Мишель Серова: «Мне периодически пишут поклонники отца»
Дочь легендарного Александра Серова — о тернистом творческом пути, муже, детях и множестве слухов
— Мишель, о вас в Сети столько противоречивой информации… Кто-то пишет, что вы окончили Гнесинку, кто-то это опровергает, по одним данным, вас продюсирует отец, по другим — муж… Помогите нам узнать вас получше, расскажите, как же обстоят дела на самом деле? Как началась ваша творческая карьера и кто вам в ней помогает, если вообще помогает?
— Так как в детстве я не посещала ни музыкальную школу, ни курсы, у меня не было достаточно знаний и умений для поступления на музыкальную специальность, при том что я с детства тяготела к этой сфере. Поэтому после школы я сдала ЕГЭ и поступила в МГИМО на факультет журналистики. Это были прекрасные студенческие годы, очень яркие, очень интересные, незабываемые, с тех пор у меня осталось много друзей, с которыми мы до сих пор близко и хорошо общаемся. Этот ВУЗ заслужил мою огромную любовь, он дал мне очень многое. Но тяга к музыке никуда не пропала, и, даже учась немузыкальной специальности, я старалась себя творчески проявлять и реализовывать. К окончанию института начального музыкального образования у меня так и не было, поэтому я решила начать изучать сольфеджио с нуля и стабильно ходила на занятия 3 раза в неделю в течение трех лет, а также 2 раза в неделю занималась академическим вокалом.
Даже тогда я старалась себя уже реализовывать: пела, выступала, писала и записывала песни, то есть моя творческая деятельность никогда не останавливалась.
Папа мне часто говорил, что Гнесинка — это здорово, что образование для музыканта — это очень важно, да я и сама это понимала и очень хотела там учиться. То есть не было такой истории, что меня заставляли и специально туда направляли, нет, это было именно мое желание.
Да, были и переживания о том, как учиться с ребятами, которых я уже гораздо старше, что я буду выбиваться из коллектива, но меня очень поддержали друзья и близкие, так что все сомнения отпали. И в дальнейшем я поняла, насколько они были правы, говоря, что мы живем один раз, что если нравится — надо пробовать. И вот я поступила в Гнесинку и получила в 2021 году диплом. Так что по специальности я эстрадно-джазовая певица и педагог.
В общем, мой творческий путь был достаточно извилист, но на всем его протяжении я никогда не прекращала музыкальную деятельность.
Насчет того, кто мне помогает в карьере. Наверное, многие делают ставку на влияние папы в творческой сфере, что раз он у меня артист, то передо мной открыты все двери, исполняются все капризы. Но все не так очевидно, как кажется на первый взгляд. Папа, действительно мне очень помог, он способствовал моему творческому развитию, иногда через критику, иногда через похвалу и идеи: он мог спокойно сказать мне, что я плохо пою, что у меня ничего не получается, а потом через неделю или месяц похвалить мою песню, вокал, подсказать, что и как лучше исполнить. Иногда он брал меня на какие-то мероприятия, которые проходили в Москве, хотя, в основном я, можно сказать, напрашивалась, а если говорить про гастроли, то меня туда не брали, исключением стала «Новая волна» в Сочи, это было масштабное мероприятие, и мы поехали вместе.
Что касается песен, то я выбирала и покупала песни сама, тайком от папы, потому что он что-то не одобрял, плюс и песни стоили недешево. Я откладывала на них деньги, покупала в рассрочку, все было не так просто. Насчет записи треков, у папы была студия, и какие-то песни я записывала у него, а какие-то — в других студиях, сама платила за это деньги. То есть папа не был инициатором моих записей дома, у него было много работы, и у его режиссера — тоже, и, если они были заняты, я не навязывалась, а шла в другое место.
Но он помогал с аранжировками, я приходила с записью, просила послушать, и папа, говоря, что так выпускать нельзя, делал мне аранжировки, и благодаря этому песни звучали более профессионально и гармонично. Так продолжалось до моего поступления в Гнесинку.
