Интервью

Ирина Миронова: «Моим самым „некапризным“ артистом на съемочной площадке была Алла Пугачева»

Режиссер-клипмейкер рассказала читательницам WomanHit.ru о том, как Диана Арбенина перекрасилась в блондинку, первом реалити-шоу с Ксенией Собчак и новом проекте «Девушки и яйца»

10 сентября 2020 14:09
7914
0
Ирина Миронова
Ирина Миронова
Фото: материалы пресс-служб

- Вы работали со многими звездными артистами, как справлялись с их капризами?

- Раньше была огромная моя фора, и доверие было очень большим, редко кто вмешивался в процесс технически и даже творчески. Артисты приходили, заказывали клипы, слушали внимательно мои предложения, соглашались, и дальше мы делали так, как я распланировала и придумала. Сейчас нет проекта, чтобы артисты не вмешивались в любые процессы — и творческие, и технические, и любые производственные. Я связываю это с тем, что за небольшое время произошел невероятный визуальный бум. Увеличилось количество клипов, снимающих клипмейкеров в геометрической прогрессии, оно все возрастает и возрастает. В результате возникло ощущение, что клип снять просто и все в этом разбираются. Это большое заблуждение, одно дело в чем-то участвовать, и даже сильно погружаться в процесс, но совершенно другое дело — реализовать конкретную задачу. Моим самым «некапризным» артистом на съемочной площадке была Алла Пугачева. Она не замечала никаких дискомфортных факторов — холодно, жарко. Не стремилась контролировать и участвовать во всем. Как раз наоборот — доверившись своему режиссеру, она способствовала проявлением уважения к опыту и художественной интуиции.

Ирина Миронова сняла для Аллы Пугачевой много клипов, в том числе на песню Будь или не будь
Ирина Миронова сняла для Аллы Пугачевой много клипов, в том числе на песню "Будь или не будь"
Фото: кадр из клипа

- А Кристина Орбакайте?

- Кристина такая же, трудолюбивая и отдающаяся уже выбранному своему автору и всему производству, проявляющая тем самым уважение к каждому сотруднику и участнику огромного съемочного процесса. С Кристиной мы сделали много совместных клипов, но однажды был самый сложный вариант — 12 часов с небольшими перерывами Кристина танцевала на высоких каблуках, оставаясь на крутящемся подиуме. И только после команды «Стоп, снято!» она села, сняла туфли, и я увидела, что ее ноги стерты в кровь, а она мне даже слова не сказала!

- Расскажите немного о работе на телеканале «Муз-ТВ», это был полезный опыт для вас?

- В 2005 году руководство телеканала пригласило меня осуществить ребрендинг. Больше всего меня заинтересовала возможность запускать свежие форматы. Собственно, первым как раз было новое оформление, в котором снялись почти все действующие артисты, да еще и в одном кадре, как в «Репетиции оркестра» Феллини. При этом не все артисты мечтали оказаться в одном кадре друг с другом. От того идея совместить в едином экранном пространстве Олега Газманова, Линду, Алсу, Сплин, Валерия Леонтьева, Дельфина, Анжелику Варум, Басту и многих других (почти всех существующих) артистов была трудно осуществимой, потому и уникальной. Тогда мы много экспериментировали, искали новые форматы, что-то удавалось, что-то нет, но есть вещи, которыми я до сих пор горжусь, например, реалити-шоу «Блондинка в шоколаде». Сам формат круглосуточной «слежки» за жизнью конкретного человека мы осуществили задолго до привычного сегодня «Инстаграма». Все артисты отказались, кроме Сергея Зверева. Его мы сняли вторым (проект назывался «Звезда в шоке»). А первой согласилась Ксения Собчак, и, конечно, тогда она очень переживала и не понимала, что нужно делать. Это очень сложная штука — быть на виду. Первые серии были неровными, и мы это видели, потому что Ксения очень сомневалась, нужно ли ей это вообще делать. И где та грань, когда ты откровенен, но при этом не позволяешь переходить границу личного пространства. И что такое теперь это твое личное пространство вообще? Это были ее первые шаги на пути к пьедесталу, на котором она сейчас уверенно стоит.

«Раньше была огромная моя фора, и доверие было очень большим, редко кто вмешивался в процесс технически и даже творчески»
«Раньше была огромная моя фора, и доверие было очень большим, редко кто вмешивался в процесс технически и даже творчески»
Фото: материалы пресс-служб

- Совсем недавно вашей дочери исполнилось 18 лет. Собирается ли она идти по стопам мамы?

- Дарья не собирается, но пойдёт. Я не заставляю, просто так получается, что с самого детства у неё происходило отторжение всего того, что делаю я. Только потому, что я ее мама и не должна автоматически влиять ни на ее выбор деятельности, ни на результат. Долгое время ей казалось, что если она начнет снимать, то все скажут: «Понятно — мама заставляет» или «Понятно — мама помогает». Ни тот ни другой вариант ей категорически не приемлем. Главная ее задача — быть самостоятельной без даже тени моего протежирования. Но заинтересованность именно съемкой в любой виде всё равно побеждает. Сейчас, например, моя дочь снимает и монтирует ролики бэкстейджа некоторых моих проектов. При этом поступила в литературный институт, учится писать сценарии и мечтает продюсировать большие фильмы.

