— Светлана Афанасьевна, вы блестяще сыграли в новой картине «Девушка и смерть», но мы в последнее время не так часто видим вас на экране и на сцене театра. Почему?
— Предложения мне поступают. Например, играть в пьесах, чтобы потом ездить и зарабатывать. Но я осознала, что для меня это уже не спасение и не удовольствие. Потому что нужно мотаться, переезжать из города в город. Я же видела, как они работают- сплошная экономия. Но я люблю, чтобы были, например, хорошие номера. Отказываюсь еще и потому, что в 73 года, а я не скрываю возраст, иногда бывает плохо. Никто не видит этого. Я тут была на фестивале в Екатеринбурге, но не смогла прийти на закрытие, потому что перетрудилась: телевидение, пресса, радио. И такая перегрузка произошла, что я подошла к режиссеру и сказала: «Мне так нехорошо, что я боюсь: выйду на сцену — и упаду». Он вызвал скорую помощь. Оказалось, что у меня было давление 240. Меня привели в чувство, но это был уже первый звоночек. Когда я прилетела в Москву и попала ко Льву Бокерия, мне сказали: жить будете еще (смеется). Но я не хочу даже ввязываться в такие проекты. Я себя спрашиваю: для чего? Ведь я получаю удовольствие от того, что читаю стихи. Мне безумно нравится моя манера прочтения. Мне достаточно выезжать на творческие встречи, я иногда соглашаюсь. Конечно, я чего-то жду, в смысле творчества. Я вот подумала, а вдруг Йос Стеллинг, у которого я сыграла в картине «Девушка и смерть», решит, что я буду его актрисой? Как талисман, в последующих его фильмах. Потому что он очень интересный режиссер, он классик.
— Глядя на вас, не подумаешь, что вам на что-то не хватает сил. Как вам удается так выглядеть в 73 года? Вашей стройности можно позавидовать!
— У меня так устроен организм, он меня слушается, когда я его прошу. Если намечается важная поездка, я сажаю себя на диету за 3−4 дня. Я делаю упражнения для ног и для пресса, вытягиваю позвоночник. А вообще, наверное, я знаю, когда можно поправиться, а когда- нет. Например, бывает: хочу селедки, пива и картошки фри. Я все это съем, а затем два дня я уже не позволяю себе такого. У меня дома есть весы. Но я всегда чувствую по бюстгальтеру: если туго — значит поправилась (смеется). А если я покупаю какой-нибудь костюмчик, который мне нравится, то могу похудеть ровно настолько, чтобы чувствовать в нем себя уютно. У меня есть сила воли.
— А кто трудится над неповторимым имиджем Светланы Светличной?
— Я сама. Мы раньше работали вместе с Русланом, моим стилистом, три года. И я поняла, что можно сделать со мной, с моим лицом, прической. Хотя я не люблю прически. В советские времена, будучи еще девчонкой, когда смотрела зарубежные фильмы, уже планировала: когда я вырасту, у меня будет вот такая шляпка, такое маленькое черное платьице с воротничком или без. Потом я узнала, что есть Карден, есть Диор, они появились и у нас. Тогда же не было никого, кроме Славы Зайцева, который, можно сказать, мой ровесник. Помню, в советское время на кинофестиваль он нас одевал для того, чтобы мы прошли по красной дорожке. А сейчас, мне кажется, я могла бы быть модельером для женщин среднего возраста — от 35 до 55 лет. Я бы так их одела, что все бы воскликнули: а кто дизайнер? Была в Санкт-Петербурге года 4 назад, у Татьяны Михалковой на юбилее журнала — меня приглашали дефилировать на подиуме. Помню, мне вдруг закричали «Браво!» Я подумала: «Боже мой! Мне „браво“ кричали только в театре-студии киноактера, когда я играла в „Бесах“. А уж на подиуме — я вообще не могла ожидать такого!» Конечно, мне хотелось выделиться, чтобы люди не говорили: «Зачем ей это нужно?» А наоборот сказали: «Какая молодец!»