Там я познакомилась со своим мужем (мы поженились через год), и уже он начал помогать мне с музыкой. Рома понимал, что, как коммерческая история, это достаточно интересное вложение, но нужен грамотный продюсер и грамотное продвижение. Я разговаривала со многими специалистами, мне говорили, что нужны SMM-специалисты, коллаборации с блогерами, нужно создать различные сообщества в соцсетях, подогревать аудиторию и так далее. С этими вопросами и стал активно помогать мне мой муж, мы купили несколько песен у именитого талантливого автора, который писал для многих артистов (для Лободы, Лолиты и многих других), снимали клипы и так далее. Все это началось со второго курса Гнесинки, и с того момента папа, можно сказать, уже не участвовал в моем творчестве, дальше я двигалась уже со своим мужем.
— Пишут также, что вы сами являетесь автором слов и музыки своих композиций. Это правда?
— Нет, я песни никогда не писала и не пишу, так что это неправда.
— А творчество вашего отца как-то влияет на ваше? Он вообще помогает вам советами?
— Как я уже говорила, он мне помогал и критикой, и советами, и для каких-то песен писал мне аранжировки. В дальнейшем это стало проявляться в меньшей степени, но я все еще показываю ему плоды своего творчества. Например, песню «Любимая» я ему показала, он сказал, что с позиции музыканта это звучит хорошо, ему нравится, как я пою, но он не понимает, почему в аранжировке звучит слишком много каких-то инструментов, он бы сделал по-другому. И это нормально, потому что он человек из несколько другой музыкальной школы, и современная музыка может казаться ему перегруженной, плюс он и работает в другом жанре.
Сейчас мы скорее обсуждаем и рассказываем о событиях, планах и мероприятиях, которые происходят в наших жизнях и карьерах. То есть мы делимся новостями, обсуждаем треки, делимся мнениями, но без нравоучений.
— После рождения внуков ваши отношения с отцом как-то изменились? Говорят, что внуков любят больше, чем детей, вы с этим согласны?
— Не могу сказать, что наши отношения как-то изменились, они всегда были нормальные, кто бы что ни говорил и ни писал. Я к нему переехала, когда мне было 18 лет, и мы стали жить вместе за городом: на одном участке, но в разных домах, так как люди взрослые, нужно и личное пространство. Сейчас мы: я, мой муж и наши дети — живем в этом же отдельном доме. И мне кажется, что наш дедушка стал более чутким и внимательным, душевным что ли, потому что дети — это маленькие ангелочки, которых невозможно не любить, так что, видя их, он начинает таять. Он уже не может воспитывать меня, учить, ругать, так как понимает, что я мама, и мой статус несколько изменился.
— Кстати, о внуках. Как вам удалось совместить и выпуск новой песни, и второго ребенка, ведь вы совсем недавно снова стали мамой?
— Знаете, я тоже удивилась, что мы с Анастасией IVKA все так быстро выпустили. Я просила все перенести ближе к апрелю, маю, потому что записывать сингл в феврале, учитывая то, что я и родила в этом месяце, мне казалось очень быстрым. Но она настаивала, говорила, что все нужно сделать оперативно, чем раньше начнем, тем лучше. Я себя собрала, постаралась максимально восстановиться после родов и через недели 2—3 уже поехала записывать песню, а еще через пару недель — клип.
Касательно секретов, как совмещать — все достаточно просто, у меня есть няни. Мы с мужем давно решили, еще когда только планировали ребенка, что с нами в доме будут жить няни, которые будут нам помогать с детьми, чтобы можно было и малышей воспитывать, и работу не забрасывать, в любой момент отъехать на съемки или запись. У детей свой особенный режим, так что такое решение нам кажется самым правильным для них. Мы проводим вместе много времени, но если возникает форс-мажор, есть люди, которые могут остаться с малышами вместо нас, не нарушая их образ жизни.
Я редко выкладываю фотографии детей в соцсетях, потому что для меня семья — это не медийный контент, это мое личное, а все аккаунты и страницы — для выражения собственных мыслей и творчества.
— Судя по всему, вам удалось быстро вернуться в форму, поделитесь секретом с нашими читательницами?
