Интервью

Анна Котова о разводе с мужем: «Когда вы по-разному видите мир, невозможно сойтись»

Звезда проектов «Любовь на районе», «Оттепель», «Сестры», «Про любовь», «Аритмия», «Полицейский с Рублевки», «Деффчонки» в интервью WomanHit.ru рассказала о взаимоотношениях с Валерием Тодоровским, разводе с мужем и любовных сценах с партнерами

9 июня 2023 14:25
14978
0
kinopoisk.ru

Актриса Анна Котова на этой неделе отметила свой день рождения. Дата некруглая, но мы решили поздравить одну из самых востребованных актрис с ее личным праздником, а заодно расспросить о других важных событиях, которые происходят в ее жизни.

— Аня, расскажите, как обычно отмечаете свой день рождения?

— Вообще по-разному. В прошлом году я вообще лежала дома с температурой, болела. Первый раз со мной такое было. Но, видимо, стресс, усталость, день рождения — это же всегда такой уязвимый период. А так — по-разному. С друзьями, с семьей, или всех вместе собираю.

— А чтобы взять и уехать куда-то?

— Могу. Вот думаю, может мне взять и уехать? Я люблю вообще уезжать.

— Куда?

— Сейчас чуть сложнее: меньше мест, куда быстро можно долететь, если, допустим, на три дня, на четыре. А если лететь с пересадкой шесть часов, вообще смысла нет, только устанешь от дороги. Но если близохонько, могу и убежать, и побыть одна. Я вообще люблю быть одна. Я прямо заряжаюсь, прихожу в себя, в голове всё встает на свои места. Мне самой с собой не скучно ни разу, мне прямо хорошо.

— Обычно актеры работают хоть в праздники, хоть в свои дни рождения. Скажите, что для вас вообще выходные?

— Ну как? Отдых, время, которое можно посвятить себе, семье, своим делам и так далее. В общем, что-то сделать для себя. Хотя у меня такая профессия, что выходных мало. Иногда бывает такой график, когда два проекта наслаиваются друг на друга и тогда — выходной-не выходной — летишь куда-то. Или вот сегодня у меня выходной, но я с вами. Можно считать, что это выходной? Не знаю. Еще один будет выходной, а у меня пробы. А прямо выходной-выходной, когда тебе ничего не надо делать по работе, вот это выходной. Можно сходить отдохнуть куда-нибудь.

— Тем не менее свою профессию вы явно не поменяете ни на какую другую? Скажите, ваша семья ведь не имеет никакого отношения к искусству, а как мама с бабушкой отнеслись к тому, что вы стали актрисой?

— Да, это правда. Никто никакого отношения к искусству у меня не имел. Это была авантюра, абсолютная авантюра. На самом деле я не понимала, что ждет меня впереди. Но как-то так оно само вдруг пошло. Мы-то думали, что поступил в театральный и всё, все дороги открыты, всё, это победа. Но никто ж знал, что это вообще только какая-то крупиночка, начало, а там дальше еще надо будет работать и работать, познавать мир, себя и как-то этому миру себя преподносить еще. Это было самое сложное, для меня по крайней мере.

— В ГИТИСе, где вы учились, вам говорили об этом, подготавливали?

— Говорили нам, что когда мы выйдем, то снаружи никому не будем нужны, чтобы мы имели это в виду.

— Так откровенно?

— Да, и за это преподавателям огромное спасибо, это была правда, хоть мы в нее и не особо верили. Я думала: «Нет, ну как же я никому не нужн?» Но это так и есть. Нас же, артистов, выходит каждый год много, и с каждым годом всё больше и больше. А театров-то больше не становится. Только что сериалов стали ставить, как мне кажется, все-таки больше на платформах и на телевидении. И это был такой мир, неведомый никому из моей семьи. Только совсем недавно у меня мама успокоилась: «Ну да, вроде сейчас всё нормально, всё в порядке, ты работаешь». А раньше всегда случались какие-то сложности. У меня мама бухгалтер, поэтому она всегда пыталась понять схему: как это работает. Она привыкла — сделай так, будет это. А тут нет такого. Каждый путь индивидуален. Если один делает какой-то шаг и у него получается, то для другого этот шаг не подходит, ему нужно делать другой. И в этом невозможно разобраться — катастрофа. Но путь интересный, мне это всё нравится. У меня путь познания себя происходит через профессию.

— А как вы познавали себя, когда у вас в самом начале, после окончания учебного заведения, практически не было ролей? На что жили?

