Интервью

Наталья Вдовина: «Один поэт не давал мне покоя, звал замуж»

Актриса поделилась личными историями, о которых раньше предпочитала молчать

22 июля 2024 12:11
10811
0
Фото: Екатерина Гончарова, Стиль: Евгения Лачина, Макияж: Мария Родькина, Волосы: Анна Минаева, Ассистент фотографа: Владислав Умников, Видеограф: Анна Петрова

Наталия Вдовина — актриса про тончайшее. Про нюансы. На протяжении многих лет ей удается быть актуальной. И красивой — несомненно. Поэтому даже не удивляет, что она еще и марафонец — серьезно увлекается не только искусством, но и бегом на длинные дистанции. Об этом звезда рассказала в интервью журналу «Атмосфера».

Наталия, у вас довольно счастливая актерская судьба: поступили с первого раза в театральный вуз, до тридцати лет переиграли на подмостках почти все классические роли, снимались у Андрея Звягинцева в «Возвращении»…

Все относительно. В «Сатириконе» у меня действительно все складывалось, а вот с кино существовала и существует некая недосказанность. Мне кажется, это оттого, что был очень высокий уровень драматургии, в которой я играла. Но и театра мне всегда мало, и я с радостью бы поработала с молодыми режиссерами, за которыми будущее. Я жадно смотрю все новые постановки.

А в каких постановках вы сами задействованы в данный момент?

Очень люблю спектакль Марата Гацалова «Саша, привет!» в Театре Наций. Также играю в Театре Моссовета трилогию Андрея Сергеевича Кончаловского — «Вишневый сад», «Три сестры» и «Дядя Ваня». В «Сатириконе» — «Четыре тирана» и «Дорогая Елена Сергеевна». И сейчас ввожусь в спектакль «Июльский дождь» по киноповести Гребнева и Хуциева. Это делает театральный проект «а39» Григория Добрыгина, который он создал вместе с выпускниками ГИТИСа, мастерской Олега Кудряшова.

При этом трудовая книжка у вас лежит уже много лет в театре у Константина Аркадьевича Райкина…

Да, потому, что наши взгляды на профессию, на какие-то творческие вопросы абсолютно совпадают. С ним интересно, хотя порой мучительно трудно, когда он ставит спектакли. Я могу с ним спорить, не соглашаться, не спать ночами, переживать — то есть находиться с ним во внутреннем диалоге. Мы трудимся с полной отдачей, жертвенно, с железной дисциплиной. Собственно, вся труппа «Сатирикона» такая, кто остался в коллективе. У нас нет каких-то нездоровых амбиций, знаем, что мы на плаву, когда много вкалываем и безжалостны к себе.

Вообще, вы избалованы талантливыми режиссерами — Стуруа, Фокин, Козаков, Бутусов, Машков…

И гениальный Петр Наумович Фоменко. Он мне делал настолько точные замечания, что я по его коротким репликам уже понимала, как играть роль. То есть буквально по двум предложениям становилось все ясно. И так со всеми происходило, не только со мной. Незабываемые времена. С Робертом Робертовичем Стуруа, кстати, были похожие ощущения в работе. Он тоже величайший режиссер.

Фото: Екатерина Гончарова, Стиль: Евгения Лачина, Макияж: Мария Родькина, Волосы: Анна Минаева, Ассистент фотографа: Владислав Умников, Видеограф: Анна Петрова

Знаю, что с недавних пор вы являетесь ответственным педагогом в своей родной «Щепке». Как вам быть на позиции учителя?