- Важна ли для съемки клипа локация?

- Локация в клипе всегда имеет чуть ли не первостепенное значение. Тот мир, в который я погружаю героя (персонажа) и определяет метафору послания образа и всего сюжета в целом. Для клипа «Хватит шоу» в качестве локации мы выбрали Лос-Анджелес, потому что географически это место приводит нас к самому понятию шоу как таковому, когда ты делаешь что-то напоказ — так, чтобы было видно всем. А песня как раз об обратном — о том, что в тот момент Кристине Орбакайте уже хотелось закрыться от лишнего внимания и посвятить себя личной жизни, не на показ. В Лос-Анджелесе мы устроили хореографическую постановку, создав ощущение, будто весь город танцует в парах, где у каждой пары своя история, то есть свой танец. Хореография — язык тела — в данном случае использовалась мной как метафора танца души, понятного только двоим, танца, в котором взаимность или ее отсутствие выражено именно в совместности движений или в ее отсутствии. В клипе героиня Кристины танцует по жизни одна, сквозь этот мир в поисках своего собственного счастья и собственного танца любви не на показ!

«Сам формат круглосуточной «слежки» за жизнью конкретного человека мы осуществили задолго до привычного сегодня Инстаграма»
«Сам формат круглосуточной «слежки» за жизнью конкретного человека мы осуществили задолго до привычного сегодня Инстаграма»
Фото: материалы пресс-служб

- Вы родились в Пущино, а теперь объездили уже почти весь мир. Какова сейчас локация вашей жизни?

- Сейчас я живу в Москве. В этот город я приехала в 1991 году поступать во ВГИК, в который меня не взяли в силу моего юного возраста. Тогда я перешла дорогу и села в троллейбус, который привез меня к Университету геодезии, картографии и аэрофотосъемки. Я была моментально очарована названием факультета «прикладная космонавтика», куда я с успехом и поступила. Но уже на третьем курсе поняла, что не могу не реализовать детскую мечту, которая меня не отпускала все это время — снимать драматически поставленные музыкальные произведения. Первую квартиру в Москве, которую я смогла себе позволить, мы купили совместно с мужем, с удовольствием выбрав географию места жительства на улице Долгоруковская д.6, кв.6. Мне очень нравился этот адрес. Красивая улица с сохранившимися особняками и их историческими фасадами, с красивой геометрией крыш, с уцелевшей и восстановленной русской архитектурой, так подходящей Москве. Часто мы ужинали вне дома, только для того, чтобы прогуляться по любимым улочкам. Обожаю пешеходную Москву!

- И где же живете сейчас?

- Сейчас я живу в другом очень большом красивом доме «Триумф Палас» на Ленинградском проспекте. С высоты моего этажа видно всю Москву. Чувствую себя птицей, загнездившейся высоко над своим любимым городом, а вокруг всё так же три парка, как в моем детстве в Пущино — три больших заповедника!

- Насколько я знаю, уже совсем скоро состоится премьера серии фильмов «Девушки и яйца». Откуда такое необычное название?

- Яйцо — мощнейшая метафора. Это рождение, это будущее. Там множество смыслов, и я не хотела бы опираться на что-то одно. Силу, хрупкость… Нет. Мои героини держат яйца в руках в прямом смысле этого слова. Больше ничего. За этим очень интересно наблюдать. Движение рук у каждого психотипа своё, благодаря чему можно строить какие-то прогнозы и портреты. Что я и делаю в своих визуализациях.

Для съемок клипа на песню Это не мне Диане Арбениной пришлось перекраситься в блондинку
Для съемок клипа на песню "Это не мне" Диане Арбениной пришлось перекраситься в блондинку
Фото: кадр из клипа

- Кто же эти героини «с яйцами»?

- Диана Арбенина, Алла Сигалова, Мария Миронова, Ланна Камилина и пятая героиня… Ее имя мы пока держим в секрете. Для каждой из них я лично сняла арт-портрет в формате визуализации. Это будут фильмы о том, чем мы, женщины, принципиально отличаемся от мужчин. И лучшего времени для его выхода, чем сейчас, когда идет универсализация полов, мне кажется, не найти.

- Если не ошибаюсь, вы уже ранее снимали Диану Арбенину?

- Да, она однажды обратилась ко мне с просьбой создать клип на песню «Это не мне», и именно тогда я предложила ей перекраситься в блондинку. Она хотела, чтобы в этой песне получился новый, свежий образ. «„Новая одежда“ для меня, хочется свежести, легкости, движения вперед и вверх», — сказала Диана. Уже сейчас все забыли, что она была брюнеткой. А тогда, четыре года назад, она сильно сопротивлялась, говорила: «Это не мое» (созвучно с названием песни, забавно, не так ли?). Однако мы пришли к согласию на блондинку. Диана долгое время ходила в шапочке, сетуя на то, что у нее скоро концерт и она не может появиться в «таком виде». Идея все же оставалась экстравагантной и, как и любая экстравагантная идея, нравилась, но оставляла сомнения. После съемок Диана планировала вернуться в брюнетку, то есть в себя, выйти из образа. Но, как оказалось, это не был просто образ — это и была наша новая Арбенина.