Интервью

Эдуард Радзюкевич: «Я никогда не был алкоголиком»

Для всех остается загадкой, каков характер этого артиста в жизни. Оказывается, почти в каждом из сыгранных персонажей есть и его личные черты.

Для всех остается загадкой, каков характер этого артиста в жизни. Оказывается, почти в каждом из сыгранных персонажей есть и его личные черты.

6 ноября 2013 21:55
16721
0
Эдуард Радзюкевич.
Эдуард Радзюкевич.
материалы пресс-служб.

Несмотря на то что актер редко дает личные интервью, пресса не обходит вниманием его имя — о нем было написано немало небылиц. Можно сказать, даже ходят легенды. Одна из них гласит, что пылкие ухаживания будущей звезды отвергла одноклассница, и ладно бы просто не ответила на чувства паренька, а высмеяла его перед друзьями. На что он в сердцах воскликнул: «Я стану знаменитым, за мной будут бегать толпы поклонниц, настоящих красавиц! И тогда ты еще пожалеешь…» Удивительное дело, но стоило всплыть этой истории, как тут же объявилось около двух десятков дам, каждая из которых утверждала, что именно она была той роковой красоткой, не оценившей по достоинству юного Эдуарда. Самое примечательное — сам Радзюкевич не подтверждает этот эпизод из далекого прошлого. Но что бы ни говорили, доподлинно известно: со своей первой женой, Еленой Ланской, он познакомился в Щукинском училище. Правда, в браке они состояли недолго, и причины развода называются разные. Одна из версий гласит, что разлад начался из-за пристрастия мужа к алкоголю, а если верить второй, всему виной стал роман Эдуарда с другой сокурсницей — Нонной Гришаевой. Якобы молодой человек долгое время не решался то ли оставить супругу ради другой женщины, то ли порвать с любовницей, дабы сохранить семью. Пока он раздумывал, его бросили обе. Кстати, Елена впоследствии вышла замуж за другую российскую знаменитость — Алексея Кортнева. Где правда, а где ложь, очень трудно разобраться, ведь сам наш герой не упоминает о первом браке, а что касается Нонны Гришаевой, то они дружат до сих пор и часто работают вместе. Поэтому сложно представить, что когда-то их действительно связывали романтические чувства. Хотя кто знает, вполне возможно, это просто «высокие отношения». Вообще загадок в его биографии множество. Даже в анкетах в качестве родного города указываются сразу три: Москва, Санкт-Петербург и Петрозаводск.


Эдуард Радзюкевич:
«Так уж получилось. Я появился на свет в Петрозаводске. А когда мне было девять месяцев, мы переехали в Ленинград. Первые мои осознанные годы прошли в городе на Неве, там же случилась первая трагедия в моей жизни. Помню свой пятый день рождения. Мы с отцом пришли к маме в больницу, и я просил ее вернуться домой. Очень по ней скучал. А через два дня — тринадцатого июля — ее не стало. Столько лет прошло, но и сейчас это для меня огромнейшая потеря. Несмотря на то что я взрослый человек и большую часть жизни прожил без матери, с каждым годом мне все больше и больше ее не хватает. Для меня само понятие „мать“ — это нечто святое. Я даже с одним из своих друзей прекратил общаться, увидев, как он отвратительно относится к своей маме. Ни понять, ни принять я такого не могу. Но вернемся в детские годы. Мой отец, офицер-пограничник, остался с двумя детьми. Я, еще совсем маленький, и старший брат, которому на тот момент было четырнадцать лет. Было понятно, что ехать с двумя мальчишками на заставу просто невозможно. Поэтому брата определили в школу-интернат (только не путайте, пожалуйста, с детским домом или заведением для сирот), а меня забрали родители папы в Москву, где они проживали. Так я в пять лет стал москвичом. На каникулы ездил к родне в Петербург, который знаю не хуже столицы и люблю почти так же. А вот в Петрозаводске я вновь оказался, уже будучи взрослым. Мне показали клинику, где я осчастливил близких своим первым криком, дом, где жила моя семья. Вот так и получилось, что у меня три родных города».

