Звездные авторы

Илья Легостаев: «Мы ждем перемен?»

В честь 75-летия режиссера Сергея Соловьева в федеральном эфире показали его легендарную «Ассу», и нужно признать, что цоевская «Перемен» звучала перед стартом нового телесезона весьма символично

3 сентября 2019 14:10
6352
0
Виктор Цой
Виктор Цой
Александр Астафьев

Можно предположить, что даже у телеманьяков накопились к местным каналам вопросы, а те, кто воспринимает все близко к сердцу, наверное, давно дискутируют на тему «до какой степени бесстыдства могут дойти авторы убойных вечерних ток-шоу». Впрочем, вопрос «доколе» здесь всегда имел риторический характер. Особенно на современном телевидении, где бесстыдство и профессионализм почти синонимы.

В самом стремлении телестратегов создать некую параллельную реальность, конечно, нет ничего нового. Так было и на советском ТВ, но в то время цензура и худсоветы свирепствовали по всем направлениям, и в результате качество самой оголтелой телепродукции не могло опуститься ниже определенного уровня. Сейчас цензура удивительным образом связана с легализацией всего, что может принести рейтинги, и, возможно, поэтому от прайм-тайма даже больших каналов несет откровенным шабашем. Но главная проблема даже не в самом шабаше, а в том, что выглядит он катастрофически некруто. Ведьмы и демоны уже не внушают никакого страха, они обросли жиром, они совершенно не секси, они больше похожи на престарелых собачек, отрабатывающих свой сахар, чем на драконов, которые того и гляди сожгут все дотла.

И все это настолько очевидно, что просто диву даешься, почему теленачальство не начинает реформы. С другой стороны, обвинить продюсерский бастион в полном бездействии было бы не совсем справедливо. Что-то они, конечно же, производят. И, возможно, в новом телесезоне из десяти сериалов один не покажется напыщенным фуфлом, какая-нибудь телестряпня будет выглядеть весьма вкусно, Иван Ургант снова станет центральной фигурой ночного телеэфира, а в шоу про путешествия заграницу покажут именно такой, какой ее видит измученный курсом евро российский гражданин.

Но ведь этого мало. Мы же хотим перемен, причем глобального характера. Хотим, чтобы телевидение снова стало тем местом, где резвятся очень интересные люди. Те самые, которые умнее, харизматичнее и ироничнее обычных обывателей. Те самые, которые умеют то, что нам только снится. Те самые, которые смогут стать новыми героями прайм-тайма.

Наверное, кто-то увидит в подобных ожиданиях все признаки беспомощного романтизма. Но многое говорит о том, что своего рода романтизм сейчас снова в моде. Возвращаясь к той же «Ассе»… Образцовый фильм не для всех, который тем не менее может сравниться с оглушительным рок-хитом национального масштаба. И недавнее возвращение «Ассы» на большой экран, как и такая же перезагрузка «Иглы» Рашида Нугманова с Цоем в главной роли, наверное, намекают на то, что все эти романтические идеи поздних восьмидесятых по-прежнему работают. Как работает идея величественного рок-героя, который говорит немного, но по делу, знает, что такое принципы, и хотя бы издалека похож на честного человека.

Мы уже давно хотим перемен, и сейчас это желание сильное как никогда. И если телепродюсеры этого по-прежнему не понимают, то они полные идиоты.