— Я где-то подрабатывала. Когда я выпустилась из института, не было никаких соцсетей. Электронная почта была, но так, как сейчас, когда массово отправляешь всем директорам письма с фотографиями, такого не было еще. Поэтому я распечатывала свое фото, у меня было пять альбомов, сзади размещала информацию о тебе, телефон от руки писала. И сама разносила как на «Мосфильм», так в агентства, узнавая их адреса. Это был прямо квест такой: ходить, бродить, узнавать. Но параллельно я устроилась работать в МГУ на факультет журналистики, в радиотелецентр, как-то меня приветили. Спасибо им большое. Ходила, открывала аудитории, помогала проводить прямые эфиры на факультете. Я даже там выпускающим режиссером была.

— Вы даже, насколько я знаю, закончили Высшую школу телевидения?

— Да, я пошла туда после сериала «Любовь на районе», у меня там была основная роль. И — потом опять тишина. Я думаю: что делать? А я не могу ничего не делать, не получается. Пошла учиться

— Получается, вы деятельный человек по натуре?

— Да. Хотя мне кажется, что я очень ленивая. Даже наблюдала за собой и поняла, что ленива, но всё время что-то при этом делаю. Вот и подумала: пойду поучусь тогда. Мне всё время нужно узнавать новую информацию. У меня так ум работает, мне всё время надо что-то изучать, иначе мне просто скучно. Поучилась и думаю: пойду, если что, журналистом работать. Тоже мне было это интересно. Но что-то я походила, постажировалась на одном канале, поняла, что нет, хочу, чтобы у меня брали интервью. Я с собой честно поговорила: ну да, что себя обманывать, мне не хотелось идти туда. И как раз в это время меня позвали в Театр Doc. И как-то дальше все закрутилось. Но было еще много разных горок, пригорков и холмов.

— Что для вас театр?

— Театр — это искусство, это такая рефлексия. Я не скажу, что я прямо такой большой приверженец подмостков, у меня нет такого: «Я хочу быть только в театре, поскольку это для меня всё». И после института не было такого. Обычно после театрального ты идешь поступать в театр, стандартная схема. Я тоже ходила, меня не взяли. Я потом думала, что и хорошо, неизвестно, как бы у меня там сложилось.

kinopoisk.ru

— Вы репертуарный театр имеете в виду?

— Да, и этот путь был не мой. Я могла бы там подзастрять, как мне кажется. А поскольку меня не взяли, пришлось больше барахтаться, что-то делать, больше активности проявлять. С этим я лично, как человек, больше выросла. Когда я закончила театральный, мне было 20 лет, я вообще еще ничего не соображала. Сейчас ребята в этом возрасте уже более активные, смышленые и свободные. Я нет, я из тех поколений. В общем, я была как белый лист, сорванный одуванчик, мне нужно было понять еще, что за жизнь, что мне играть, и я не особо понимала, что происходит. И вот мне дали возможность понять. Да и мне всегда больше хотелось сниматься.

— Просто некоторые актеры говорят, что театр им не нужен вообще.

— Сейчас в плане каких-то бытовых материальных моментов, конечно, съемки — это более прибыльное дело. Но театр — это другое. Театр — это, конечно, не про заработок, не про деньги. Это все-таки про искусство, про познание себя в искусстве, искусства в себе. Это другая сфера, это больше глубина, если касаемо режиссуры и актерского мастерства. Если хочется пойти в глубину, понять что-то, попробовать, это, несомненно, театр. У меня было какое-то количество спектаклей современных, в Театре Doc, в Центре Мейерхольда. Но я не исключаю такого, что в какой-то момент мне захочется вернуться. Пока нет такого желания, но, может, оно и появится.

— А сами ходите на постановки коллег?

— Хожу, смотрю. Но редко. «Войну и мир» посмотрела в Вахтанговском театре. Это гениальный спектакль, я считаю. Это то, ради чего театр и существует, как мне кажется. Чистое искусство. Невероятно! Четыре с половиной часа, а мне хотелось сидеть еще. Я бы еще раз сходила. Я, наверное, и схожу. Потому что это очень здорово.

— Многим кажется, что профессия актера это красные дорожки, встречи, презентации, сплошной праздник и мало кто догадывается, что иногда она связана и с травмами, как это было у вас в картине «Соблазн» с актером Сергеем Баталовым, когда он вас прикладывал то головой, то ногой о машину. Такие вещи часто происходят?

— Ну бывают, конечно. Если какие-нибудь драки снимают или еще что-то, это возможно. Даже если не драки, в принципе всё, что угодно, может произойти.

— А какие самые запоминающиеся?