В сериале «Нереальная история» Радзюкевич примерил мундир и таким образом исполнил детскую мечту, загубленную на корню военкоматом. Фото: материалы пресс-служб.
В сериале «Нереальная история» Радзюкевич примерил мундир и таким образом исполнил детскую мечту, загубленную на корню военкоматом. Фото: материалы пресс-служб.

Пьер Ришар в интервью нашему журналу сказал, что чувство юмора у него выработалось в детстве как защитная реакция на насмешки сверстников. Я слышала, что и вас ровесники обижали…
Эдуард:
«Да уж, поначалу мне от ребят доставалось. Я перенес одну операцию, после которой началось нарушение обмена веществ. И как следствие — полнота. Над этим подшучивали, подтрунивали. Проще говоря, огреб я по полной программе. Ничего, вытерпел. А для того чтобы бороться с лишним весом, стал заниматься спортом — легкой атлетикой. И мало того что похудел, так еще и успехов определенных добился. Вот так вот. Кстати, сейчас у меня возникли похожие проблемы… В марте оказался в больнице и вдруг бросил курить. Причем получилось само по себе. На пятый день нахождения в стационаре я вдруг поймал себя на мысли, что ни разу даже не затянулся сигаретой. А я-то считал себя заядлым курильщиком с тридцатилетним стажем! Главное, что и желания нет, организм не требует никотина. Так я расстался со своей вредной привычкой. Хотя никого не гоняю, если хотите — дымите. Но завязав с курением, я стремительно набрал вес, с чем сейчас борюсь. И уверен, что смогу похудеть, все-таки не впервой! А чувство юмора, я считаю, это врожденное качество: либо оно есть, либо его нет. У меня часто спрашивали: „Как вы пережили звездную болезнь?“ А мне неведомо, что это такое. И не из-за того, что моя персона — какая-то особая, просто я отношусь к себе иронично, порой даже сатирично. Да и низкой самооценкой не страдаю, знаю собственные возможности, не преувеличивая и не занижая их. Так же и со своими недостатками — не отрицаю их наличия и борюсь с ними, если они меня напрягают».
То есть в детские годы вы были скромным тихим мальчиком, которого все шпыняли?
Эдуард:
«Ничего подобного! Когда я привел себя в надлежащую форму с помощью спорта, все изменилось. И я стал настоящим хулиганом. Чего я только не творил! Так как одно время боялся высоты, активно старался преодолеть эту фобию своеобразным путем: прыгал со всего, что только попадалось на глаза. С мостов, с идущих товарных составов (недалеко от нашего дома железнодорожная ветка пролегала), с крыш гаражей. И без драк не обходилось. Иными словами, примерным парнем я не был. И даже на учете в милиции состоял. Энергию надо было куда-то сбрасывать, вот и баловался пацанскими выходками».
Как правило, такие парни и привлекают девчонок.
Эдуард:
«Не знаю. Возможно, если опираться на опыт моих друзей. У них были и постоянные, и временные девушки. У меня романов не было. В личных отношениях я был каким-то закомплексованным, что ли».
Может, поэтому и пошли в актеры, чтобы избавиться от робости?
Эдуард:
«Нет. Вообще я мечтал продолжить традицию и стать пограничником, как папа и старший брат, который на тот момент уже пошел по отцовским стопам. Иного будущего я и представить себе не мог. Поэтому после школы подал документы в Высшее пограничное командное училище имени Моссовета. И вдруг меня комиссовали… Причина этого, которую мне никто не объяснил, до сих пор остается загадкой. До того в военкомате признавали годным к службе, со здоровьем у меня полный порядок, за исключением диатеза, плюс я спортсмен-разрядник… Словом, для меня все это стало полной неожиданностью. Причем меня не просто комиссовали, а еще и штамп соответствующий в паспорт поставили, что даже в случае войны я не подлежу призыву. Естественно, я слегка растерялся. Как же так? И что теперь делать? Поразмыслив, я поступил в радиотехнический институт на вечернее отделение и пошел работать на завод. Надо сказать, что из-за этого пришлось поспорить с бабушкой и дедушкой. Они настаивали, чтобы я учился на дневном. Но я был уже довольно взрослым парнем, и мне хотелось вкладывать свою долю в семейный бюджет, заботиться о родных мне людях. Мы жили скромно, без изысков, хотя я всегда был одет и накормлен. Отец помогал, поддерживал материально. Правда, на тот момент у него уже появилась новая семья, и ему было непросто содержать еще и меня, так же как и дедушке с бабушкой. Поэтому я и хотел зарабатывать — чтобы помочь всем и чувствовать себя самостоятельным».

