Интервью

Юлия Пересильд: «Путешествие в космос сравнимо с рождением детей»

Эксклюзивное интервью для WomanHit.ru к премьере космического шедевра «Вызов»

13 апреля 2023 11:50
27861
0
Стиль: Джиргал Санжиева, Макияж: Кирилл Шабалин, Прически: Мария Родкина, Ассистент фотографа: Дмитрий Пилатов, Ретушь: Алика Лукьянчикова
Стиль: Джиргал Санжиева, Макияж: Кирилл Шабалин, Прически: Мария Родкина, Ассистент фотографа: Дмитрий Пилатов, Ретушь: Алика Лукьянчикова
фото: Алина Голубь

Сейчас многие воспринимают Юлию Пересильд «как ту самую актрису, которая летала в космос». Действительно, жизнь разделилась для нее на «до и после». А фильм «Вызов» стал в чем-то и вызовом самой себе, ее готовности открыть новую главу и в жизни личной.

Юля, прошло почти полтора года после полета. Не кажется ли тебе порой, что все это было как будто не с тобой?

— Не скажу так, но мне кажется, что это было очень давно, лет десять назад. Когда я слышу новости со станции, то, с одной стороны, не верю, что была там, а с другой — очень переживаю за все, что происходит, чувствую свою причастность, ощущаю, что речь идет о чем-то родном.

Если бы тебе сейчас сказали, что нужно что-то доснять из космической части и есть возможность снова полететь, как бы ты поступила?

— Мне бы очень хотелось полететь, но, оберегая своих близких, я бы уже этого не сделала. Если гипотетически предположить, что я одна, тогда точно согласилась бы.

Ты знаешь, как они за тебя переживали и внутренне не хотели этого, но не отговаривали?

— Думаю, и по мне, и по Климу было видно, что говорить хоть что-то бессмысленно, мы были очень заряжены на эту историю. И семьи нас поддерживали, хотя, конечно, я знаю, что в глубине души мои дети и родители совсем не хотели этого. Точнее, им было радостно, что происходит нечто значительное, но всем нужна здоровая и, главное, живая мама и дочь. И странным образом в этот период круг людей разделился, и чем ближе был человек, тем меньше он кричал: «Ура! Давай! Вперед! За звездами». Для меня показательным стал мой день рождения, 5 сентября, как раз накануне отъезда на Байконур. Я обещала друзьям еще год назад собраться по этому поводу, и вдруг подумала, что не буду отмечать, потому что тридцать семь — мистическая цифра, на ней у многих все заканчивалось. Но мы все равно посидели у меня с близкими людьми, с однокурсниками. И уже под конец вечера (а разговоры в основном крутились вокруг космоса) Наташа Ноздрина не выдержала и сказала: «Юля, не надо. Ну зачем? А если, не дай бог? Остановись». Я ответила, что уже поздно, и в этот момент увидела в глазах друзей, что они все с ней солидарны. Просто никто не произносил это вслух, потому что понимали: ничего уже не изменишь, но волнение у всех было на высоком градусе. А как вели себя дочки, кто из них больше боялся? Думаю, они обе осознавали, что происходит, но Маша все переживала внутри, а Аня давала интервью, рассказывала, как это все круто, ушла в открытый позитив. Но уже когда все завершилось, я увидела, что они пережили что-то очень большое. И за год подготовки и самого полета они выросли, по-человечески стали взрослыми. Весь этот период был напряженным, но мне кажется, самый трудный момент для всех вас — это Байконур, где родным нельзя было показать тебе свои эмоции… И мама, и девчонки — молодцы, они управляли собой, и в этом тоже их героизм. У нас было всего две встречи, одна — после их прилета, когда нам разрешили повидаться через забор, а другая — за стеклом за день до старта. Самое трудное — как раз эти прощания. И ты же не остаешься с ними наедине, значит, должна сохранять боевой дух, бодриться. А первое прощание было перед отлетом на Байконур. Я не знаю, как переживал их Клим, он все-таки режиссер, а у меня такие моменты сразу вызывают массу эмоций. Все, что я прошла от начала и до конца, это колоссальный актерский опыт.

