Интервью

Егор Кончаловский: «Здоровый авантюризм — это у нас семейное»

Режиссер рассказал о своем деде, великом поэте Сергее Михалкове, столетний юбилей которого отметила вся страна, о том, каким он был человеком и как повлиял на своего внука.

Режиссер рассказал о своем деде, великом поэте Сергее Михалкове, столетний юбилей которого отметила вся страна, о том, каким он был человеком и как повлиял на своего внука.

13 марта 2013 20:46
11794
0
Егор Кончаловский.
Егор Кончаловский.
Сергей Иванов

-Егор Андреевич, расскажите, каким человеком был Сергей Михалков, чему вы у него научились?
— Последние пятнадцать лет жизни мы с ним были очень близки. Как-то сильно сдружились и у нас были доверительные отношения, каких не было с моим отцом или дядей, Никитой Сергеевичем. У нас с дедом была одна большая общая тема — девушки, и у него, скажу честно, было чему поучиться. Он был невероятно обаятельным человеком и нравился женщинам в любом возрасте. Однажды на каком-то приеме ему понравилась одна молодая дама, а та вела себя неприступно. Он к ней подсел и предложил сыграть в одну игру: она задает вопросы, а он ей отвечает в рифму. И он два с половиной часа говорил с ней стихами. После этого избранница была покорена им на всю жизнь.
Еще он был очень скромным человеком, всегда ходил в одних и тех же костюмах, только перевешивал награды. Помню, у него была машина, Мерседес с магнитофоном, так он ездил довольно долго, прежде чем понять, что в Мерседесе есть магнитофон с музыкой.
Это говорит о том, что в быту он был совершенно не требовательный человек, хотя мог себе позволить многое.

— По словам его современников, Сергей Владимирович многим помогал, даже не спрашивая, что это за человек. Просто шел и хлопотал за него, если тот просил о помощи. Это правда?
— В его кабинете постоянно звонил телефон, и его все время о чем-то просили. Кому-то помочь выбить жилье, кому-то — устроиться на работу, кого-то нужно было защитить. Поэту Андрею Вознесенскому он помог с квартирой, когда ему негде было жить, на писательском съезде, когда громили журнал «Огонек», и он был под угрозой срыва, Михалков встал на его защиту горой, и журнал удалось отстоять.
Дед постоянно кого-то спасал, за кого-то ручался, пользуясь своим авторитетом и влиянием. Был щедрым и открытым человеком. Даже был случай, когда режиссеру Александру Стефановичу, с которым он некоторое время работал на Мосфильме, и тогда еще начинающей певице Алле Пугачевой он одолжил денег на свадьбу, иначе мероприятия было под угрозой срыва.
С дедом у нас были очень доверительные отношения. Единственное, что ему не нравилось — это то, что я курю. Вот за этот он меня ругал. А потом я сам однажды увидел у него сигареты. Это было в гостинице в Париже. Я ему сказал: «Дед, зачем же ты куришь, тебе же нельзя».
А он мне ответил, что они без табака и никотина. Я с недоумением спросил: «А зачем?» Он махнул рукой: «Да так, повыдрючиваюсь в Москве». У него было сумасшедшее чувство юмора, любил всякие розыгрыши. Я о нем могу говорить бесконечно.

Сергей Михалков. Фото: Геннадий Черкасов.
Сергей Михалков. Фото: Геннадий Черкасов.

— Расскажите о его розыгрышах?
— Он как-то на Мосфильме привел на просмотр новой картины одного солидного человека в сером костюме и всем объявил, что это главный зритель. Все напряглись, думали, что это человек из номенклатуры, из ЦК КПСС, из Министерства Культуры. Весь просмотр сидели, дрожали, потом этот человек уходил и все бросались к Михалкову с вопросами, что это был за человек, откуда и какой структуры.
На что он спокойно объявлял, что это его водитель Юра. А потом говорил режиссеру: «Ты разве для министра фильм делаешь? Ты для простого народа фильм снимаешь. Если понравилось Юре, значит, понравится всем. Посмотри, как Юра смеялся, он же чуть не умер со смеха. Значит, у фильма будет колоссальный успех». И он был прав. Чувство юмора у него было потрясающее.
Конечно, присутствие и наличие такого деда — депутата Верховного Совета — автоматически причисляло меня к «золотой молодежи», к номенклатуре, но, слава Богу, мне удалось сломать эту ситуацию. Когда я окончил школу, меня отправили учиться в Англию, подальше от всех соблазнов. Хотя дед был категорически против моего отъезда, он считал, что меня тотчас завербует ЦРУ.