Команда, собравшаяся в «6 кадрах», настолько сроднилась, что ее участники этим же составом кочуют из проекта в проект. Фото: материалы пресс-служб.
Команда, собравшаяся в «6 кадрах», настолько сроднилась, что ее участники этим же составом кочуют из проекта в проект. Фото: материалы пресс-служб.

На отца не обиделись из-за второго брака? Как приняли его супругу?
Эдуард:
«К его женитьбе я отнесся нормально. Он овдовел, будучи еще молодым мужчиной, не век же ему бобылем ходить! У него чудесная жена, с которой мы нашли общий язык, а что касается моей младшей сестры, которую они мне подарили, то я в ней души не чаю. У нас разница четырнадцать лет, но при этом мы прекрасно понимаем и чувствуем друг друга. Татьяна, как и мой старший брат, сейчас живет в Петербурге, поэтому видимся мы не так часто, как хотелось бы, но созваниваемся. Даже на расстоянии, если она смолчит, я чувствую, когда у нее происходит что-то не очень хорошее в жизни или, наоборот, грядет радостное событие. Хотя у нас разные мамы, мы даже внешне похожи и оба по гороскопу Раки. Так что понимаем друг друга без слов».
И как же вы с завода, можно сказать от станка, оказались на сцене?
Эдуард:
«Начнем с того, что творческое начало во мне, видимо, было всегда. В детские годы я занимался в музыкальной школе по классу баяна. Играл в самодеятельности. А когда стал работать, учеба в институте занимала всего четыре дня в неделю, оставалось еще три свободных. И один из моих друзей, который учился в ветеринарной академии, пригласил меня в вокально-инструментальный ансамбль их факультета, где я пел и играл на ритм-гитаре. Мы были настолько хороши, что выступали на различных конкурсах и фестивалях. Чтобы принимать участие в подобных мероприятиях, меня даже зачислили — чисто номинально, фиктивно — в студенты этого вуза. И после одного из таких выступлений я посетовал своему другу, мол, как же мне все-таки надоела радиотехника и до чего же мне хотелось бы стать актером, играть в спектаклях, сниматься в кино. Мой приятель, вместо того чтобы посмеяться над этими мечтами, сказал: „А ты пойди в какую-нибудь любительскую театральную студию, их сейчас много в Москве. Тогда на собственной шкуре поймешь, что это за профессия и есть ли у тебя способности. А то вдруг у тебя и таланта-то нет“. Я последовал его совету, и меня затянуло. Я буквально влюбился не только в работу артиста, но и в мастерство режиссера. Поэтому, не сказав никому ни слова, я бросил институт и попытался поступить в Школу-студию МХАТ. Прошел творческий конкурс, сдал экзамены, но… В тот год набирали экспериментальный курс, в котором вместо девятнадцати студентов оставляли лишь пятнадцать. Четырех отсеяли по набранным баллам, и я, не блещущий знаниями, попал в этот черный список. Правда, не в моем характере отступать, и следующим летом я штурмовал уже Щукинское училище, куда благополучно поступил. Кстати, в этом году исполнилось ровно двадцать пять лет с того грандиозного, во всяком случае лично для меня, события».

Верится с трудом, что Радзюкевич попал на сцену прямо с завода, от станка. А между тем это факт. Фото: Лилия Шарловская.
Верится с трудом, что Радзюкевич попал на сцену прямо с завода, от станка. А между тем это факт. Фото: Лилия Шарловская.

