Гоша Куценко: «Не так страшен брак, как его малюют!»
Считается, что если мужчина не вступил в брак до сорока, то он никогда этого не сделает. Однако Гоша Куценко не боится разрушать стереотипы — он тайком женился на давней подруге.
Считается, что если мужчина не вступил в брак до сорока, то он никогда этого не сделает. Однако Гоша Куценко не боится разрушать стереотипы — он тайком женился. Мы решили узнать, изменилась ли его жизнь после появления штампа в паспорте.
Минувший год оказался для вас непростым и во многом переломным. Это был какой-то рубеж?
Гоша Куценко: «Да, у меня так случилось, что… моя семья поубавилась… Не стало папы и мамы. Поэтому я начал по максимуму загружать себя работой, чтобы пережить этот сложный период. Засел за сценарий фильма „Со мною вот что происходит“, который до этого несколько лет мы никак не могли доделать — он застопорился на полпути. А тут я понял, что у меня нет другого выбора — иначе я просто сойду с ума. В этой картине много очень личного, почти автобиографического — относительно меня уж точно. Я посвятил этот фильм своим родителям».
Какие у вас были отношения с ними?
Гоша: «Я единственный ребенок. Естественно, маменькин сынок. Они были для меня самыми близкими на свете людьми. Каждый день думаю о них».
Вы, наверное, были трудным подростком, хулиганом…
Гоша: «Нет, я рос нормальным, спокойным парнем. Целеустремленным, спортивным. Хулиганил, конечно, но в целом был очень позитивным. Учился неплохо. У нас была интеллигентная семья: мама — врач, папа — инженер… А вот позже — да. Я чудом выжил в девяностые, неоднократно влезал во всякие истории».
Случалось такое, что папа ударял кулаком по столу?
Гоша: «Конечно! Регулярно. Отец был волевой, очень честный человек, таких сейчас днем с огнем не найдешь. Он был первым заместителем министра радиопромышленности, занимался связью, космосом… Не взял за всю жизнь ни одной взятки. Помню, в начале девяностых, когда шел великий распил, я привел к нему своего товарища, интересовавшегося валютной средой, и тот попросил папу познакомить его с одним из заместителей министра финансов. Отец потом подошел ко мне и сказал: „Сынок, не позорь меня, я прожил другую жизнь…“ Он был очень чистый, большой трогательный ребенок».
А как складываются отношения с вашей собственной дочерью, Полиной?
Гоша: «У нас хорошие взрослые отношения. Они довольно нестандартно развивались — я хоть и присутствовал рядом всегда, но все-таки она росла в Машиной семье. Все понимали, что произошло что-то страшное, развалилась семья. Но мы с Машей сумели сохранить взаимопонимание и, наверное, даже нечто большее — самые близкие родственные связи. Маша по-настоящему родной мне человек, а сейчас, когда мамы с отцом не стало, особенно. А для Полины я и папа, и друг. Она у нас довольно дикого нрава — характер присутствует, как говорится. Я это понимаю, но она у меня одна, поэтому я ее контролирую с максимальной нежностью…»
Я знаю, что она даже на интервью не соглашается без вашего разрешения.
Гоша: «Не-не-не, это вообще особая тема, ей нужно поменьше пока говорить, а побольше читать и думать. Она сейчас готовится поступать в театральный».
То есть вы весьма авторитарный папаша?
Гоша: «Конечно, а как иначе? У ее мамы еще две девчонки, а у меня — только она, любимая внучка моих стариков, поэтому она для меня сейчас одна за всех. Просто хочу, чтобы она ощущала, что Москва — непростой город. Я-то все знаю про него».
А как она отнеслась к вашей недавней свадьбе?
Гоша: «Очень хотела присутствовать, но у нее были важные уроки. Хотя, конечно, нам ее не хватало!»
Что побудило вас официально оформить отношения, которым уже десять лет?