— Ваша молодая энергетика просто поражает: не все решатся носить мини в 73 года…
— Я поняла, что со временем люди воспринимают меня уже не как исполнительницу роли Анны Сергеевны, а как Светлану Светличную. Женщины мне говорят: «Мы с вас берем пример». И это понятно: я не знаю, кто еще у нас в 73 года ходил в мини. Но я это делаю просто потому, что мне так удобно. К тому же, видимо, это мой стиль, мой характер. Плюс я позволяю себе так одеваться, потому что я актриса. Конечно как-то сомневалась: ой, а удобно? На что мне ответили: «Вам все удобно»! Однажды когда Нонна Мордюкова была чуть ли не в телогрейке, а требовался цивильый костюм, человек, который ее сопровождал, сказал: «Вам дозволено все!» И вот когда я сомневаюсь: можно ли? Кстати это или нет?- Я вспоминаю эти слова. Я уже не та Светлана, которая была в «Бриллиантовой руке», когда люди хотели видеть во мне и в жизни соблазнительницу. И я им еще подыгрывала: раз они хотят — так и нужно. А сейчас я стала такой, какая есть. И я вижу, что люди меня принимают.
— Шляпки — давно стали вашей визитной карточкой. Откуда такая любовь к головным уборам?
— Действительно, я шляпки люблю. Я придумываю их сама. В детстве я часто видела, как мама носила головные уборы. Шляпки — незаменимый акссессуар английских леди. Я не английская леди, но мне нравится, чтобы что-то было на голове. Я люблю выбирать головные уборы в магазинах. Когда я покупаю, уже вижу, что из нее сделаю. Мне нужны ножницы, иголка, нитка и какие-то заколки. Вот на мне была шляпа с полями (Светлана Афанасьевна поправляет маленькую черную шляпку — прим. авт.). Но я взяла ножницы и вырезала нужную форму. А если она плохо сидит- нужно намочить горячей водой, чтобы фетр сел и обрел форму головы. После этого я подбираю мелочи к шляпке. Если получается — я сразу хочу ее выгулять, а если шляпка не получается- выбрасываю в мусорку.
— Наверное, не нужнл сразу выбрасывать! Нашлись бы сотни желающих получить шляпку от Светланы Светличной.
— Ну, бывает, я действительно дарю. Однажды в манеже я купила на выставке хороший фетр, заготовки, похожие на снопы. Там было несколько цветов. Я приобрела, наверное, 15 штук. Из одной заготовки я делала минимум две шляпки. А из остатков материала — бант или ракушку. Я сделала 30 штук и почти все раздарила за эти годы. У меня остались только две шляпки. Я сама люблю получать подарки, но мне иногда приятней подарить.
— Слышала, что вы не только шляпных дел мастер, но даже не побоялись переделать квартиру, которую ремонтировал «Квартирный вопрос»!
— Действительно, я кое-что поменяла, хотя мне очень понравился дизайн «Квартирного вопроса». Они переделали все, что у меня было в комнате, соединили кухню с маленькой гостиной. Помню, когда я вошла и увидела результат, у меня была радость ребенка. Я кричала в окно: «Люди, я самая счастливая!» Там на противоположных стенах были бра из тонкого провода и подставки под свечи. Мне сделали витражные окна почти до пола, французский балкончик. Но прошло время и я поняла, что не могу жить в номере маленького отеля. Нужно где-то овощи хранить, еще что-то складывать. И я вернула всю мебель, какая была до этого. В том числе мебель, связанную с мужем Володей. Кстати, если мне не нравится, где стоит мебель, я могу сама ее поставить туда, куда хочу. Когда я рассказываю об этом, меня спрашивают: а как ты ее двигаешь? Я сама не знаю, но получается. И теперь любой человек, который ко мне зайдет, сразу может сказать: «Ну, здесь, наверное, точно Светличная живет».
— Светлана Афанасьевна, нас также крайне удивила новость о том, что вы передвигаетесь в метро. Не многие ваши коллеги на это решаются.
— Я в метро езжу часто. Я ведь могу быть и королевой, могу быть и уборщицей. Могу прокатиться в карете, мол, едет Елизавета, а могу на каком-нибудь драндулете. Ко мне иногда подходят и спрашивают: «Вам никто не говорил, что вы похожи на Светлану Светличную?» Они не могут поверить, что их кумир ездит в метро. А для меня это естественно, потому что я — из народа. Вот, в чем прелесть моего бытия. В машине можно попасть в пробки. Те, кто едет в автомобиле, психованные, они вечно опаздывают. Конечно, когда ты в вечернем туалете, подают машину. Мне недавно подарили сертификат на такси. И когда мне нужно куда-то в вечернем туалете, то при мне есть машина.
— Недавно ваших поклонников очень напугала история о том, что вы стали жертвой мошенников, которые выманили у вас последние деньги. Как же это случилось?
