«Это система, приводящая к таким авариям, как на улице Авиаторов»: как учат в российских автошколах
Инцидент с 18-летней Валерией Башкировой, сбившей двоих детей, заставил журналистов вновь обратить внимание на особенности процесса получения прав в нашей стране
18-летняя Валерия Башкирова, устроившая ДТП, вследствие которого погибло двое детей, недавно отучилась и получила права. «Московский комсомолец» выяснил, как готовят будущих автомобилистов в школах по вождению на примере собственных журналистов.
«Первое, на чем вас в большинстве случаев обведут вокруг пальца, — количество занятий. В моем случае все началось по-божески: 56 часов на практику. Как объяснили в автошколе, они взяли минимум и добавили туда три занятия по контраварийной езде», — рассказала корреспондент издания, не так давно сама получившая права. Также женщина не смогла выбрать инструктора, объяснив это тем, что этого не делает ученик из-за дефицита кадров.
Документ не уточняет, какие часы надо брать в расчет. «Автошколы это трактуют в свою пользу, схлопывая двухчасовое занятие по вождению до масштабов вузовской „пары“„, — заявила журналистка. Также ученик должен будет платить за дополнительные занятия. «Раз в правилах говорится о минимуме часов на практику вождения, значит, по факту можно накрутить ученику сколько угодно занятий», — сказала корреспондент, отметив, что ее каждое допзанятие стоило 3000 рублей. В итоге за все она потратила не 26 тысяч рублей, как говорилось в начале, а 55 тысяч рублей.
А попался женщине инструктор, который любит поговорить обо все, но только не о вождении. Также учебная площадка сильно отличается от той, которая будет на экзамене — больше конусов и меньше места.
После того, как журналистка с пятого раза сдала внутри экзамен на площадке и с первого раза горд, она решила отказаться от автошколы и сдавать экзамен в ГИБДД самостоятельно. Сотрудники учреждения заявили, что это невозможно, так как ученик сдает экзамен на автомобиле инструктора. Именно поэтому корреспондент вернулась обратно в свою автошколу, так как другие ее не брали. “„Придется доплатить за прикрепление 10 тысяч рублей“, — безапелляционным тоном отозвались на том конце провода, когда я позвонила», — рассказала женщина.
Она три раза пыталась сдать площадку, однако ей этого не удалось, поэтому взяла три дополнительных занятия по 4500 рублей, чтобы «подтянуть матчасть и убрать страхи». В итоге ценник составлял уже 78500 рублей.
Перед экзаменом в городе корреспондентке позвонили и предложили заплатить 25 тысяч рублей, чтобы экзаменатор не придирался к сдающему. Однако журналистка наняла частного инструктора, который научил ее почти всему. «Своему новому герою я отдала 5000 рублей. Общий чек составил 83500 рублей. „Город“ я сдала с первого раза. Права оказались у меня в руках в ноябре 2018 года. Обучение и сдача экзаменов заняли год», — заключила женщина.
«Свой опыт общения с автошколой я оцениваю как крайне отрицательный и никому такого не пожелаю. Прекрасно понимаю, что это просто система, которая приводит к таким авариям, которая произошла на улице Авиаторов. Люди чувствуют вседозволенность уже на этапе получения прав. Зная, что ты можешь купить удостоверение, вообще не напрягаясь, за 25 тысяч рублей, будущие водители не чувствуют никакой ответственности на дорогах. Они видят, как инспектор ГИБДД, получив деньги, всячески помогает тебе сдать „город“, даже если видит, что ты полный профан, — говорит Елена, другой журналист издания, в данный момент тоже получающая права. — Я общалась со многими инструкторами. Вывод можно сделать один: автошколы делают все, чтобы не научить. Чтобы ученики обнаружили только на экзамене, что водить они не умеют, но получить права хотят, поэтому кандидаты — кто-то сам, кто-то под давлением инструктора — несут взятки».
«У автошкол нет цели научить будущего водителя. Сейчас все работает по принципу ритуала и галочки. Реально вас научит кто-то другой, но не инструктор автошколы. Все реформы, которые прошли за последние годы, в реальности не принесли ничего хорошего. Последние изменения и вовсе развязали автошколам руки», — уверен президент Российского автомобильного союза, член Общественного совета при МВД Антон Шапарин. Он считает, что необходимо ввести ответственность автошкол за результат своего труда. Если в течение года или двух выпускник попадет в серьезное ДТП, как в случае с Валерией Башкировой, убившей двоих детей, это должно стать основанием для внеплановых проверок школы и лишения ее лицензии.