Илья Легостаев: С модным приветом
Несколько метров подарочной упаковки, которые стали платьем Веры Брежневой в «Вечернем Урганте», вдохновляют на разговоры о моде. Жалко, что на местном ТВ подобные рассуждения не всегда увлекают. Но бывают исключения
Достоинство, с которым Валентин Юдашкин сидит в жюри шоу «Подиум», заслуживает всяческих похвал. Что бы ни творили претенденты на титул модного дизайнера, Валентин Абрамович не теряет ни светского лоска, ни самообладания. Но даже самые беспомощные дефиле, представленные на суд Юдашкина и Ко, не отменяют важного обстоятельства: «Подиум», наверное, единственная в данный момент программа о моде, где есть ткань, нитки, иголки, ножницы и швейные машинки. В то время как местная публика в массе своей жаждет не результатов упорного труда, а сказочных преображений.
За модные истории Золушек на российском ТВ уже не первый год в ответе два Александра — Васильев и Рогов. У них примерно одна цель — вылечить женские комплексы, связанные с личными неудачами и лишним весом, при помощи новых нарядов. Но если Александр Рогов в «Успеть за 24 часа» и «Рогов. Студия 24» в силу возраста может себе позволить лекомысленное порхание, то Александр Васильев в «Модном приговоре» часто вынужден делать серьезное лицо. Однако и Рогов, и Васильев ступают на скользкую дорожку, когда в начале XXI века советуют женщине принарядиться.
«С какой стати нас убеждают выглядеть так, чтобы кому-то нравиться?», «И почему они решили, что сексуальность — наше главное оружие?». Типичные женские вопросы эпохи феминизма, и в местных программах о моде на них нет ответов. Наоборот, тон многих советов по моде и стилю ассоциируется с сексизмом чистой воды, особенно по современным меркам.
Благожелательность Рогова пока помогает избежать феминистских упреков, а вот назидательность Васильева уже вызывает шорох протестов. Местные критики обычно все сводят к шуткам, в то время как финская журналистка Черстин Крунвалль с европейской точностью назвала вещи своими именами. «Женщина всегда не права, а значит, должна измениться», «на что бы она ни жаловалась, суд и публика всегда на стороне ее мужа», «у преображений героини конкретная задача: женщина должна угождать мужчине». Так она изложила суть «Модного приговора», и местами, прямо скажем, попала в яблочко.
Возможно, наряду с новой студией критика из-за бугра стала в этом году заметной новостью в жизни популярной программы. Настолько заметной, что г-н Васильев не оставил ее без комментария, заявив, что в Финляндии женщины могут выглядеть как чухонки, они не знают, каково это, когда в стране так мало мужчин.
Подобного обмена мнениями, наверное, недостаточно для того, чтобы в больших программах о моде вдруг начали обсуждать не только новые платья, но и гендерные стереотипы. Но это была бы совсем другая мода и другой приговор.