Интервью

Наталья Бондарчук о финансовой ситуации в семье Грачевского: «У Кати средств сейчас просто нет»

Режиссер рассказала, куда уходили деньги создателя «Ералаша»

21 января 2021 18:00
80815
0
Наталья Бондарчук знакома с Борисом Грачевским более 30 лет
Наталья Бондарчук знакома с Борисом Грачевским более 30 лет
facebook.com/nsbondarchuk

После кончины Бориса Грачевского многочисленные фолловеры, конечно же, не могли не обсудить вопрос финансов. Причем многие посчитали, что популярность режиссера равна несметным богатствам. Однако, как выясняется, это далеко не так. То, что Грачевский не обладал большими суммами денег, подтвердило немало его друзей. Режиссер Наталья Бондарчук, которая знала создателя «Ералаша» более 30 лет, рассказала WomanHit.ru, почему он остался практически без средств и какие обстоятельства подкосили его здоровье.

- Мы потеряли одного из самых светлых людей, который никогда не показывал своих проблем: ни физических, ни других. Он всегда умел радоваться жизни и радовать других людей. Именно поэтому его так долго будут помнить, именно поэтому в моем фейсбуке буквально шквал сообщений, — рассказала Наталья Сергеевна. — Когда я написала: «Ушел наш любимый Боря Грачевский, где-то в небесах встретился с мамой. Он пел о ней песни, и она позвала его туда. Позвала, чтобы больше не страдал — слишком много было боли в последние годы. Он все переносил и всегда улыбался, даже в больнице, из которой уже не вышел… Нам будет тебя не хватать. Светлая память». В ответ на эту публикацию пришло 1200 лайков и 183 комментария. Потрясающих. Каждый человек написал какие-то дивные строки о Боре.

- А вы давно с ним лично виделись?

- Мы постоянно виделись с ним, последняя встреча была в Нальчике буквально в декабре. Он был веселый, азартный. Но во время близкого разговора он от меня вообще не скрывал никогда ничего. Однажды я его спросила: «Боря, а почему ты не плаваешь?» Он ответил: «Полдня буду разматывать, полдня — собирать ногу. Я не могу». Вы знаете, что у него был рак, его лечили в Израиле… И вот все деньги, какие у них появлялись, были направлены на его лечение. Это очень сильно ударило по финансам. Он мне говорил: «Все деньги идут на лечение». А совсем недавно, в декабре, он мне сообщил: «Наташ, впервые за 45 лет мне не дали финансирование на 'Ералаш»«. Я обомлела: 'Кому-кому, а тебе, Боречка, не дали?» Но потом мы разговорились, и я рассказала, что и мне не дали к 100-летию папы Сергея Федоровича Бондарчука на документальный фильм. Он тоже очень сетовал, потому что прекрасно понимал, что такое для меня не получить финансирование, которое я ждала четыре месяца. Какие сбои происходят там в министерстве, я не знаю. Кто в этом виноват — я не знаю. Они посылают телеграммы с соболезнованиями, но что там внутри творится — я не знаю. Мы все в загоне. И весь детский кинематограф обнулился. Один из немногих, кому выплачивали эти несчастные деньги, — это был как раз Грачевский. И, может быть, потому что ему постоянно выплачивали, вокруг него собралась толпа, так сказать, ненавистников и недоброжелателей, которые не хотели этого. Вполне возможно, они и подзуживали: почему ему каждый год давали эти деньги, а нам нет?

Борис Грачевский и Екатерина Белоцерковская
Борис Грачевский и Екатерина Белоцерковская
https:instagram.com/belotserkovskaia_official/

Поймите, здесь была еще и своя позиция у Грачевского, потому что он не только создавал эти маленькие фильмы, а давал возможность снимать своим друзьям-кинематографистам, которые сейчас терпят только убытки. Каждый маленький фильм кормит съемочную группу: это и артисты, и режиссер. То есть благодаря Грачевскому и его «Ералашу» многие были на плаву. Пусть и хватало на удержание штанов, как мы говорим, но хотя бы это. И в период коронавируса, когда у нас и так все отменялось, прикрыть? Я не понимаю, я в шоке. И понятно, что вся эта ситуация на него очень негативно воздействовала. Хотя он не переставал улыбаться, но эмоциональный фон тоже сказался на его здоровье.

- То есть миллионером стать у Бориса Юрьевича не получилось?

- От его близких людей, например, Ларисы Преториус, я знаю, что он был абсолютным бессребреником. Он ничего не оставил на потом. Вот у Кати средств сейчас просто нет. Да, ей предлагают некоторые дивиденды, чтобы она выступила по телевидению, но она просто не может. Возможно, потом она расскажет о своей любви к Боре и о любви Бори к ней. Это мы, кстати, и сами наблюдали. Все свидетели, что это был прекрасный брак, от которого появился замечательный мальчишечка. Боря всех своих детей любил. Да и сама Катя очень выросла за время с Грачевским. Например, она стала так петь! Я еще говорила Боре: «Как Катечка поет!» Он на меня смотрел так торжествующе: «Ну, работаем!» Он тоже к этому имел отношение. То есть она и ребенка родила, и хозяйка нормальная, и любит его. И для нее потеря Бори — это катастрофа, я даже не могу сказать какая. По-моему, она сейчас в таком психологическом состоянии, как бы пограничном. Она не идет ни на какие контакты. Нужно время. Но решать вопросы в состоянии другой человек, и я уверена в этом, это директор. Я не знаю насчет долгов, но сейчас, по-моему, у всех долги. Кино — это затратное искусство. Это не чистый лист бумаги, где ты пишешь и ни от кого не зависишь. Сначала надо добиться получения какого-то гранта и поддержки и только после этого начинать делать. Но многие берут деньги в надежде на то, что им потом дадут, так как это тоже не всегда своевременно. Предположим, снимать тебе надо летом, а получаешь грант ты осенью.

- На ваш взгляд, что теперь делать вдове Грачевского Екатерине Белоцерковской?

- О реальном положении дел, конечно, знает директор «Ералаша». И чтобы была хотя бы какая-то надежда на то, что в честь Бориса Грачевского его дело не умрет, может, нужно создать какой-то фонд помощи — на продолжение фильмов и на помощь семье. Никаких отдельных сборов делать нельзя, потому что деньги все равно куда-то уйдут. И не Кате конкретно собирать, потому что налогами задушат и т. д. Директор много лет сотрудничал с Грачевским, они очень близкие люди, он участвовал в погребении и так далее. Так что эти два человека, директор и Катя, должны решить, кто будет все-таки художественным руководителем, чтобы дело не пропало.