Гоша: «Почему я женился… Ну, во-первых, не так страшен брак, как его малюют!.. Страшно другое — близких людей терять. У Олеси Железняк, которая блестяще сыграла главную героиню все в том же фильме „Со мною вот что происходит“, есть одна реплика, взятая из моей личной жизни. Расставаясь со своим любимым, она говорит: „Помни, ты теряешь очень хорошего человека“. Когда мы с Ирой только познакомились, десять лет назад, и поругались в первый раз, она сказала: „Я уйду от тебя. Но знай: ты теряешь очень хорошего человека“. И ушла. А я потом ее возвращал. И потом, мне сорок пять лет! Я понял, что у меня стопроцентный комплекс неполноценности относительно женитьбы. Это, наверное, потому, что я гоголевскую „Женитьбу“ в институте играл! Я столько раз женился в кино… И в какой-то момент осознал, что действительно этого побаиваюсь. Помню, однажды Ира приехала на юбилей спектакля и ее не пропускали, охранники спросили: „А вы кто?“ И один из администраторов крикнул: „Пропустите, это девушка Гоши Куценко“. Она мне потом сказала: „Ну что это?!“ Хотя я Ире делал предложение три раза…»
Она отказывалась?
Гоша: «Нет, она соглашалась, но ей нравилось всякий раз подарки получать, поэтому она говорила: «Я подумаю».
А почему вы поженились тайком?
Гоша: «Да не тайком, правда. Это была Ирина идея — сыграть свадьбу после, а расписались мы практически на бегу. Не было времени особо — всего полдня, я находился в Москве проездом. Мы пригласили ее маму, Татьяну, пошли в загс, вот и все».
И как прошло бракосочетание?
Гоша: «Мы стояли, смеялись в Грибоедовском, самыми последними оказались перед закрытием загса номер один на реставрацию. Шутили, что наши отношения закрылись на реставрацию! Это все было очень трогательно. Нам говорили такие слова искренние… Директор загса Наталья Евгеньевна Осташкина произнесла речь — от всего сердца, не какие-то там штампы. Мы волновались, я видел, как Ира нервничала…»
А вы?
Гоша: «Я тоже. А как иначе, когда звучат слова о душе, о счастье, о любви, о том, как мы зависим друг от друга… И такая мудрая фраза Алессандро Мандзони, автора романа „Обрученные“: „Любите друг друга, как спутники в дороге, с мыслью о скором расставании и с надеждой соединиться навечно“… Ну как тут не растрогаться?»
После того как появился штамп в паспорте, ваш комплекс исчез?
Гоша: «Да, знаете, полегчало. Но у меня начал срабатывать другой комплекс. Ведь у меня всегда был имидж несемейного человека, и мне казалось, что во мне вечно будут жить мое хулиганство и какой-то идиотизм, детский инфантилизм, рок-н-ролл. А как же теперь такие, как я? Как они без меня?! А зрительницы? Ну вот — опять все заново…»
В ваших с Ирой отношениях что-то изменилось после женитьбы?
Гоша: «Был смешной момент. Я сказал: „Ириш, все мое — теперь твое“. Она ответила: „Да нет — только с того момента, когда пошел отсчет совместно нажитого“. Так что раньше я был жадина и наживал себе. А теперь у нас началось совместное наживание».
И что еще вы хотите в этой жизни «нажить»?
Гоша: «Я мечтаю о детях. Я не знаю, что такое ребенок на самом-то деле. То есть ощущение управляемого, осознанного отцовства мне неведомо. Помню, Полинке было года два, ее спросили: а где твой папа, почему он не с вами? Она ответила: „Папа хочет остановить время“. Так и сказала эта маленькая девочка. Когда я услышал ее слова, мне стало жутко… Поэтому теперь я хочу все это пройти от и до, по полной программе».
Как вы думаете, вы хороший муж?
Гоша: «Я средненький. Честно говоря, я завис где-то в подростковом периоде или как будто только что из армии вернулся. Законсервировал себя в этом состоянии и так и живу — я нехозяйственный, я ничего не выстраиваю в своей жизни. Надеюсь, еще предстоит стать другим. Ира для меня сейчас гораздо больше, чем просто жена. Она меня очень любит, если за все эти десять лет…»
Она вам многое прощает?
Гоша: «А прощать можно либо все, либо ничего, мне так кажется».
В вашей жизни много случайных людей?