Уже три с половиной года я занимаюсь этим делом, и оно забирает большую часть моего времени. Кроме того, что я два раза в неделю хожу в институт, как показывает практика, этого мало, поэтому выискиваю в своем графике любые свободные часы для дополнительных занятий. Процесс этот непростой, но он меня захватывает. По приглашению Алексея Владимировича Дубровского, ныне главного режиссера Малого театра, я пришла в «Щепку» на третий курс и сразу получила неожиданное предложение поставить спектакль со студентами. Конечно, сначала испугалась, но взяла малоизвестную пьесу Артура Миллера «Человек, которому везло», которая в середине сороковых годов с треском провалилась на Бродвее. Больше ее никто не ставил, долго мы с ней колупались, в итоге — сыграли. Знаете, когда я сама училась, у нас была замечательная Римма Гавриловна Солнцева — преподаватель по актерскому мастерству. Считаю, что именно она сделала из меня артистку — первая, кто поверил в меня. И вот незадолго до своего ухода из жизни она мне позвонила и вдруг позвала в гости, хотя после вуза мы с ней почти не общались. Я не брала у нее консультации по поводу ролей, а тут приехала, и во время нашей беседы Римма Гавриловна внезапно сказала, что у меня получится преподавать. Словно завещала. Предложила походить к ней на занятия, понаблюдать. Я ходила, пыталась смотреть на нашу профессию с другой стороны, а через полгода она умерла, я на некоторое время забыла про эту идею, но вот позвонил Алексей Владимирович, и все закрутилось.

Я видела вас во многих сериалах — «Серебряный волк», «Очарование зла», «Две зимы и три лета», «Пробуждение», «Не плачь по мне, Аргентина», а последний ваш громкий проект — «Золотое дно»…

Мне кажется, эта работа получилась благодаря всей съемочной группе, замечательному актерскому составу и молодому, талантливому режиссеру Илье Ермолову. К слову, он не является режиссером по образованию. Илья — легкий, знает подход к артистам, и при этом такой правильно амбициозный. Скорее всего, сериал ожидает продолжение. В этом году еще вышел хоррор «Домовой» с моим участием, грядет премьера сериала «Цветы жизни». А сейчас я снимаюсь у Егора Кончаловского в фильме «Авиатор» по Водолазкину.

Вы рациональны или доверяете интуиции?

Скажем так — я стараюсь найти баланс между материальными и нематериальными вещами, но получается не очень. Мои действия обычно идут не от разума, а от внутреннего чутья. И в работе, кстати, я ориентируюсь прежде всего на свою интуицию, хотя она меня иногда подводит. Бывает ведь, и материал достойный, и актеры, а ничего не складывается. Все дело случая. Многое зависит еще и от монтажа, и от музыки — куча факторов. Конечно, никто не стремится быть на периферии, все хотят сказать свое оригинальное слово в российском кино.

Вы производите впечатление человека, который гармонично пребывает в собственном богатом внутреннем мире, где у вас случаются какие-то прозрения, открытия, но вы не готовы этим делиться с окружающими. Я ошибаюсь?

Я — интроверт, и с очень сильным темпераментом. Поэтому моя внутренняя жизнь достаточно сложная и противоречивая. Никого не люблю посвящать в этот процесс. Анализировать себя я начала довольно поздно, но при этом всегда к себе прислушивалась. Я много раз рассказывала, что еще двухлетней попала на съемочную площадку фильма «Чиполлино», который снимался у нас в Крыму. В картине были заняты Вицин, Басов, Рина Зеленая. Но на меня сильнейшее впечатление произвели костюмы тыквы, груши, помидора, лука, лимона, и это, получается, определило всю мою дальнейшую биографию. Я не сомневалась, что двигаюсь в правильном направлении и занимаюсь своим делом. Вот у меня двое детей — Роман и Майя. Дочери тридцать два года, она училась на факультете инвестирования и риск-менеджмента в Лондоне. Но ни дня не работала по профессии и не жалеет об этом. Сейчас увлечена совсем другим и там себя ищет. Оказывается, не всем дается очевидное знание своих способностей. Это даже редкость. В неактерском мире особенно.