У космонавтов есть свои суеверия. Вас в них посвятили? И были ли какие-то лично у тебя?

— Я сейчас как раз закончила книгу о своем космическом путешествии и отдельную главу посвятила суевериям и приметам. Я смеялась, что у космонавтов тысяча и одна традиция, потому что всегда считала, что актеры и вообще театральные люди очень суеверны, а оказалось, что мы по сравнению с ними дети. Я в жизни человек не очень суеверный, выношу мусор по вечерам, но мы как люди в этой отрасли новые подходили к их традициям с уважением. И у меня хватило сил выполнить все, что имеется у них в арсенале, хотя без иронии относиться к чему-то было невозможно. Известно, что надо пописать на колесо автобуса, везущего к стартовой площадке, что я тоже исполнила, хотя девочкам надо еще постараться это сделать. (Смеется.)

А есть у космонавтов суеверия, касающиеся каких-то слов, из серии, что мысль материальна? Вот даже «прощание» не очень звучит в таком контексте…

— Они не говорят «последний», но и киношники не произносят «последний съемочный день» или «последний кадр», только «крайний». А слову «прощание» у меня посвящена отдельная глава, я писала о том, как для себя пыталась его переформулировать. Потому что, честно скажу, оно звучит страшно. Ты оставила прощальное письмо дочкам. Это же очень страшно и суеверно, на мой взгляд… Я не боюсь этого. И завещания, и письма говорят лишь о том, что ты хочешь подготовить своих близких людей, это ответственность за родных.

Стиль: Джиргал Санжиева, Макияж: Кирилл Шабалин, Прически: Мария Родкина, Ассистент фотографа: Дмитрий Пилатов, Ретушь: Алика Лукьянчикова
Стиль: Джиргал Санжиева, Макияж: Кирилл Шабалин, Прически: Мария Родкина, Ассистент фотографа: Дмитрий Пилатов, Ретушь: Алика Лукьянчикова

Они не знали, что ты оставила письмо?

— Нет, знала только мой директор, и то я сказала ей об этом перед стартом, потому что не хотела пугать родных. Они и так об этом думали, и им не нужно было знать, что я на эту тему очень серьезно размышляю. Я представила себе худший расклад. Тут же очень конкретная ситуация, можно сколько угодно отгонять от себя мысли, но в реальности, когда ты закроешь глаза при столкновении со столбом, это никоим образом не спасет тебя от удара. Глаза надо как раз открывать, тогда, может быть, у тебя есть шанс обойти этот столб. Ни в коем случае нельзя было допустить, чтобы начало колбасить в ракете. Страшно ли мне было в ней? Нет. Было ли мне страшно до этого? Да. Я очень много работала со всеми своими страхами сама и с психотерапевтом. Психология для космонавтов тоже очень понятная и важная вещь, и они же проходят тесты на совместимость… Да, безусловно, целый штат их психологов работал и с нами. И экипаж сложился, причем и старта, и спуска. Как с Антоном Шкаплеровым, так и с Олегом Новицким, и с Петром Дубровым, это было совмещение абсолютных противоположностей, что тоже очень интересно, хотя не всегда просто. Мы притирались и в результате сформировались в команду. Если люди вместе могут совершать невозможные вещи, то это лакмусовая бумажка того, что коллектив сложился. Когда мы туда летели, то не надеялись, что все запланированное удастся снять. И были бы очень счастливы, если бы и восемьдесят процентов сделали, а в результате перевыполнили план.

А как можно было перевыполнить план, если у вас были намечены определенные сцены?

— Блок космоса достаточно большой в фильме. Например, пролет по станции на Земле не снять никогда. Этот кадр был выделен красным цветом. Сцены операции — тоже, потому что на Земле это невозможно физически. А сцены эмоционального плана, касающиеся моей героини, ее размышления и виды из иллюминатора, теоретически можно было бы попробовать снять, вернувшись, или вообще убрать, придумав режиссерский ход. Но мы успели сделать не только то, что у Клима запланировано, а еще и то, что ему, как художнику, вдохновившемуся невесомостью, пришло в голову.

Ты уже закончила писать книгу, и сколько страниц в ней?

