Макаревич рассказал Питеру о красоте
На его лекции не было мордобоя, провокаций и… драйва. А в конце выступления лидер «Машины времени» предложил всем людям на земле побрататься.
На его лекции не было мордобоя, провокаций и… драйва. А в конце выступления лидер «Машины времени» предложил всем людям на земле побрататься.
Андрей Макаревич выступил в Петербурге с лекцией о красоте. На это бесплатное действо люди записывались очень заранее. В библиотеке имени Маяковского, где все проходило, яблоку было негде упасть. Но еще больше народа осталось на улице, несмотря на то, что для прямой трансляции монолога музыканта было выделено два зала с большими экранами. Туда все желающие тоже не поместились, очередь на Фонтанке выстроилась чуть ли не за два часа до начала. Прямо как в шестидесятые годы прошлого века на поэтические вечера и в театры.
«Честно признаюсь, я не лектор», — заявил в начале выступления музыкант. Впоследствии это было очень хорошо продемонстрировано. Рассказывать о красоте — дело вообще нелегкое, Макаревич же делал это весьма монотонно и на банальных примерах. Вещал народу о «золотом сечении», о собственном отце-архитекторе, не умевшем провести даже простую линию криво, и, конечно, о продажных галлеристах, сделавших из искусства поп-массовую культуру. Абстрактное, философское выступление «без искры» продолжалось около получаса, потом пришедшим разрешили задавать вопросы.
При этом ведущая жестко держала микрофон в своих руках и отсекала малейшие попытки свернуть с темы искусства на более острые: общественную позицию музыканта, его последние письма президенту и деятелям культуры. Правда, один «неудобный» вопрос все же задали. Поклонник «Машины времени» поинтересовался, почему раньше коллектив собирал стадионы, а сейчас билеты на его концерты не всегда расходятся даже в клубах. «Я не пряник, чтоб всем нравиться», — парировал Макаревич. Но было видно, что вопрос его задел.
На лекции не присутствовал депутат ЗАКСа Виталий Милонов, приложивший немало усилий, чтобы она не состоялась. Он предлагал отменить приезд Макаревича городским указом, но вмешался вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи (теперь уже бывший, 28 октября он сложил свои полномочия) и повелел: «Лекции быть!». За что администрация библиотеки не раз поблагодарила его в финале мероприятия.
Если бы Милонов предполагал, что все пройдет так тихо и чинно, он, наверняка, и не подумал бы об отмене действа. Но кто же знал, что Макаревич не будет «агитировать» пришедших слушателей. Накануне мероприятия в адрес администрации «Маяковки» поступали серьезные угрозы. И, по словам Николая Солодовникова, автора проекта «Открытая библиотека», в рамках которого провели лекцию, им тоже грозили такими санкциями, что в какой-то момент судьба выступления лидера «Машины» висела на волоске.
Правда, один член ЗАКСа на лекцию все же пришел. Это был не Виталий Милонов, а Максим Резник. Он несколько раз извинился за то, что представился в микрофон депутатом, и заверил Макаревича, что старый поклонник «Машины» и графического творчества звезды. А вопрос задал банальный: о самом красивом месте для музыканта в Петербурге.
— Когда-то отец привозил меня в Ленинград. У вас тогда только сделали эти желтые ртутные лампы, у нас в Москве ничего тогда не подсвечивалось. И вот эта «першпектива» Невского от площади Восстания — что-то в этом было декадентское, «достоевское», очень трогательное, — ответил недавний оппозиционер.
А напоследок предложил всем людям на земле побрататься: налить по стопочке горячительного и выпить за прекрасное. Мол, тогда мир повернется к лучшему. Эта елейная благость совсем не вязалась ни с его истеричным письмом к президенту, где Макаревич требовал защитить себя от травли, ни с недавним обзыванием Эдуарда Лимонова пи…, ни с интервью в различных СМИ, где Андрей высказывал совершенно не пацифистскую позицию.
Наталья Черных