Фото Серябкиной разместили в рекламе эротического массажа: чем это оскорбило певицу
О щекотливой ситуации и о том, какие могут быть последствия для всех участников истории, рассказывает юрист Наталия Шарова
Фотография известной певицы Ольги Серябкиной в нижнем белье появилась на рекламе эротического массажа. Самое интересное, что певица своего разрешения на данное размещение ее фотографии не давала.
Напомню, что 35-летняя Ольга Серябкина — бывшая участница группы Serebro, теперь занимающаяся сольной карьерой. К массажу, тем более эротическому, она не имела и не имеет никакого отношения. Но авторы рекламной акции это обстоятельство не учли. Скорее всего, они просто взяли фото привлекательной женщины для того, чтобы обеспечить внимание мужской аудитории к рекламе предлагаемых услуг.
Между тем, российское законодательство предусматривает ответственность за размещение чужих фотографий, особенно в коммерческих целях. В первую очередь, это — ответственность в соответствии с п. 1 ст. 152.1 Гражданского кодекса РФ, согласно которому публикация изображения гражданина может быть осуществлена только с его разрешения. Однако есть исключения: Серябкина как известная певица является публичным лицом и ее фотографии могут печататься в СМИ. Но ведь в данном случае речь идет не о статье про Серябкину, не об интервью с ней или анонсе ее концерта. Фотография певицы иллюстрирует никак не связанную с ней тему, да еще и пикантного содержания, причем используется фотография в коммерческих целях.
В этой связи, во-первых, правообладатель фотографии имеет право привлечь заказчика рекламных услуг к гражданско-правовой ответственности, взыскав с него компенсацию за использование своего изображения. Мало того, что правообладатель не давал разрешения на использование фотографии, так еще и она использовалась явно в коммерческих целях.
Во-вторых, что еще более серьезно, сама Ольга Серябкина имеет полное право подать в суд иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. Ведь теперь певицу могут начать ассоциировать с эротическим массажем, отношение в обществе к которому вполне известно. Данная публикация, безусловно, нанесла большой ущерб деловой репутации Ольги. Конечно, иногда говорят, что любое упоминание — это пиар, но в этом случае мы имеем дело с крайне оскорбительной ситуацией.
Какими бы не были сценические образы певицы, это не дает заказчикам рекламы никакого повода для использования ее фотографий без разрешения и, тем более, для получения прямой финансовой выгоды в результате подобных действий.
Кроме того, у Ольги есть своя личная жизнь и подобная реклама может не самым лучшим образом отразиться на ее будущих взаимоотношениях — личных и дружеских. В этой связи нет никаких сомнений в обоснованности недовольства рекламой и в праве Ольги подать в суд и взыскать крупную сумму ущерба с заказчиков рекламы. Нет никаких сомнений в том, что суд встанет на сторону оскорбленной певицы.
Стоит также отметить, что размещение фотографий «звезд» шоу-бизнеса без их разрешения является очень распространенным явлением как в России, так и в других странах. Рекламные компании часто идут на этот шаг, руководствуясь соображениями банальной финансовой выгоды: во многих случаях использование такой рекламы в интересах привлечения потенциальных клиентов значительно перекроет в плане прибыли те убытки, которые компания может понести в связи с судебным разбирательством.