— Она написана, в ней страниц двести.

Большая. Она не только о космосе?

— Нет, только о нем. Это не мемуары актрисы, никакой автобиографии в ней нет. Я надеюсь, это у меня последнее интервью про космос перед премьерой фильма, а он выходит на экраны в середине апреля. Ведь, рассказывая, я заново все проживаю, и это тяжело, я не капризничаю. Как только выйдут фильм и книга, я бы хотела эту тему от себя отпустить.

Ты говоришь, что тяжело об этом вспоминать, а Лев Толстой писал, что человек с радостью рассказывает о своей самой серьезной болезни, когда он полностью излечился. Ваша миссия оказалась выполнима, но…

— Очень интересная мысль Толстого. Это была яркая вспышка, и ожоги все равно остались. Конечно, они заживают, перестают уже так тревожить, но все равно следы есть.

Ты уже продолжительное время не снимаешься. Отвергаешь сценарии, которые приходят, потому что набираешься сил или не было чего-то интересного?

— С 29 марта 2021 года, кроме фильма «Вызов», у меня не было ни одного съемочного дня и никаких репетиций. В июле закончились съемки, в сентябре было еще два дня на Байконуре. Не снималась я, потому что не было сил, а проекты, которые приходили, не смогли так зарядить, чтобы я согласилась участвовать в них. Я рада, что сейчас появились роли, которые взволновали меня, и с марта начинаю работу и в кино, и в театре. Кроме того, я писала книгу, это заняло много времени. И этот год сильно болела мама, мы прошли страшный, тяжелый период, не было ни душевных, ни моральных сил, чтобы даже чем-то увлечься. У меня ощущение, что только сейчас я выдохнула.

Получается, мама заболела вскоре после твоего прилета. Ты не думала в тот момент, почему, когда уже столько всего пережито и пройдено, вдруг такой удар?

— У меня было много размышлений на этот счет, они пройдены, и я не хочу о них вспоминать. Мне кажется, в жизни часто работает страшная и неприятная фраза: «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее». Хотя, казалось бы, куда? Но, значит, есть куда.

Стиль: Джиргал Санжиева, Макияж: Кирилл Шабалин, Прически: Мария Родкина, Ассистент фотографа: Дмитрий Пилатов, Ретушь: Алика Лукьянчикова
Стиль: Джиргал Санжиева, Макияж: Кирилл Шабалин, Прически: Мария Родкина, Ассистент фотографа: Дмитрий Пилатов, Ретушь: Алика Лукьянчикова

Во время отбора и подготовки у тебя ни разу не было психологического срыва, желания, пусть минутного, свернуть с пути?

— Срыва не было, но поскольку и отбор, и подготовка каждый день приносили массу проблем, то, когда они появлялись, казалось, что их никогда не решить, не справиться. И, конечно же, первым желанием, как у любого человека, было отказаться.

Например?

— Помимо всего, что происходило в ЦПК (Центр подготовки космонавтов), я в то время сталкивалась с неверием в меня людей и палками в колеса. Каждый день подкидывал какие-то новые проблемы. И центрифуга во всем этом была большим счастьем, равно как и сам космос. Тут ты хотя бы понимала, ради чего оно, а когда испытания повседневные, человеческие, даже в чем-то мелкие, и их много, пройти через них довольно сложно.

— А вообще ты проходила испытания в виде палок в колеса?

— Много, мне как-то везет на это. (Смеется.) Я женщина self-made и не думаю, что какой-то человек, который сделал себя сам,сказал бы, что это легко. Но вокруг меня существует флер, что я счастливчик, у которого все получается, и это всегда обидно. В нашей стране очень живуч стереотип, что если мужчина чего-то добился, то он сделал это сам, а если женщина, то у нее за спиной стоят какие-то влиятельные лица мужского пола.

Какие свершения дались тебе тяжелее всего именно потому, что они сопровождались подобным негативом?