— У меня прямо вопиющих случаев не было. Что-то происходит, какие-то синяки в первый съемочный день, на первой сцене, в первом дубле. Было, например, так: мой партнер — актер чудесный, мы играем мужа и жену. У нас такая сцена, что мы стоим на кухне, он подходит и начинает приставать, а дальше мы выходим из кадра вниз и целуемся. Нервничаем, первый день, это всегда очень волнительно, пока пытаешься разобраться, понять, что делать. И как-то так он меня взял и так мы с ним ушли за кадр, что упали. А я прямо падаю на угол скамейки кухонной, понимаю, что все, перелом обеспечен. Я прямо ровно спиной в этот угол, он мне руку подставил, и у меня была лишь царапина с сантиметр. Я не успела понять, но он испугался больше всех, и вся группа ахнула, замерла, думали всё, мы там уже кончились. Вот такие моменты бывают, слава богу, всё обошлось, всё нормально. Он потом ходил весь сезон: «Господи, я тебя уронил». Ну, в принципе такие вещи могут происходить везде.

— Отношение к интимным сценам, как, например, у вас была в «Оттепели»?

— Было больше эротизма в воздухе. Там же не было ничего основного (смеется). Это было красиво. Красивая же сцена! Вот если так, как там снято, и посыл такой же, если есть в этом драматургия, то классно, и люди запоминают. Эту сцену многие отмечали. Может быть, намек, что сейчас между людьми что-то произойдет, раз-раз и пошли дальше. Но бывает, когда, к сожалению, просят сыграть постельную сцену, а зачем она нужна, объяснить не могут. Но хотят показать все. И где-то этому есть обоснование драматургическое, а где-то нет, получается постельная сцена ради постельной сцены, чтобы раздеть актрису…

—…чтоб актриса спустя 30 лет посмотрела на себя молодой.

— Ну это мы можем и сами снять на фото и видео. Есть, правда, моменты, и у меня было, и у моих коллег-девочек, когда спрашиваешь, заранее, когда обсуждаешь эти моменты: «Как вы собираетесь снимать? У меня есть ограничения: я не буду делать то-то и то-то». Кто-то сложнее договаривается, какие-то продюсеры говорят: «Нет, нам же надо, чтобы рейтинги были». Ну, блин, ребята, но не настолько же!

— Я спросил про сцену в «Оттепеле» неслучайно. Просто слышал, что изначально она должна была быть достаточно откровенной. И что это вы как-то обыграли всё.

— Я уже даже забыла про это. Да, она в сценарии была написала жёстче. Да, там было чуть про другое. Но когда уже на площадке мы с Валерием Петровичем Тодоровским собрались, он посмотрел: «Нет, нет, слушайте, как будто бы это должно быть как-то по-другому». Ну то есть это как раз творческий процесс, когда написано так, а потом приходишь и понимаешь, что не то, не получается. И когда есть общее понимание, как оно должно быть, оно есть у режиссера, и актеры с ним в тандеме, тогда случается магия, и ты можешь поменять то, что было изначально, и это будет правильно. Но это можно понять только в моменте, на площадке, именно с этими актерами, как они взаимодействуют. И это и есть такая магия кино.

Фото: материалы пресс-служб

— Это вам нравится?

— Это самые золотые моменты, когда здесь оно рождается, при тебе прямо вот. И получается то, что надо. И это все чувствуют, прямо вся площадка чувствует, когда рождается что-то такое настоящее. Это то, за что я люблю кино.

— На что никогда не согласитесь в кино?

— Не знаю, сложный вопрос.

— Не думали никогда?

— Нет. Меня конкретно спрашивают, я отвечаю. «А будете ли вот так?», я отвечаю: «Подумаю». Мне кажется, сейчас уже всё показывают, типа прямо голышом пройтись — не знаю. Но опять же, что за кино, что за смысл. Тут надо смотреть.

— Режиссёр важен?

— Конечно, очень важен. Режиссер вообще создает атмосферу на площадке, но и в целом то, как он снимает, его видение — это очень важно. Может же и не совпасть.

— Но вам везло с режиссерами?

— Мне везло и везет до сих пор. Спасибо большое за это судьбе.

— В чем больше нравится сниматься: в драме или в комедии, у вас же было и то, и другое?

