Александр Мельман: Человек смотрящий
Вот что человеку надо? Об этом думают телевизионщики всего мира. Да что мира — России! Как привлечь, завлечь своего зрителя, оставить сидеть у ТВ-экрана? Навеки
Это вопрос не для слабонервных. Это вопрос рейтинга, а значит, больших денег. То есть существования всего телевидения как такового и каждого канала в отдельности. Внимание на экран!
Итак, что мы видим, чем удивлять будем? Первое: пропагандистские политические программы. Ну, об этом я писал уже не раз, сейчас даже не хочется. Второе: сериалы. Есть даже каналы, состоящие из одних сериалов (не будем показывать пальцем). Их смотрят, да, причем любые. Любого качества, в смысле. Сериалы — это касса. И наконец, гламурные наши прекрасные ток-шоу: свадьбы, разводы и прочие ужасы нашей семейной жизни. Вот здесь я остановлюсь особо.
Впрочем, кто только здесь особо не останавливался. Ну сколько можно? Столько, сколько нужно. Это «безобразие» началось еще в 90-х. Многие форматы давно уже вымерли, как динозавры, а этот жив, курилка. Ну просто как Ленин — живее всех живых!
Вот подумаем: неужели в ХХI веке, в 2018 году, времени, когда телевизор вроде бы уходит на второй план, в небытие, нам нужно вот это? «Нам» — это я погорячился, мне точно не нужно. И еще очень близким мне людям (а их всего раз-два и обчелся). Да, нас мало, но мы в тельняшках. А остальные смотрят как подорванные. Даже моя любимая теща, лучший друг и умнейший человек, — и она подсела. Куда мир катится?!
Что до Малахова, то когда у него была «Большая стирка», была и огромная аудитория. Потом «Малахов стал серьезнее», и Андрей начал вести «Пять вечеров», социалку. И зрители от него ушли, да. Вот поэтому-то он и вернулся к себе, любимому: сначала на Первом «Пусть говорят», а теперь на «России» — «Прямой эфир».
Малахов становится все желтее и желтее, и значит, людям это нравится. Его по-прежнему делают «человеком года», а ведь он залезает туда, куда приличный человек даже посмотреть боится. Но залезает, потому что знает: не залезешь — туда залезет твой конкурент по фамилии Борисов, а значит, ты проиграешь.
Я смотрю на все эти игры со своего высока-далека и диву даюсь: ребята, это же такой отстой! Это не актуально никак. Ну оглянитесь вокруг, разве вы не видите, в каком времени мы сейчас живем.
А телевизионщики перечат: еще как актуально! Суть человека за последние много тысяч лет никак не изменилась. Ну нужно ему наблюдать воочию всех трех девушек старейшины нашего артистического секс-цеха Ивана Ивановича Краско. Нужно всматриваться в новых партнерш певца Александра Серова и т. д., и т. п. Об Армене Джигарханяне и Спартаке Мишулине я и не говорю. Человек — это звучит… Черт-те знает как, но звучит.
А еще, скажут мне продюсеры, таким образом происходит замещение смыслов. Вот плохо тебе: и зарплата стала меньше (а может, тебя уже и уволили!), и цены в магазине больше, и рубль падает, и доллар растет… А ты забудь, не бери в голову. Посмотри лучше на других «козлов», себе подобных, — им-то еще хуже. У них-то вообще целые драмы происходят, плавно переходящие в трагедии. Вот и радуйся.
Человек смотрящий — это новый подвид человека. Да, был прямоходящий, а теперь сидящий и смотрящий. И тупеющий на глазах. Но это его проблемы, не мои.