Интервью

Дмитрий Бикбаев: «По сути мы, люди творческие, остались без работы»

Театральный режиссер, культурный деятель, руководитель арт-платформы Моспродюсера рассказал WomanHit.ru о карантинных переменах культурной сферы, новых театральных форматах и спектаклях, созданных «на удаленке»

25 апреля 2020 10:49
36185
1
Дмитрий Бикбаев рассказал о сегодняшней ситуации
Дмитрий Бикбаев рассказал о сегодняшней ситуации
Фото: материалы пресс-служб

Дмитрий, расскажите, как сильно повлиял карантин на сферу культуры, какие плюсы и минусы вы можете выделить?

Сфера культуры очень различна, а, если речь идет о той, в кой работаю я, то есть о театральной сфере, то она серьезно пострадала в связи с теми ограничениями, которые на нас возложил режим дистанционной работы и самоизоляции. Прежде всего это связано с тем, что отменены все массовые мероприятия, куда можно причислить спектакли, большие городские акции, различные форматы фестивалей и форумов. Поэтому сейчас, по сути, мы — люди творческие, остались без работы. А особенно исполнители, артисты, зависящие напрямую от работы с публикой и аудиторией, конечно же, это время дается особенно тяжело. А если говорить о плюсах этого периода, с которым мы все столкнулись, то их не очень много. Если не брать в счет писателей, привыкших уходить надолго «в себя», создавать произведения, осмысливать реальность, также как и режиссеры. По большей части люди творческой профессии крайне коммуникабельны, для них очень важным является элемент общения, обмен жизненным и творческим опытом, просмотром спектаклей своих коллег, анализируя, что делают другие творческие коллективы и объединения. Конечно, им крайне непросто, и особых плюсов я не вижу. Понятно, что это время можно рассматривать как период накопления некоторой энергии, которую потом нужно будет воплотить в будущих проектах, спектаклях, фильмах и так далее. Но я вижу больше минусов, чем плюсов в том, что сейчас происходит. Очень надеюсь, что в скором времени все это закончится, а наши театральные произведения вновь будут доступны для просмотра зрителям. Потому что это является самым главным элементом для театральных деятелей.

Как вы считаете, насколько быстро сфера культуры, так сказать, восстановится после карантина, или, быть может, многие продукты приживутся в онлайне и не захотят возвращаться в привычную ранее форму?

Что касается вынужденного перехода в онлайн режим деятельности культурных институций, этот период позволяет оставаться на связи со своей аудиторией и даже привлекать новую. Но все-таки, если мы говорим о музеях, картинных галереях, театрах и культурных центрах, то эти институции призваны существовать в оффлайн режимах и, несмотря на появление новых форматов, они несут за собой возможность общения, увидеть воочию то, что собрано и организовано многими годами и даже столетиями. Поэтому, я думаю, несмотря на появление новых онлайн форматов, они не все останутся после того, как карантин пройдет. Но тут можно выделить и позитивный момент в том, что культурные образования перешли на новый, непривычный для себя формат работы, возможно, останутся онлайн-курсы, онлайн-выставки и прочие онлайн-активности, которых сейчас огромное множество. Но по большей части мне кажется, что все вновь вернется к оффлайну, а онлайн останется как дополнение к основной деятельности учреждений культуры.

Расскажите, как теперь проходят ваши будни?

Я не отличаюсь от других законопослушных граждан, которые с момента объявления самоизоляции остались дома. Я нахожусь дома уже три недели, в определенном не очень позитивном настрое, так как мне не хватает людей, общения, репетиций и работы с артистами. Но я стараюсь находить плюсы в том, что сейчас нам подарено судьбой время побыть наедине с собой, решить те сложные вопросы, накопившиеся внутри себя за долгое время, но в суете будних дней не находится время ответить на них. Вот и я пытаюсь поработать с этими вопросами, но тут важно не уйти в самокопания, что может перерасти в серьезные последствия. Я очень надеюсь, что этот период самоизоляции в скором времени закончится, те мероприятия, которые позволяют контролировать рост распространение коронавирусной инфекции, будут эффективны и в скорейшем времени все пойдет на послабление. Мне очень хочется верить в то, что режим самоизоляции станет нашим с вами воспоминанием интересного опыта.

