Александр Мельман: «Установка на простоту»
Все познается в сравнении. Вот я и сравниваю. Смотрю «старый телевизор» и не могу наглядеться. Это называется канал «Ностальгия». И ностальгия на самом деле
Очень полезное занятие для телекритика. И для философа. Время сквозь телевизор — что может быть интересней?
Вот вам одна программа, называется «Акулы пера». Называлась, так уже не носят. Кончилось ваше время! Она шла в середине 90-х, всего несколько лет. Да, 90-е — это тоже теперь уже наше прошлое, ностальгия.
Вроде незатейливо все так. Ведущий Илья Легостаев, прошу любить и жаловать, представляет нам музыкантов. В зале куча журналистов, тех самых «акул». Они задают вопросы, музыканты отвечают, только и всего. Двадцать лет назад это так и смотрелось — «только и всего», не более. Хотя с драйвом смотрелось, да.
А вот сейчас… Знаете, это просто до слез… Неужели такое с нами было? Неужели у нас было такое ТВ? И не советское, по которому мы тоскуем, а вполне себе антисоветское, в новой уже России.
Неужели так можно было вести эту программу — тонко, ненавязчиво, деликатно, с подтекстом, даже с подвохом? И так задавать вопросы — невзирая на лица, глубоко копая, резко, но при этом остроумно. Вопросы не про музыку вообще-то, а про нашу жизнь на самом деле.
Сейчас, по прошествии двадцати лет, это смотрится именно так. У меня просто культурный шок! Потому что такое ТВ просто уже невозможно. Да и не нужно. ТВ для умных, пытливых, ничего не принимающих на веру людей, абсолютно современных и актуальных. Ну а зачем?
Нет, у нас есть такое ТВ. Вернее, резервация. Канал «Культура» называется. Все умное, вечное, доброе ушло именно туда. С долей аудитории 2%.
Ведь что человеку надо — нашему сегодняшнему человеку? Посмотреть про Путина на общедоступных каналах и про проклятых украинцев с америкосами. Подивиться на богатых, которые тоже плачут (уже не в прямом смысле, как в том самом сериале 90-х), узнать перед сном, а сколько же внебрачных детей было у того или иного артиста. Это все, друзья, спокойной ночи, малыши!
Итак, умные программы согнали в отстойник. Их почти никто не смотрит. Может, они уже не нужны? Может, и не нужны. Ведь чем глупее телевизионное население (а это около 80% всего российского народа), тем легче им управлять. Установка на простоту.
А вот вам и символ такой установки — Отар Кушанашвили. В те самые 90-е, в тех самых «Акулах пера» он был суперзвездой. Блестящий русский язык, ум — на лице, бесстрашие… Он попадал в самую точку, все наши великие рок-поп-виртуозы от него страдали, не знали куда деться. Он пригвождал их (но не к позорному столбу, а просто интеллектом) совершенно мастерски. И что теперь?
По Дону гуляет казак молодой… Прыгает по различным шоу, матерится невпопад (его, конечно, запикивают), говорит пафосные глупости… Куда все подевалось? Ухнуло в новое, непростое-простое наше время, где слишком умным быть не рекомендуется. Это время глупых. Не в жизни — на телевидении. Время простых ответов на простые вопросы. Время деланного наива, реального притворства.
Интересно смотреть старые программы, не правда ли?