— Да, слава богу, не обделили меня. Мне всё нравится, мне всё интересно. Нравится, когда можно и там, и там что-то пробовать. Выходить из комфортной зоны. Комедия для меня — это более комфортная зона. Я всё понимаю, чувствую юмор, это мне понятно, это у меня есть природное. Драма — мне нужно сквозь нее продираться. Сейчас с годами стало попроще, я больше понимаю. Но драма — это другое. Там разные зацепки, ты дергаешь за разные крючки. В комедии тоже бывает порой даже сложнее, чем в драме сохранить юмор, сделать его жизненным. Есть какие-то ситкомы, но есть же еще драмеди. Вот это мой любимый жанр, когда вроде комедия, но при этом это не карикатурные персонажи, а живые люди, и они просто находятся в смешных ситуациях, а внутри какая-то может быть драма, а снаружи вроде как комедия смотрится. И вот это классно, такой очень тонкий баланс. Классный микс.

— Чем порадуете поклонников?

— У нас вышел сериал «Бэби-тур» на платформе KION. Это драмеди, кстати говоря. Четыре женщины в начале двухтысячных годов решают забеременеть, чтобы поехать рожать за границу, в Америку. Была такая мода, чтобы дети получили там гражданство, типа поехать за лучшей жизнью. Фильм про российских женщин и не из глубинки, и не из столицы. Четыре безумные бабцы собираются на авантюру, собирают деньги, чтобы поехать, чтобы забеременеть. В общем, чего там только с ними не происходит. Но мне кажется, это будет такая милая история, очень светлая. Там несколько разных персонажей. И понаблюдать за ними, и понять, от чего они бегут, чего они хотят, их желания сокровенные, мечты, как получается, как не получается, что они переживают, как они смеются над собой.

— Вы бы так смогли?

— Ой, нет. Эта идея, типа ты что-то делаешь ради какой-то идеи, не моя. Если ты замужем, ты забеременела, поехала рожать по каким-то своим критериям куда-то — это окей. Но там люди специально беременеют, чтобы рожать в Америке. Причинно-следственная связь другая. Вот это — нет.

— Рожать для актрисы — это что?

— Как для любой женщины. Актриса или не актриса — какая разница?

— Некоторые не рожают специально, чтобы ребенок не мешал сниматься, не мешал карьере.

— Это раньше так было. Сейчас уже ничего никому не мешает. Сейчас люди рожают и снимаются, кормят и снимаются. И до девятого месяца снимаются, им всё прикрывают. Это вообще сейчас не проблема. Это шаблонное восприятие из прошлого. Нет, если ты не захочешь, чтобы тебе что-то помешало, тебе ничего не помешает.

— Вы как-то сказали, что в 2022 году у вас начался путь к самопознанию. И вы так глубоко копнули, что даже развелись с мужем.

— Как интересно вы завернули (смеется)! Или это так считывается? Вообще всё чуть наоборот. Путь-то этот я начала давно, не в 22-м году. В 22-м просто всё вылилось в то, что мы пришли к разводу. Наоборот, сначала я это пыталась понять, что и как, и почему, и зачем, кто я, что я, где я, что мне надо.

Фото: материалы пресс-служб

— Восточные учения, православие или сами пытались?

— Да разные. Ты живешь, вдруг раз — что-то всё не то. Кто-то, может, не разбирается, живет дальше. Но я такой человек, что мне надо разобраться, понять, почему не то. Мне нужно докопаться до сути. Я такой человек. И я начала искать какую-то информацию. Это началось где-то в 27—28 лет. Такой как раз переломный момент. Мне кажется, каждые 10—12 лет случается переоценка ценностей. Ты начинаешь по-другому видеть мир и пытаешься понять, как дальше жить, что делать. Тут тебе уже не нравится, надо по-новому. Как по-новому, ты пока не знаешь. Надо собрать информацию. Я изучала всё. И психологию, и религиозную литературу. Сейчас много разной информации, главное, уметь ее читать и видеть, что из этого истинно тебе откликается, а что — досужие разговорчики. Раньше было мало доступного материала, а сейчас его так много, что, наоборот, надо учиться его просеивать и понимать, что твое, а что не твое. Много всякой лабуды, но здесь нужно свой фильтр иметь. Так что это мой путь длиною в жизнь. Я так всегда буду жить, мне кажется. Я не могу сказать, что всё это привело к разводу. Произошел развод, мы пошли дальше. Дальше будет следующий этап. Это путь человека, познание себя. Мне кажется, все так и живут. Просто кто-то сам с собой пошел, а мне надо рассказать всем, надо поделиться.

— Кстати, а какого мужчину видите рядом с собой?

Хороший вопрос. Смелого, ответственного, доброго, с чувством юмора обязательно. Без чувства юмора не могу. Есть люди вообще без чувства юмора и без доли самоиронии, очень серьезно относящиеся к себе и ко всем. Это перебор какой-то. Не знаю, как общаться с такими людьми.