—Поступление в театральный институт, например. Девочка из Пскова прошла сама на бесплатное отделение при конкурсе двести человек на место. В моем городе никто не знал, кто такой наш мастер Кудряшов, поэтому тут же пошли разговоры, что у меня с ним роман. (Улыбается.) Или какая-то актриса говорит: «Почему она попала в Театр Наций, а я нет?» Не потому же, что она спит три-четыре часа в сутки и работает как лошадь. Это же неприятно признавать. Почему она полетела? Да связи у нее… Это не разрушить, потому что таким образом людям, которые не способны тратиться и убиваться ради идеи, проще объяснить себе, почему у них не получилось.

—До космоса писали ужасные вещи об экранизации «Угрюмреки», о тебе и даже о твоей внешности. Как реагируешь и что ранит сильнее — когда оскорбляют актрису или женщину?

—Не скажу, что от количества хейта переживаю его легче, но в какой-то момент перестаю читать это все. Знаю, что я хорошая актриса и что моя профессия в моих руках, но у любого профессионала может что-то получаться, а что-то нет. Красивая ли я женщина? Мне всего хватает. Серьезно ранили обвинения хейтеров, не понимающих, к чему еще придраться, в растрате выделенных на полет в космос денег, каких-то бюджетов, к которым я не имела никакого отношения. Я никогда не интересовалась бюджетом фильма, некомпетентна. И когда стали писать, что из-за меня погибнут дети, это было больно и обидно, потому что много лет своей жизни я посвятила фонду «Галчонок». Вот тут моя ахиллесова пята, потому что я столько сил, энергии, нервов, переживаний вкладываю. Все остальное могу пережить достаточно легко, я самодостаточный человек и не пряник, чтобы нравиться всем. Хотя все равно это неприятно, особенно, когда какая-то сумасшедшая блогерша прямо перед стартом пишет: «Ну, погибнет она, поставят ей памятник на малой родине». И я тогда это увидела в каком-то желтом издании.

Много сумасшедших, несмотря на трансляции с Байконура и со станции, писали, что ни в каком космосе вы не были. Как воспринимала это?

— Людей, поддерживающих теорию всемирного заговора и того, что Земля плоская, не так мало. (Смеется.) Невозможно обижаться на таких. Облить грязью легко. Это могут делать слабые и ничтожные личности. Пару лет назад я поставила в своем родном городе «Каштанку». Завтракаю в кафе с детьми, а я в радиусе метров сорока всегда слышу, что говорят, даже в шумном помещении. Вдруг до меня доносится: «Пересильд, Пересильд»… Слышу, что обсуждают, кто мне дал сделать «Каштанку». Я сначала замкнулась, а потом подумала: «Нет, раз я тут, подойду». Подхожу, здороваюсь, сидят два взрослых на вид интеллигентных мужчины. И я им говорю: «Поскольку я неоднократно услышала свою фамилию, то присоединюсь к этому разговору с вашего позволения. Скажите мне в лицо все, что вы думаете, у вас есть великолепная возможность вылить всю вашу злость прямо сейчас, чтобы это дошло до адресата». Они покраснели и, давясь едой, стали собирать вещи и убежали. (Смеется.) Когда в компании начинают обсуждать кого-то за спиной, мне бывает очень некомфортно, я ненавижу подобное.

— А ты бы ухватилась за фильм «Вызов», если бы там не было космоса?

— Мне очень понравилась история, и я подключилась к героине. В первую очередь рассказ о женщине, которой надо научиться любить и которая хочет встретить свою любовь. Но она до сих пор не может себя простить и отпустить предыдущие отношения. И это история женского коллектива: бабушки, мамы, дочери, что для меня тоже очень понятно. Поэтому роль меня зацепила. Но когда я читала сценарий, космос уже был, не знаю, как бы я прочла без него. (Улыбается.)

Стиль: Джиргал Санжиева, Макияж: Кирилл Шабалин, Прически: Мария Родкина, Ассистент фотографа: Дмитрий Пилатов, Ретушь: Алика Лукьянчикова
Стиль: Джиргал Санжиева, Макияж: Кирилл Шабалин, Прически: Мария Родкина, Ассистент фотографа: Дмитрий Пилатов, Ретушь: Алика Лукьянчикова

— Где-то год или полтора назад ты тоже признавалась, что хочешь по-настоящему влюбиться. Говорят, что надо свои желания отправлять в космос, а ты его сама доставила точно по адресу, и все случилось.