Фото: Екатерина Гончарова, Стиль: Евгения Лачина, Макияж: Мария Родькина, Волосы: Анна Минаева, Ассистент фотографа: Владислав Умников, Видеограф: Анна Петрова

Наверняка не только один эпизод повлиял: вы же пели, читали стихи, выступали, то есть изначально тянулись к искусству…

Да, кроме того, каждые выходные я с родителями ходила в кино. Тогда это было общепринятое мероприятие — все посещали премьеры. И по телевизору показывали редкие постановки. Помню: мне шесть лет, я зашла в комнату, а там музыкальный фильм «Карамболина-Карамболетта», я остановилась как вкопанная, и мелькнула мысль, что хочу быть внутри этой феерии, на экране. Поэтому и в театральную студию отправилась в восьмом классе. А до этого был сплошной спорт — волейбол, легкая атлетика. Студия еще возникла благодаря лучшей подруге — чистокровной испанке, невероятно талантливой, с которой мы поначалу враждовали, а потом подружились. Она проявила инициативу, потащила меня на хор, а позже мы органично пришли в театральную студию. Кстати, она — крестная моей дочери, живет в Мадриде, и мы почти ежедневно с ней созваниваемся.

Получается, вы поющая драматическая актриса?

Пела я только в одном спектакле, вместе с группой «Несчастный случай». Так что я готова к постановкам с вокалом. Но вот, увы, не играю ни на одном инструменте.

Можете сформулировать, почему вы так приросли к актерской профессии?

Когда мы с мамой в Симферополе ходили в Крымский академический русский драматический театр имени М. Горького на «Трех сестер», я смотрела на сцену и была уверена, что смогу сыграть лучше. Не знаю, откуда эта наглость бралась. Кто-то идет через сомнения, кто-то через веру в себя — главное, какого результата достигаешь.

У вас он солидный — чего стоит признание в виде двух премий «Чайка», «Хрустальная Турандот», театральная премия «Московского комсомольца»… Это же все атрибуты славы, как и узнавание на улице.

Естественно, получать награды приятно. «У меня это чувство присутствует в моменте, здесь и сейчас. На следующий день, если у тебя репетиции нового спектакля или съемка в новой картине, все забывается, и ты вновь доказываешь, прежде всего себе, свою состоятельность в профессии. Популярность дает определенные бонусы — тебя пропускают в очередях, в ресторане первой приносят заказ. А недавно, мчась в аэропорт на съемки, в спешке я забыла в такси все документы, и благодаря тому, что служащая на контроле в авиагавани меня узнала, она организовала возврат и доставку моего паспорта для прохода на посадку. Теперь я ее приглашаю на свои спектакли, а она поздравляет меня с праздниками. (Улыбается.)

У большинства детство было фантастическим, но у вас еще добавлялся и южный колорит. Какие картинки той волшебной поры вас греют особенно?

Луговая трава, лес, все залито солнцем… Песочные замки… Еще запах настоящих ромашек от ладоней. Одуванчики, которые с помощью воды превращаются в кукол. Мне кажется, природа и свобода — это необходимая часть взросления. Ты напитываешься мощной энергией на будущее. А теперь я выбираюсь за город редко. Плюс два года уже не была на море и очень страдаю. (Улыбается.)

Фото: Екатерина Гончарова, Стиль: Евгения Лачина, Макияж: Мария Родькина, Волосы: Анна Минаева, Ассистент фотографа: Владислав Умников, Видеограф: Анна Петрова

Какие места в Крыму для себя выделяете?

Мне нравится побережье от Алушты до Фороса.

Наверняка вы были самой красивой девчонкой во дворе. Рано ощутили внимание со стороны мальчишек?

Росла компанейской. Я в принципе человек команды, нередко сама ее создавала, будучи лидером. Детство у нас было спортивное, мы все вместе играли в активные игры, но в какой-то момент девчонки от мальчишек отделяются, начинаются ухаживания. В школе находилось много кавалеров, я получала записки со стихами, признаниями, приглашениями на свидания. И у меня была большая первая любовь с одноклассником — такой прямо традиционный романтический вариант. Поэтому мне было потом про что играть Джульетту. (Улыбается.)