Гоша: «Да, как и у всех. Чтобы найти кого-то своего, ты должен пробовать. Друзья ищутся методом исключения. Да, у меня есть друзья — это те люди, кому я доверяю свое тело и душу. Но по большому счету я не умею классически дружить. Я дружу прошлым и будущим. Просто я живу такой жизнью, которая не предполагает дружбы семьями или чего-то в таком духе».
Действительно, вы вечно заняты — это значит, что вам удается оставаться на волне, вы востребованы.
Гоша: «Да, я рад, что у меня есть и музыка, и кино, и театр. Недавно вышла новая картина „Джентльмены, удачи!“. Не хочу обзывать ее ремейком, потому что у всех это слово вызывает некую странную эмоцию. Зритель думает: ах, сволочи, взяли уже известное кино, на этом построен весь рекламный ход и так далее. Это инстинкт: когда режиссер берется за что-то старое-доброе-советское, тем самым он посягает на наши воспоминания, на что-то очень родное. Но мне кажется, что „Джентльмены“ не ремейк, а просто фильм, снятый по мотивам очень хорошего произведения. Мы сохранили общую сюжетную канву, и все. Остальное сделано по новым, современным законам киновосприятия. Дух — да! Форма — иная».
Вам досталась роль, которую исполнял Георгий Вицин…
Гоша: «И я вижу в этом для себя некий знак! Потому что из всех актеров, игравших в старом фильме, я ни с кем не был знаком, а вот с Георгием Михайловичем Вициным — был. Это случилось в далеком 1985 году, в Черновцах. Я служил там в армии и, когда впервые пошел в увольнение, заметил, что на открытой сцене в парке отдыха Георгий Вицин проводит творческую встречу со зрителями. Я подошел и взял у него автограф — это был первый артист в моей жизни, которого я увидел вживую. Я… малохарактерный актер, не умею пародировать, но тут я вынужден был ловить интонацию роли, неуловимо схожую с оригинальной. Пробовал играть как он. Но на съемочной площадке Сережа Безруков сказал мне: „Гош, не надо, придумай что-нибудь свое“. У нас есть общий друг — Виктор Иванов, легендарный каскадер, я к нему с огромным уважением отношусь. Так вот, Витя заикается. Обаятельно и прекрасно. Я подумал: черт, а может, рискнуть? Взял и слямзил у него заикание, очень уж талантливо он это делает. Он приезжал пару раз на съемки, смотрел, как я ему подражаю, сказал: „Я в доле, потом п-п-перешлешь г-г-гонорарчик“. Спасибо ему огромное за этот важный штришок, в фильме станет ясно, почему заикается мой герой… В общем, пришлось пофантазировать… В итоге у нас получилась добрая и веселая новогодняя история. Мы презентовались на кинорынках, у нас было много конкурентов, и директора кинотеатров, которые отсматривали все картины, работают с нами. Поверьте, ни одного директора кинотеатра ни обаять, ни подкупить невозможно, потому что для них это бизнес. Коррупция на новогоднее кино не распространяется. И я рад, что мы выиграли этот… тендер, что ли! Да… С теплотой вспоминаю съемки. На площадке мы помогали и подсказывали друг другу, у нас сложилась довольно дружеская атмосфера. Часть сцен снимали в Израиле…»
По сюжету ведь речь идет о Египте.
Гоша: «Да, но там тогда было опасно, начались волнения, поэтому в качестве Египта мы использовали Израиль. Помню, был смешной момент: мы снимали в Иерусалиме в античной тюрьме по соседству с Храмом Гроба Господня. Камера, мотор! Начали играть эпизод, и тут зазвонили колокола. Серега Безруков вдруг останавливается, поворачивается и говорит: „Ой, ребята, простите, мне пора“. И ушел с площадки!.. Он так органично это исполнил, мы смеялись до слез… Сергея Витальевича я знаю еще со студенческой скамьи, он у меня в дипломном спектакле эпизод играл. Так что это я дал ему путевку в жизнь!» (Смеется.)
Если говорить о вас лично, удача в вашей жизни большую роль сыграла?
Гоша: «Конечно, без удачи я был бы просто… неудачником! За ней приходится охотиться все время. Она дана каждому из нас, главное — быть готовым ее поймать. Важно разглядеть ее — и в людях, и в отношениях, и в работе».
Екатерина Прянник