— Можно и так сказать. (Улыбается.) В общем, получилось, что фильм принес тебе в том числе и это, потому что твой герой тоже снимался там. Наверное, да. Но я по-прежнему, не хочу обсуждать свою личную жизнь. Я поняла, что это точно не то, про что нужно говорить.

— Почему ты это поняла?

— Потому что это становится достоянием общественности, и мне теперь кажется, что я очень много отдаю ей, а что-то должно остаться только моим.

В те периоды, когда ты была одна, чувствовала себя сильнее?

— Может быть, я и чувствовала себя в чем-то сильнее, потому что одной проще принимать решения, не надо ни с кем советоваться, ни под кого подстраиваться, никого слушать. Но в таком состоянии ты все равно несчастнее, несмотря на всю эту простоту.

— А тебе хочется хоть иногда быть слабой?

— Да, но мне это трудно дается. Очень тяжело делегировать кому-то обязанности, дать возможность делать что-то за тебя, потому что кажется, что сама все сделаешь лучше. (Смеется.)

Когда ты готовилась к полету, наверное, мало что делала по дому. А вообще, что на тебе из домашних занятий?

— Во-первых, когда я проходила подготовку, тоже занималась хозяйством. У меня, безусловно, есть помощники, но они не всегда здесь, и их не так много. Я убираю сама, гуляю с собакой, если я дома, готовлю. В общем, делаю все и с большим удовольствием.

— Не так давно начала заниматься пилатесом. Стала ли ты после своего опасного приключения уделять больше времени?

— Да, я хожу на пилатес, но, как и раньше, основную часть свободного времени провожу с детьми. Мне нравится семейное кино,выставки, спектакли, на которые можно пойти всем вместе. С удовольствием посмотрели «Чебурашку».

Куда же тогда вмещать, например, свидания? Хочется же пойти или поехать куда-то с любимым человеком…

— С этим всегда проблема, время действительно не резиновое. А кто ты в большей степени: мама или женщина? Сложный вопрос. Не знаю, я нахожусь в поиске баланса. И это всегда тяжело дается, потому что профессия забирает много сил, энергии и файлов в мозгу.

У твоих дочек сейчас такой возраст, когда даже маленькая разница в четыре года может ощущаться большой. Как они общаются друг с другом?

— Да, этот разрыв сейчас ощущается. Аня уже взрослая, у нее другие интересы, а Маше очень хочется, как это всегда, наверное, бывает, общаться со старшей сестрой и с ее друзьями. А они немножко возмущаются: «Мелкая, чего ты с нами?!».

Дочки по-разному переживали всю эту историю. А в чем они еще отличаются? Они разные и по внешним проявлениям…

— Они очень разные, это точно. Маша пока про внутренний мир, а Аня — про внешний. Младшей вообще все равно, как она выглядит, ей важен баланс внутри, то, о чем она сейчас думает, какую музыку слушает, что смотрит, а Ане нравится быть на виду. Но Маша — еще ребенок, а Аня действительно уже взрослая.

А каким подаркам каждая из них больше радуется?

— Хорошо, что они вообще радуются подаркам. Я их в этом смысле балую. Но одним из самых лучших подарков для Маши была собака. Аня тоже ее очень любит, но для нее это не было таким событием. Когда мы везли кота с Крита, Аня тоже была за, но посыл шел, конечно, от Маши: «Как мы его оставим? Он тут один погибнет без нас». Аня скорее обрадуется, если мы куда-то пойдем развлекаться, а Маша тому, что проведем вечер дома и посмотрим вместе кино.

— Юля, ты можешь себя назвать счастливым человеком?

— Безусловно, даже никаких вопросов на эту тему не возникает.

А какие моменты своей жизни ты можешь сравнить с тем счастьем, что испытала от старта до приземления?

— Наверное, путешествие в космос сравнимо с рождением детей. Я помню, что когда впервые увидела свою дочь Аню, подумала: «Это космос». (Улыбается.) Рождение детей, влюбленность — такого уровня события. И как прекрасно, что полет был, а главное, что бы ни случилось, никому этого у меня уже не отнять.