Какие мужчины вам всегда нравились?

Которые знают, чего они хотят в жизни. Вот мой бывший муж, выпускник высшей школы ФСБ, по ее окончании сразу ушел в бизнес, где со своими двумя иностранными языками и предпринимательскими способностями преуспел.

Когда сходятся люди из разных сфер, полагаете, это благо?

Не знаю. Важно, чтобы были совпадение человеческих ценностей, способность идти на компромисс, умение на что-то закрывать глаза… У меня нет опыта союза с коллегой, но вообще от многих факто-ров зависит совместимость. В нашем браке были сложности. Это были девяностые годы, мы трансформировались, оба Козероги, чрезвычайно амбициозные, параллельно каждый добивался своего, и в итоге разошлись спустя десять лет. Но у нас есть замечательная дочка Майя. (Улыбается.)

По нынешним меркам вы рано выскочили замуж…

Я вышла замуж в двадцать один год и вряд ли являюсь каким-то исключением — в те годы многие создавали семьи в этом возрасте. И у нас как-то все буднично было. Предложение руки и сердца я получила по дороге от общежития к Белорусскому вокзалу. Слова любви будущий муж буквально пробурчал себе под нос, но я услышала и согласилась. Именно такая естественность мне по душе, без натужных эффектов, каких-то вычурных жестов. Чрезмерности я опасаюсь, сразу дистанцируюсь.

Фото: Екатерина Гончарова, Стиль: Евгения Лачина, Макияж: Мария Родькина, Волосы: Анна Минаева, Ассистент фотографа: Владислав Умников, Видеограф: Анна Петрова

Подозреваю, что не обошлось без сумасшедших поклонников…

Да, после 'Великолепного рогоносца» один парень меня преследовал, садился в метро напротив, улыбался, я натыкалась на его взгляд… А потом он стал достаточно известным артистом. (Улыбается.) Еще один поэт не давал мне покоя, звал замуж. Другой безумный постоянно поджидал у служебного входа театра и осыпал комплимента ми. Но это все издержки профессии. Что касается личной жизни, то лучше, когда все происходит само собой. И семье я, к слову, всегда придавала большое значение, дом для меня источник силы, а дети — мое вдохновение!

А как же любовь дня сегодняшнего? Ваше сердце занято?

Официально я не замужем, но сердце, конечно, занято. Он — человек состоявшийся, совсем не из творческой среды. По нынешним временам редко встретишь просто хорошего человека, а он такой.

Судя по всему, вы мама ответственная. Расскажите о детях.

Майя — старшая. Назвала ее в честь моей мамы. Столько силы в этом имени! Дочь училась на риск-менеджера, но ушла в другую область, погрузилась в ЗОЖ, изучает различные практики, занимается медитацией. Точно так же, как в свое время учила английский язык — подробно, шаг за шагом. И муж ее поддерживает. Они с Егором с первого класса вместе, и мне кажется, явно созданы друг для друга. Не люблю слово «зять», но считаю, что нам с этим потрясающим мужчиной повезло. Что касается сына, ему шестнадцать, он увлекается кино и собирается поступать во ВГИК на кинорежиссуру. Не знаю, получится ли, но Роману свойственна творческая одержимость. Он занимается с педагогами, смотрит какое-то просто гигантское количество лент — по три в день. Одно время горел озвучанием, они с товарищами озвучили мультфильм. И когда его друзья узнали, что я участвовала в озвучании «Гарри Поттера», стали на меня по-другому смотреть. (Улыбается.) Надо сказать, что семья у нас сплоченная, я заботливая, веду дом и хозяйство и не понимаю актеров, которые сосредоточены только на себе. Считаю, что никто не обязан обслуживать твое дарование. Если у тебя есть дети, то ты несешь за них ответственность и все свободное время обязан посвящать им. У дочери уже собственное гнездо, сейчас на мне сын, и я держу руку на пульсе, решаю все возникающие проблемы.