— Из своей киносреды может быть человек?

— Может, почему нет.

— Два актера в семье — это нормально?

— Ой, мне кажется вообще, это шаблонные моменты: два актера, два режиссера, два инженера и так далее. В этом есть доля истины, когда вы в одной сфере крутитесь, есть какие-то моменты. Но по большому счету, я так наблюдаю, это не главное, это не критерий. Абсолютно всё так индивидуально, все люди такие разные, неважно, какая у них профессия. Здесь главное, что за человек и какая у вас с ним связь и как вы смотрите на мир, на жизнь, какие у вас стремления. Если это совпадает, и вы друг друга понимаете и принимаете, мне кажется, это главное. А дальше уже какая у вас профессия — не так важно.

— Связь с партнером для вас важна?

— Что вы имеете в виду?

— Полное взаимопонимание.

— Конечно. Это вообще самое главное, мне кажется. Любовь, конечно, в первую очередь и потом понимание. Хотя что первично, неизвестно. Наверное, все-таки любовь. Но и понимание важно. Я развелась, в принципе по той причине, что ушло понимание. К последним годам. Люди же развиваются, но каждый в своем направлении. И если раньше шли в одну сторону, потом пошли в свои разные. И дальше я смотрю так на мир, он смотрит уже по-другому как-то. И всё. Когда вы по-разному видите мир, невозможно сойтись. Да, это на самом деле основная вещь, мне кажется, в построении каких-то партнерских отношений. В любых: и в рабочих, и в личных.

— А с партнером по сцене — с ним связь важна для вас или нет?

Бывает так, что ты пришел, и у вас с партнером один день съемочный. Вы только познакомились, вам надо сыграть и разойтись. Нет вариантов. Когда долгий съемочный процесс, вы пристраиваетесь друг к другу постепенно. Всё равно всегда нужно находить какие-то человеческие качества, зацепиться за что-то. Даже когда у вас одна сцена, даже когда один день, как-то перед этим поговорить, наладить контакт. Потому что иначе все очень сложно и плоско получается.

— Это если неизвестный, но актеры практически все друг друга знают.

По большому счету, если уже работаешь больше десяти лет, то много кого знаешь. Но слушайте, сейчас много разных новых артистов, всё больше и больше молодых, очень много классных ребят.

— Влюбляетесь в партнеров по работе?

Где есть какие-то любовные линии, когда возникает химия, то бывает по-разному. И это здорово. Потому что это видно всегда на экране. Самое сложное у меня было, когда я снималась с другом своим хорошим, и еще с хорошим другом моего мужа уже бывшего, мы с ним должны были пару играть, а я его знаю уже 20 лет. И вот это сложно. Потому что ты знаешь человека, ты с ним дружишь, а нужно любить. Это уже такая грань, когда ты начинаешь и смущаешься сразу, ведь это твой родной человек. И он смущается, и это всё видно, потому что камера — как увеличительное стекло, ничего не скроешь. И это сложнее, чем с незнакомым человеком выстроить отношения. Поэтому у незнакомых есть интерес, что-то новое.

— А осталась такая вещь, как рабочая сторона лица или это тоже ушло в прошлое?

Надо индивидуально спрашивать у каждого. Я слышала, есть такие, кто говорит: я только с этой стороны снимаюсь. При мне такого не было. Но знаю, что есть. У себя, я знаю, что с этой стороны мне больше нравится, чем с этой. И я это применяю, когда фотографируюсь. Но когда речь о кино, я об этом и не помню. Если я еще об этом буду размышлять, то вообще можно с ума сойти. Есть же еще о чем подумать, типа, как сыграть и так далее.

— Вы до сих пор волнуетесь или волнение ушло в прошлое?

Волнуюсь, конечно. Особенно когда новый проект. Сейчас много знаешь людей, в каждой группе есть кто-то, с кем ты уже работал, это всегда успокаивает. А когда бывают новые люди и новые проекты, первый день — это всегда волнительно. Потому что еще надо освоиться. В театре репетируют какое-то время, чтобы потом сыграть. А в кино далеко не всегда устраивают читки перед съемками. А это прямо важно. Хотя бы познакомиться с артистами, что-то наговорить. Надо в этом освоиться. А бывает, ты начинаешь сниматься и половину периода ты осваиваешься только, где-то к середине начинаешь понимать, как играть, а уже половину сняли. Это всё волнительно. Хочется же, чтоб было хорошо.