— А как вам жилось в Англии, есть какие-то веселые воспоминания о студенческих годах?
— Я учился в Кембридже. Это такой тихий городок, где все засыпали рано, все рано закрывалось, чтобы студенты не «бухали». Но мы все равно успевали напиваться. После шести-восьми пинт пива начинался отходняк, страшно хотелось есть. И я пристрастился к блюду под названием «Фиш энд чипс». Такой фастфудовский вариант. «Фиш энд чипс» должен быть обязательно завернут в свежую сегодняшнюю газету и стоило это все какие-то центы. В Англии я вообще научился питаться на минимальное количество денежных знаков, один фунт в день. Так питались почти все студенты.
Так вот, единственное место, где можно было в три часа ночи в городе Кембридж купить еды, то есть этот простой гамбургер, это была такая дырка в стене, откуда высовывалась рука со свертком, и вдребезги пьяные студенты, прислонившись к стене, иначе они бы попадали, получали свою порцию.
Пока ты доходил под мелким моросящим дождем обратно к себе в камбуз и съедал по дороге гамбургер, ты, во-первых, становился пропахнувшим этим прогорклым жиром, а во-вторых, у тебя по телу разливалось ощущение сытости. Это до сих пор вызывает ностальгическое воспоминание. Иногда захожу в ресторан, заказываю то же самое, но это все не то.


— А дома вы любите готовить?
— Я обычно помогаю только морально, потому что кулинар из меня, прямо скажем, так себе, так что от меня сюрпризов ждать не стоит. А вот моя мама и жена Люба (актриса Любовь Толкалина) готовят отменно. У нас в загородном доме у мамы своя отдельная кухня, и у Любы, потому что две хозяйки на одной кухне — вещь немыслимая. А я только бегаю между ними и ем. Кстати, дочь Маша очень вкусно готовит десерты. А собираемся мы в основном всей семьей только на праздники.


— А какие у вас самые любимые праздники?
— Самый любимый праздник, конечно, Новый год. Есть у нас такая традиция — хорошо поесть и выпить, а потом под бой курантов сжечь записочки с заветными желаниями. Последние годы я записки не пишу — все мои желания сбылись. А на праздник съезжаются все родственники, и если мы набиваемся в комнату, там просто нет места — до того нас много. Я люблю такие события.

— Это вы продолжаете традицию Михалковых — Кончаловских собирать всех за одним столом?
— Бабушка Наталья Петровна была гостеприимной и хлебосольной хозяйкой, и за нашим столом сидели люди, которые составляют золотой фонд русской культуры — Симонов, Алексин, Чингиз Айтматов и многие другие, всех не перечислишь. Как вспоминает мой отец, они тогда были молодые и думали, только как бы бутылочку шампанского со стола украсть, а не что говорят эти великие люди, о чем в последствии сильно сожалели. Таких личностей больше за одним столом не соберешь, то время прошло безвозвратно.
А что касается наших семейных традиций… Когда собиралась наша родня, то иногда дед даже шутливо жаловался, что собирается на обед по сорок человек и он половину этих людей не знает. На самом деле знал и ему было приятно, что эти традиции свято хранятся родственниками.