Если выдается досуг, то вы…

Читаю, смотрю кино, хожу в театры, музеи, на выставки, общаюсь со своими подругами.

Актрисами?

Да. Мои подруги — актрисы. Так что вращаюсь в своей орбите. Если раньше физики с лириками перемешивались, то сейчас жизнь как-то сгруппирована — все крутятся со своими, по моим наблюдениям.

Время от времени вы награждаете себя массажами, СПА-процедурами, шопингом?

В салоны заглядываю редко, к сожалению, из-за загруженности, и это, бесспорно, наслаждение. А вот шопинг не люблю. Появились какие-то симпатичные российские бренды, но в целом мало что цепляет. Одежду раньше я покупала только за границей, и это было эстетическое удовольствие. Товары для дома там тоже приобретала — выбирать какие-то хозяйственные мелочи мне нравится.

Фото: Екатерина Гончарова, Стиль: Евгения Лачина, Макияж: Мария Родькина, Волосы: Анна Минаева, Ассистент фотографа: Владислав Умников, Видеограф: Анна Петрова

Хотя вы и говорите об усталости без моря, вид у вас цветущий — приятно посмотреть. Секретами красоты поделитесь?

Многое зависит от внутреннего состояния. Сегодня я пришла наконец к гармонии, поскольку в юности всегда ощущала себя старше ровесниц. Несмотря на то что выглядела моложе. (Улыбается.) Это создавало существенную дисгармонию на самом деле. А сейчас как-то все встало на свои места. Мне нравится мой возраст, и отношение к себе более осознанное. Я стала понимать себя, принимать и относиться с уважением.

Какая вы в быту? Квартира — это тоже приложение ваших творческих фантазий?

Да, вот сейчас перебиваю два дивана. Мне нравится создавать уют, наполнять наше пространство вкусными ароматами, кулинарными в том числе. Недавно два утра у меня были не заняты, а у сына — каникулы, он попросил что-нибудь испечь, и я сделала сырный пирог, банановый кекс, шарлотку. Как вы догадываетесь, мы же все на ЗОЖе, практически исключили для себя муку, мясо, жареную пищу, все готовим обычно в духовке и всякое баловство позволяем себе нечасто.

С вашей формой вы вполне способны рекламировать фитнес. Очевидно, вам в кайф подобный уход за собой.

После сорока, когда ты понимаешь, что ресурсы уходят, начинаешь обращать внимание на то, чего раньше не замечала. Я стала последовательно приводить всю систему в порядок. Начала с бега. Мой зять, который играет в теннис, волейбол, занимается триатлоном — плавает и бегает по сто километров, как раз на мой пятидесятилетний юбилей подарил мне полумарафон на Ладоге. Вчетвером мы на него отправились. Меня хватило только на шестнадцать с половиной километров. Был холод, жуткая метель, и я чувствовала гордость за себя, за этот эффект преодоления. Классное состояние!

Вот это приключение! И теперь вы бегаете регулярно по утрам?

Да, бегаю, занимаюсь скандинавской ходьбой — благо рядом чудесный парк! А для силовых тренировок хожу в зал, где уже под руководством тренера делаю упражнения для ног, рук, пресса. И я это все искренне люблю, тем более когда вижу результат. Причем это касается не только внешней формы, но и выносливости. В нашем возрасте сразу можно отличить женщину, которая занимается собой, от той, которая не занимается. На определенном этапе ты уже так хочешь сохранить плоды своего труда, что к сдобной булочке даже не тянет. Уже привыкаешь к приятному тонусу, который обеспечивается физической нагрузкой и правильным питанием. Подобный эксперимент даже интересен, как вызов — сможешь ли жить иначе?! Способна ли лет до семидесяти быть в приличной форме, с энергией, ходить без одышки? Буду стараться отдалить от себя неизбежное старение.