— Я все еще занимаюсь этим вопросом. Самое главное — это питание. Особых секретов тут нет, только базовые установки — исключить все сладкое, мучное, высоко- и быстроуглеводные продукты, ввести в рацион больше овощей, готовить на пару или в духовке и, конечно, пить больше воды, заниматься спортом и быть в прекрасном настроении.
— Материнство вас как-то изменило?
— Если да, то, надеюсь, в хорошую сторону. В целом, мне кажется, что я осталась такой же, какой и была, но стала более ответственной, внимательной, по крайней мере, стараюсь такой быть, так как теперь я мама и отвечаю не только за себя, но и за детей. Соответственно, нужно быть уже более осознанной. Но это не значит, что нужно быть неинтересной, задумчивой, грустной, загруженной, я продолжаю быть собой, только чуть более серьезной.
— Вы были бы рады, если бы дети продолжили вашу творческую династию?
— Я была бы рада, если бы дети занимались тем, что им нравится, получали удовольствие и прибыль от работы. Самое главное — чтобы они были счастливы и довольны жизнью. А насчет творчества, если так сложится, то я поддержу их. В любом случае каждый вид деятельности требует усилий, и в каждой сфере могут возникнуть свои сложности.
— Какую роль отец сыграл в вашем выборе стать певицей?
— Я училась в школе, в которой было очень много творческих направлений и активностей, я принимала в них участие, и мне это очень нравилось. Со стороны отца был какой-то минимум взаимодействий со мной, он мог подыграть мне какую-то мелодию, под которую я танцевала, но это все было в достаточно раннем возрасте. В остальном никаких коллабораций или творческих взаимодействий у нас не было. Я видела, что он поет на сцене, гастролирует, его показывают по телевизору, и даже не думала, что должна заниматься чем-то другим, просто делала то, что мне нравится. Возможно, свою роль сыграла детская психология — все мы хотим быть похожими на родителей, повторяем за ними, берем пример. Может быть, изначально я и старалась просто быть похожей на папу, но мне это понравилось, и я стала получать удовольствие от репетиций, выступлений, так что начальное влияние, вероятно, было, но в большей степени, думаю, я пришла к этому сама.
— Как вы считаете, детям известных артистов проще или сложнее добиться успеха на том же попроще? И в чем вообще, на ваш взгляд, заключается секрет успеха у публики?
— Это зависит от того, как родитель участвует в творческой жизни, карьере ребенка. Проще может быть оттого, что у родителей есть возможности, связи и понимание того, как устроен музыкальный бизнес, поэтому они сразу могут направить ребенка к нужным людям.
Но, когда этого ресурса нет или родитель просто не хочет помогать, как-либо способствовать развитию карьеры своего ребенка, тогда начинающий артист становится на одну ступень со всеми остальными.
В таком случае, мне кажется, детям именитых родителей даже сложнее, так как на них возлагаются определенные ожидания, ставится планка, к которой, по мнению общества, они должны стремиться, направления, которые они должны выбирать, и так далее. Сравнения — очень неправильная история, так как родители и дети — это разные люди. Мне периодически пишут поклонники отца, мол, «Мишель, в вас нет того, что есть в Александре Серове», «Может быть, вы песни Александра Серова будете петь», «Вы поете хуже, чем Александр Серов» — это не всегда приятно. Но, к сожалению, люди не относятся к комментариям в интернете серьезно, просто голословно рассуждают, не понимая, как их слова могут повлиять на артиста.
— Про вашего мужа слухов в Сети не меньше, чем про вас. Считаете, что счастье любит тишину, и поэтому не рассказываете о нем, или это просто стечение обстоятельств?
— Все достаточно банально: мой муж мне как-то сказал, что просто не хочет принимать участие в каких-то публичных историях, поэтому будет держаться в стороне. У нас был такой разговор, и я не планирую его насильно втягивать в какие-то события или мероприятия. В Сети я могу освещать некоторые семейные праздники, выложить историю со всей семьей или исключительно с мужем, но не более того.
Думаю, «счастье любит тишину» — это очень хороший тезис, все-таки у каждого человека должен быть свой уютный уголок, где он может спрятаться от внешнего мира и просто побыть с близкими, побыть самим собой.