— Это произошло после того, как меня выписали из больницы: я сломала руку и ногу и была в гипсе, не могла выходить на улицу. Мне позвонили по домашнему номеру и сказали, что пришли плохие анализы из больницы, где я лежала, и срочно требуется дорогое лечение. Я знаю, что это произошло не без участия людей, которые у меня бывали, потому что как раз перед этим звонком у меня пропало зарядное устройство от мобильника. Поэтому я не могла перезвонить параллельно по сотовому и выяснить, что к чему. А они мне говорили все время: не кладите трубку, не кладите трубку! Мурыжили минут 30. В итоге у меня села трубка и на этом радиотелефоне. Причем, изобразили еще такую заботу, мол, стоит лечение 570 тысяч, но они доплатят и нужно всего 400. У меня как раз была эта сумма- мне только что вернули долг. Судя по всему, они это знали. Но когда я очнулась и поняла, что меня обманули, я так обрадовалась! Ведь все это — просто деньги. Я подумала: да бог с ними! Я бы все отдала- только бы ничего не было плохого. Спустя время, мне сказали, что мошенников нашли. Но я отказалась от этих денег. Я рассталась с этими бумажками и не хочу к ним прикасаться.
— В последнее время вы стали чаще выходить в свет. Ваши спутники нередко — довольно молодые люди. Вас видели со стилистом Русланом Татьяниным, затем — с Прохором Шаляпиным. Как вам удается так легко находить общий язык с молодыми мужчинами?
— В том, что я могу понравиться молодым, особенно в наше время, нет ничего особенного. Кто-то может влюбиться в полных, кто-то — в пожилых или — совсем юных. Да, на презентациях я появляюсь вместе с молодыми мужчинами, там неприлично появляться одной. Женщина должна быть всегда с мужчиной. Это мое мнение. Не важно, сколько ему лет. Хотя, если бы какой-то пожилой мужчина с массой болячек сказал мне: «Будьте моей музой» — я бы не согласилась. Мне нужен еще неувядший цветок в горшке. Но не для кувыркания в постели. Иногда хочется поговорить не по телефону, а с живым человеком. К тому же, я — женщина. Даже если мне будет двести лет, я предпочитаю на себе ощущать мужские взгляды. При этом мне нужно, чтобы это был гений и талантище. Я бы ему служила. Вчера я посмотрела фильм «Репетиции», в котором я увидела сына Миши Ефремова Никиту. Ему уже 25 лет. Я соскучилась по такому актерскому мужскому обаянию. Я с ним даже созванивалась и сказала: «Мне поклонники часто говорят: „Спасибо за то, что вы есть“! Вот и я вам хочу сказать: „Спасибо за то, что вы есть, такой талантливый и обаятельный“. Вы знаете, в моем лице вы всегда найдете поддержку». Я не хочу оправдываться, но у меня материнские чувства к молодым, потому что нет сына Олега. Он ушел в 33 года.
— А кто тот счастливчик, с которым вы недавно были в Тбилиси на фестивале российского кино?
— Его зовут Юрий. Но я с ним здесь же и познакомилась. Он тоже приехал на фестиваль. И он мне помогал, следил, чтобы я элементарно не упала, был все время рядом. А началось мое общение с молодежью с Руслана Татьянина, стилиста. Помню, он позвонил мне и сказал: «Я хочу, чтобы вы были моей музой. Я — творческий человек». Я ему ответила: «Молодой человек, вы опоздали лет на двадцать». Но он настоял на встрече. Мы встретились и стали общаться. И мне было достаточно трех лет такого общения. Иногда молодые люди во взаимоотношениях переступают черту. Когда уже нет этого отношения обожания и на «вы». А мне это всегда нужно. Был такой момент, когда я поняла, что должна сказать ему «до свиданья». И я это сделала. Но я не жалею, наоборот благодарна ему за эти три года. Он дал мне уверенность в себе, повлиял на то, как я сейчас себя преподношу, как одета, причесана.