Но известность к вам пришла все-таки поздно…
Эдуард:
«А я знал, что популярность ко мне придет не скоро. Мало того, я был уверен, что сниматься в кино до тридцати пяти лет не буду. Мне по наследству от мамы досталась сильнейшая интуиция — из-за этого качества ее даже называли доброй колдуньей. Она могла предсказать многое из того, что происходило потом. И с возрастом, кстати, я научился прислушиваться к этому шестому чувству и следовать ему. Так что для меня изначально было понятно, что путь к успеху будет длительным и непростым. И если к кому-то узнаваемость приходит после какой-то яркой роли в раскрученном фильме, то в моем случае известность мне принес мой голос. Я, так же как и Федор Добронравов, двенадцать лет озвучивал сюжеты программы „Сам себе режиссер“. И часто, едва услышав мою речь, меня спрашивали: „А это не вы говорите за кадром любительского видео?“ Кстати, и свои первые скетчи мы с Федором сыграли в этой программе, для чего была придумана специальная рубрика „Театр ученой обезьяны“. И лишь спустя длительное время родились „6 кадров“, которые не только своим появлением, но и тем, что выжили, обязаны Александру Муругову. Он сделал все возможное, чтобы эту историю не закрыли, а уж поверьте — распрощаться с ней хотели не раз и не два, прежде чем мы доказали, что это отдельное явление, которое не просто имеет право на существование, но еще и очень популярно».
А это правда, что ансамбль «6 кадров» состоит из сотоварищей, которые одной командой пришли работать на ТВ?
Эдуард:
«Абсолютная неправда. Нас набирали через кастинги, и то, что мы стали единым целым как в творческом плане, так и в личном (а мы все настоящие друзья), просто здорово. Нам это помогает развиваться дальше, придумывать что-то новое, не останавливаться на достигнутом».
А почему все-таки в кино вы начали поздно сниматься? Не таится ли причина в проблеме с алкоголем?
Эдуард:
«Ну уж вы так говорите, будто я беспробудным пьяницей был, от которого режиссеры и продюсеры шарахались. Я признаю, было время, когда я пил. А кто у нас в стране не пьет?! Я же не закладывал за воротник каждый день с утра до вечера… Из-за меня ни разу не срывались съемки телепрограммы или репетиции в театре. Иногда принимал, как говорится, на грудь, когда требовало эмоциональное состояние или находился повод. Но не скажу, что выпивал больше, чем позволяют себе другие мужики. Я никогда не был алкоголиком. Это миф. А в кино не брали, поскольку внешне типаж у меня специфический, не подо все подходит».
Мало кто знает, что вы не только актер, но еще и режиссер.
Эдуард:
«Да, а между тем проекты, которые я снимал, знают все. Например, ситком „Моя прекрасная няня“, несколько серий „Сватов“ и фильм „All inclusive, или Все включено!“, где я также сыграл одну из ролей. Кстати, в продолжении этой ленты я дебютировал и как продюсер. И это было нечто! После таких съемок мне ничего не страшно. Судите сами: за две недели до начала работы над картиной мы расстались с исполнительным продюсером, и тут выяснилось, что ни у одного из актеров нет договора, а Федор Добронравов, который должен был сниматься у нас в Турции, занят на спектаклях в Москве. Я приехал к худруку театра — Александру Ширвиндту (на мое счастье, он меня неплохо знает). Прошу отпустить артиста на тринадцать дней. И слышу в ответ: „Только на пять!“ Я продолжаю уговаривать, тогда Ширвиндт говорит: „И так из хорошего отношения даю пять дней, и иди вон, пока я не передумал“. Пришлось перекраивать сценарий и в авральном режиме готовить эпизоды с Добронравовым, чтобы уложиться в отведенный срок. Да много чего происходило на этих съемках! Зато фильм получился хороший. Начинается он с подготовки одной свадьбы, а заканчивается несколькими. Примечательно, что Марина Александрова приехала к нам на площадку с грудным ребенком, поскольку только родила, а актриса Ольга Медынич играла, находясь в интересном положении, и родила после окончания съемок».

Я был уверен, что сниматься в кино до тридцати пяти лет не буду. Фото: Геннадий Черкасов.
"Я был уверен, что сниматься в кино до тридцати пяти лет не буду". Фото: Геннадий Черкасов.