— А какие у вас самые любимые домашние блюда?
— Если честно, любимые блюда — это котлеты. Когда мама уезжала на съемки, мы с сестрой Катей оставались вдвоем, и мама нам оставляла котлеты, которые можно было растянуть на несколько дней. На самом деле, очень трудно ответить на вопрос, что ты больше любишь — Битлз или Эроса Рамазотти. Самые простые детские вещи, которые я помню школьником, были обусловлены нашей советской жизнью, и выбирать не приходилось. Сейчас, конечно, можно и покапризничать. Но, поскольку в советское время все доставалось из-под полы, привередничать не приходилось.
Правда, у деда был хороший паек. Вспоминая, понимаю, что это по сегодняшним меркам была обычная еда за исключением икры. Вообще с икрой у нас много связано. Когда отец жил в Америке и четыре года был без работы, он фарцевал икрой. И я помню это время, когда он привозил домой несколько килограммов икры, но ее нельзя было есть. А когда он провозил ее через границу, то говорил таможенникам, что это икра для приема во время показа фильма. Таможенники ему верили и пропускали. Он продавал ее и два-три месяца скромно жил в Лос-Анджелесе. Так что с маленького икорного бизнеса началась американская карьера режиссера Андрея Кончаловского. Вообще, если честно, то я тоже пару сотен банок икры продал. Такая у нас семейная фишка продавать икру.

— Получается любимое блюдо — икра?
— Я смотрел пару раз программы о том, как достается браконьерская икра, а в Москве продается в основном браконьерская дешевая икра, и весь аппетит на икру пропал. Наверное, фастфуд — это нехорошо, но согласитесь, если каждый день есть прекрасные пироги с грибами и разные изыски, это тоже малополезно. Считаю, что ничего плохого нет в фастфуде, если есть умеренно. Иногда, проезжая мимо какого-нибудь фастфудовского ресторана, с удовольствием съедаю гамбургер.

— У всех поваров есть секретный ингредиент приготовления блюд. У вас как у режиссера, какой секретный ингредиент приготовления вашего киноблюда?
— Вы знаете, неплохо было бы иметь бюджет. На самом дела кино — это такая штука, которая как блюдо у известного мастера — может получиться талантливо, а может получиться слабо. Специальных рецептов нет, всегда все по-разному. В частности, актеры — это секретный ингредиент и определенная порция трудностей. Чем больше трудностей, тем лучше. Когда идет все гладенько, это не всегда хорошо. Трудности — это специальные приправы, причем трудности могут быть самые разные. Мы вот однажды Женю Миронова забыли на дне болота. Привязали, опустили в воду, а потом что-то замялись. Когда спохватились… В общем, спасли артиста. Он все трудности стоически перенес, и картина получилась хорошая. У меня много таких смешных и грустных историй за время работы случалось. Одно могу сказать точно: кино — это искусство упущенных возможностей. Вот если говорят, что у тебя не получилось процентов на тридцать, то считай это удача.

— Над чем работаете сейчас?
— На днях сдал картину под названием: «Баку, я люблю тебя». Это масштабный международный проект, в котором участвовала интернациональная команда из актеров и режиссеров. История о Баку и бакинцах, история страны. Руководитель проекта — Лейла Алиева, а я выступил в качестве продюсера. Остается ждать скорую премьеру, надеюсь, зрителю понравится картина.

— А о своей семье вы бы хотели снять картину? Ведь у вас что ни родственник, то личность.
— Я бы с удовольствием снял полнометражный фильм о своем деде, о его жизни, полной драматических и радостных событий. Ведь он прошел Великую Отечественную войну, был военным корреспондентом, получил ранение, контузию.
Жаль, что Артем Михалков, его второй внук, стареет, он необычайно похож на Сергея Михалкова в молодости, просто одно лицо, я, конечно, пригласил бы его сыграть деда.
Сам я на деда не похож внешне, но все замечают, что у нас за последние годы стали похожи голоса. Все родственники взяли от него черты схожести понемногу.

— Что объединяет дружную и легендарную семью Михалковых — Кончаловских?
— Несмотря на то, что Сергей Михалков был мудрым и дипломатичным человеком, чувствующим время и атмосферу, у него было необыкновенное качество — здоровый авантюризм. И это качество досталось нам всем. Оно абсолютно точно передалось моему отцу, про Никиту Сергеевича и говорить нечего, от моего отца досталось в наследство мне. Вписываться во всякие киноаферы в хорошем смысле слова — это у нас семейное. Еще хотел сказать, что Михалков-старший был огромный жизнелюб, он умел радоваться жизни, был добрым человеком, совершенно не умел завидовать, мстить, поэтому так и прожил долго. Вот эти качества, думаю, в нашей семье приоритетные, во всяком случае, я в себе эти качества воспитываю.