— Как думаете, семья и дети — это тыл, который помогает в творчестве, или же «художник должен быть голодным», в том смысле, что многие черпают вдохновение в переживаниях, а не в счастье?
— Конечно, когда дома все максимально спокойно и размеренно, нет никаких отвлекающих или раздражающих факторов, можно спокойно сосредоточиться на своей творческой деятельности, работе. Меня очень поддерживает муж, он понимает, сколько сил и времени тратится на выпуск песни, так как сам разрабатывает различные проекты, и домой мы с ним приходим, в первую очередь, отдыхать. Я то же самое вижу и в нем, когда возвращаемся с работы, в нем крутится огромное количество разных мыслей, усталости, эмоций, иногда и негативных, и становится понятно, что нужно дать ему полноценно отдохнуть, восстановиться, иначе такое состояние негативно скажется на его нервной системе.
Так что от дома мы ждем теплоты, уюта, расслабления, чтобы набраться сил и быть готовым к завтрашнему дню.
Сейчас я учусь избегать конфликтных ситуаций с мужем и не реагировать на негатив, вызванный усталостью. Это достаточно непросто, когда все возвращаются после тяжелого рабочего дня, начинает раздражать и выводить из равновесия любая мелочь, на которую в обычное время никто и внимания не обратит. Такое состояние важно распознать и не поддаваться эмоциям, иначе дом тоже превратится в поле боя, и где тогда набираться сил и энергии?
— Вы активно ведете соцсети, участвуете в шоу. Как думаете, артист должен быть загадкой для своей аудитории или, наоборот, стремиться к открытости? Насколько вы сами откровенны с подписчиками? О чем точно им не будете рассказывать?
— Это все индивидуально. Кто-то любит говорить исключительно на профессиональные темы, кто-то любит затрагивать и личные аспекты. На мой взгляд, многое зависит от конкретных ситуаций и историй. В своем блоге я могу говорить о личных моментах, выкладывать свои мысли, семейные истории, но в меру, я не стану ради аудитории выворачивать на изнанку всю свою жизнь. Какие-то глубоко личные вещи, на мой взгляд, нужно решать дома, в кругу семьи, а не выносить на суд публике. Конечно, аудитории всегда интересно знать подноготную артистов: как они живут в обычной жизни, с какими проблемами сталкиваются, что скрывается за сценическим образом — это дополнительный пиар, чтобы привлекать людей, попадать в новостные ленты.
Но я считаю, что это не лучший способ добиться расположения и внимания зрителя, не хотелось бы прибегать к такому виду рекламы. Но для артиста, в любом случае, очень полезно как можно больше общаться с поклонниками, это укрепляет эмоциональную связь, аудитория становится ближе к нему, лояльнее. Просто каждому нужно понять, что он готов выставлять на публику, а что — нет, и для чего это нужно.
— Ну и последний вопрос — снова о слухах. Говорят, что ваше красивое и необычное имя — инициатива отца. Это правда или очередная легенда? И как вы сами считаете, необычное им несет необычную судьбу, или это никак не влияет? Считаете ли свою судьбу необычной?
— Моя мама хотела назвать меня Настасьей, а папа — Мишель. В итоге сошлись на втором варианте. По словам папы, имя было выбрано в честь актрис Мишель Марсье, Мишель Пфайффер. Честно говоря, не знаю, что в действительности за этим стояло, он часто ездил за границу, может быть, услышал там. Ему нравился этот экзотический момент в моем имени, когда я была маленькая, все педагоги и учителя очень удивлялись, так как имя было непривычно для российского уха. Даже сейчас некоторые представители старшего поколения очень удивляются, спрашивают, нет ли у меня французских корней.
Насчет того, несет ли это имя в себе нечто необычное, — не знаю, этот вопрос я не изучала. Хотя вся жизнь у меня необычная: я родилась в творческой семье, мой папа известный артист, плюс я пошла по его стопам — что лично для меня тоже стало интересным поворотом, ведь не все дети идут по стопам родителей, многие выбирают смежные сферы или принципиально противоположные.
А дальше посмотрим, что еще преподнесёт этот мир, думаю, интересного и необычного будет еще очень много.