляд, пережитки советского прошлого. Тренер должен вести за собой и быть примером для подражания. Задача тренера — сделать так, чтобы ребенок был восхищен им и слушал с открытым ртом, желая работать в команде. Повысить голос тренер может лишь в том случае, если ребенок делает то, что может нанести вред его здоровью. Тотальное же авторитарное управление командой я не приемлю.
Дело родителей
Немаловажную роль в формировании отношения ребенка к занятиям спортивной гимнастикой и уровня ответственности к тренировкам играют родители. Если родитель чувствует сопротивление, ребенок не слишком инициативен, то заставлять не стоит. Разумнее поговорить, объяснить и аргументировать пользу занятий. А еще лучше — показать на личном примере, что занятия гимнастикой нужны. У нас в Академии, например, нередко родители приходят заниматься с детьми. Ведь говорить — это одно. А демонстрировать собственную физическую активность — совсем другое.
Не делать поспешных выводов
Если по каким-то причинам ребенок хочет прекратить тренировки, то лучше этого не допускать. Чудес на свете не бывает. Наверстывать упущенное будет очень трудно. Не нужно делать поспешные выводы. Если что-то не получается, вызывает некий блок, то нужно разобраться в природе этих явлений, поговорить с тренером. Лично у меня тоже были этапы, когда я в юном возрасте хотел уйти из спорта. Но моя мама помогла мне, поддержала, я посвятил спорту жизнь, стал олимпийским призером и думаю, что результат налицо.
Поддерживайте детей. Именно от этого в большой степени зависит успех каждого спортсмена.