— Не так давно выпускник «Фабрики звезд» Прохор Шаляпин, с которым вы выходили в свет, заявил, что у него с вами был роман…
— Он неправильно себя повел. Помню, я включила телевизор и услышала, как Прохор говорит: «Ну и что такого, что у меня был роман со Светланой Светличной!» Я тогда остолбенела. Какой роман? Что за роман? И потом я поняла, что произошло. Мы познакомились с Прохором на какой-то презентации. Ко мне подошел красивый молодой человек и сказал: «А вы соглашаетесь работать? У нас концерты бывают…» Я ответила, мол, почему бы и нет. Спустя время, у меня было выступление в Волгограде, откуда Прохор сам родом. Он предложил отдохнуть после концерта на турбазе. Но в итоге я так устала от такого отдыха! Меня поселили в домик, где я была одна, комаров столько! Никто не купается. А потом местные жители узнали, что я на этой турбазе- и столько народу навалило справлять свадьбы! Получилось, я там еще и работала. Затем Прохор приехал с фотографом и отснял нас вместе: как мы играем в шахматы, как общаемся. С этих фотографий все и пошло. Он бы мог сказать, что у нас был роман, если бы я уже умерла. Я даже не представляю, как он себя поведет, если со мной встретится! Правда, мне сказали, что он где-то извинялся уже тысячу раз. А в реальности он просто пропиарился и воспользовался моей доверчивостью. Мне даже его мама звонила и извинялась. А тут я включила телевизор и смотрю, что у него намечается свадьба с женщиной, которая хотя и младше меня, а выглядит как бабушка. Я тогда подумала: значит он болен? Или ему просто нужно, чтобы кто-то его обихаживал.
— Кому-то удалось в последнее время завоевать ваше сердце?
— Так, чтобы я пожелала быть вместе — нет. Наверное, мне и не нужен сейчас мужчина рядом. Не скрою, я была один месяц за мужем за бардом Сергеем Сокольским. Но могу сказать, почему. Когда Володи не стало и я разменяла квартиру, в которой жила с сыном Олежкой, то осталась одна. Очень трудно было смириться с положением вдовы. И когда случайно встретился бард на дне рождения, который пел, играл, а потом посвятил еще мне три оды- я растаяла. Подумала, что мне нужен такой человек. Я ему предложила: женись на мне! Но когда это случилось, я поняла, что не выношу его присутствия — он совсем не мой человек. Поэтому я ждала момента, когда могла бы ему об этом сказать, ведь это была моя затея женитьбы. И дождалась. Он повел себя не очень хорошо. Тогда я сказала: «Все, забирай свои вещи, гитару и — до свиданья, больше не возвращайся. Позвоню, когда подам на развод!» Я все собрала, включая вещи, которые ему покупала, потому что нужно же было выходить в свет с приличным человеком. И когда он закрыл дверь, я обрела крылья за спиной. Я сбросила тяжелый груз, была такая счастливая!
— Я знаю, что раньше у вас был конфликт со старшим сыном, но сейчас вы с ним дружите. Кто сделал первый шаг к примирению?
— Это я сделала первый шаг. Сейчас я по-другому уже веду себя и понимаю, что если ребенок тебя обидел, это не значит, что он виновен. Когда у нас были всякие недоразумения, обидные для меня, я понимала, что и мы с Володей виноваты в том, как повел себя Алексей. Поэтому я стала прокладывать тропу ко встрече с сыном. У меня уже нет никаких обид к нему. Я вернула свою любовь к сыну. Я начала звонить. И он это оценил. Я знаю, что наступит день, когда он попросит у меня прощения. А пока его устраивает мое отношение к нему. Мы уже ходили в цирк с маленьким Володей Ивашовым и с Алешей. Володя- это мой правнук, сын моей внучки Маши. Володя однажды даже моей подруге на ушко сказал: «Мне она так нравится, я хочу ее поцеловать, но стесняюсь». Когда мы только встретились, он мне сказал: «Я вас знаю, я видел вас в кино». Называл на «вы» (улыбается). А недавно у сына был день рождения и я их с внуком пригласила. Они уехали от меня счастливые. Я очень довольна, что ко всем нам вернулось ощущение родства душ.
— Говорят, ваша внучка Маша пошла по стопам вашего сына- она тоже врач.
— Да, она челюстно-лицевой хирург. Режет, крови не боится. А Алеша-очень хороший стоматолог.
— Конечно, не могу не спросить, в кого пошел правнук Володя?
— Не знаю, в кого, но он — настоящий денди. Стройный, его со вкусом одевают. У меня дома есть женские и мужские шляпы. И вот однажды он увидел шляпы, надел одну и вышел к нам, продефилировал. Я спросила: «Хочешь подарю?» Он выбрал. Позже звонит мне Алешка и говорит: «Мы записали его на каратэ. Он пошел на тренировку в шляпе»! Я сразу сказала: «Это мой человечек!»
— Возможно, ему просто передались ваши артистические гены?
— Думаю, да. Сначала я хотела, чтобы он был спортсменом, поскольку я сама занималась спортом в молодости. Но когда он вошел к нам в шляпе, я сказала: «Это артист растет!»