Все ваши коллеги в один голос утверждают, что у вас прекрасная семья. А как вы познакомились с женой?
Эдуард:
«Я преподавал в ГИТИСе актерское мастерство, а Елена была студенткой. Честно скажу, два года не смел подойти и завести знакомство, только присматривался. Можно сказать, созревал, поскольку не верил: разве такое бывает — увидел и сразу серьезно влюбился? Потом помог случай. Мы оказались в одной компании, пообщались. Я вызвался проводить ее до дома… Вот и сопровождаю до сих пор по жизни, и дом у нас теперь общий».
У вас довольно напряженный рабочий график, на воспитание ребенка время находится?
Эдуард:
«Конечно! Для меня вообще самое главное — это моя семья. Хотя, безусловно, я не могу посвятить им столько времени, сколько хотелось бы. Но стараюсь! И переживаю не меньше жены и сына, а может, даже и больше, когда вынужден отдавать работе свободные дни или часы, которое планировал провести дома. Я занимаюсь воспитанием ребенка, но нельзя сказать, что я хороший папа. На самом деле, наверное, я отвратительный отец. Я стараюсь быть Гоше другом. Хочу, чтобы он всегда мог прийти ко мне посоветоваться, рассказать о том, что его беспокоит. Ему девять лет, у него уже на многие вещи свой взгляд, есть собственное мнение, и переубедить его очень непросто. Но мы садимся вдвоем, разговариваем по-мужски, стараемся понять друг друга».
То есть вы добрый папа?
Эдуард:
«Я? Нет! Я строгий, но разумно справедливый. И чего я не делаю никогда, так это не бью ребенка. Знаю, что у нас многие родители стараются ума через зад преподать. Никогда сына не порол и в будущем не считаю это возможным. Кроме чувства унижения, это ничего не даст. За все девять лет я один раз шлепнул Гошу, и то потом себя корил и переживал. Причина была серьезной — он хамил матери в моем присутствии, вот я и не сдержался. О чем до сих пор жалею. К счастью, Георгий понял сам, что был неправ и какое это счастье, что у него есть мама. С тех пор в нашей семье подобных случаев не было. Начиная с юного возраста стараюсь воспитать в нем уважительное отношение не только к матери, но и вообще к слабому полу. Все, что есть глобального и прекрасного в этом мире — именно женского рода: земля, любовь, природа… Конечно, есть и такие отрицательные слова, как „война“, „катастрофа“, но все плохое всегда устраивают мужчины».
Сын в артисты не собирается?
Эдуард:
«Я сам на себе испытал, что означает эта профессия, и не желал бы своему ребенку такого сурового будущего. Актерство — это страшный хлеб, состоящий по большей мере из пота, крови, страданий. Правда, сейчас его заинтересовало лицедейство, и он занимается в студии детского мюзикла. Но кем он захочет стать в дальнейшем — его личное дело. Я ему сказал однажды: «Гоша, ты можешь увлекаться чем хочешь, я же от тебя требую три вещи: первое — окончить музыкальную школу, второе — прекрасно знать русский язык (как устный, так и письменный) и третье — быть мужчиной в доме. Чтоб сам мог своими руками гвоздь забить и хозяйством заниматься. Признаюсь, мне было очень приятно, когда в качестве музыкального инструмента он сам выбрал баян. Не зная, что когда-то на нем играл и его отец».
А зачем парню нужна музыка? Обычно папы отдают мальчиков в спорт…
Эдуард:
«Во-первых, спортом он и сам занимался, пока ему не разонравилось. А что касается силы, мужества и умения постоять за себя и любимую женщину, я могу и сам его научить. И занимаюсь с ним этой жизненной наукой. Я не из тех пап, которые держат ребенка под хрустальным куполом, оберегая его от всех негативных сторон нашей жизни. Конечно, хочется, чтобы он избежал каких-то ошибок, неприятных ситуаций, боли. Но, согласитесь, это — увы! — невозможно. Поэтому моя забота как отца выражается в том, чтобы подготовить его к тем моментам, которые возможны в будущем. А во-вторых, музыка необходима любому человеку, она способствует оздоровлению (как моральному, так и физическому), помогает чувствовать, любить, выплескивать эмоции. И главное — такой человек умеет слушать и слышать. Поэтому всем родителям советую и мальчиков, и девочек отдавать в музыкальную школу. Мне, во всяком случае, она очень помогла в жизни».