Были ли мероприятия и проекты, премьеры которых из-за карантина пришлось отложить?

К сожалению, был проект, который нам так и не удалось реализовать, премьера была назначена на 26 марта. Это большая рок-опера «Люди А» по произведению Алексея Филатова, очень сильное произведение, которое, как мне кажется, получилось очень значимым для всей нашей творческой группы. Но 16 марта были введены ограничения, в связи с которыми мы были вынуждены перенести премьеру этого проекта, сейчас она перенесена на осень. Я надеюсь, что как только станет что-то более или менее понятно с тем, как будет протекать наша жизнь в ближайшие месяцы, мы продолжим работу и будем вновь радовать зрителей этой поставкой, так как в нее вложено очень много и сил, и средств. Конечно, как любимым творческим людям, всей моей команде и мне, важно, чтобы зритель увидел то, над чем мы так тщательно работали в начале года и, к сожалению, не успели буквально на одну неделю представить всем премьеру проекта «Люди А». Команда проекта очень сильная: продюсер проекта — Леонид Якубович. Главные роли играют актер театра и кино Максим Щеголев и главная звезда российских мюзиклов, лауреат главной театральной премии «Золотая Маска» Теона Дольникова («Метро», «Нотр-Дам де Пари», «Пола Негри»).

Перешли ли вы в онлайн-режим?

Что касается онлайн режима, я повторюсь: в театральном искусстве очень важен контакт между зрителем и публикой. И, конечно, онлайн, когда зритель сидит дистанционно и наблюдает за тем, что происходит на экране, больше относится к искусству кино и телевидения, а для театра это не совсем правильный формат, нам очень непросто работать таким образом. Однако же, в Москве будет проходит акция «Библионочь», и в рамках этой акции команда Арт-платформа под моим руководством совместно с Театром-студией «15», мы создали два интересных проекта. Первый это «Письма памяти»: дети моей студии читают письма, которые были написаны в период Великой Отечественной Войны и после этого читают также стихи того периода поэтов-фронтовиков. Этот проект очень важен для меня, так как он эмоционален, поэтому я очень рад, что его получится реализовать в рамках акции «Библионочь».

Фрагмент спектакля Андерсон навсегда
Фрагмент спектакля "Андерсон навсегда"
Фото: материалы пресс-служб

Второй проект — спектакль «Андерсен навсегда», который мы показываем в Доме-музее Марины Цветаевой. Это первый семейный иммерсивный спектакль в нашей стране, и он тоже, благодаря акции «Библионочь», организованной Департаментом культуры города Москвы, смог быть создан и записан в онлайн-версию. Во время съемки мы все находились поодаль друг от друга, но попытались творчески подойти к этому вопросу, несмотря на ограничения, возложенные на всех нас в период самоизоляции. Благодаря таланту актрисы Екатерины Рокотовой и актеров этого спектакля, мы попытались передать нашу любовь и теплоту, доброе восприятие мира посредством сказок величайшего автора всех времен Ганса Христиана Андерсена.

Как вы организовали репетиции, насколько это неудобно или наоборот нашли плюсы в онлайн репетициях?

Репетировать было очень сложно, но у меня уже есть опыт дистанционной работы с детьми, которые репетировали проект из разных стран мира, общаясь через переводчика, после этого этапа, они приезжали к нам, и уже в оффлайн мы создавали общую картину. Поэтому, благодаря тому опыту, я уже не боялся нового дистанционного формата, больше было проблем с логистикой, потому что артистам нужно было доставить декорации, четко объяснить, как ставить камеру, как правильно выстроить свет, как записывать файлы и как преподнести правильно костюм зрителю, чтобы это смотрелось достойно. Большинство привыкли, что в моих проектах много специалистов, таких как: гримеры, монтировщики и технические службы, которые обеспечивают комфортом всю картину. То в данном проекте артистам пришлось все делать самостоятельно, организовывать свое присутствие в кадре. Это стало очень интересным опытом, как для меня, так и для всех творческой команды. Этот опыт воспринимается с позитивом, и я также надеюсь, что зрителям будет приятно послушать сказки Андерсена.

Будут ли еще от вас онлайн проекты?

Что касается онлайн проектов, то у меня есть несколько идей, которые возникли уже давно. Но сейчас я несколько перенасытился множеством онлайн-форматов, поэтому приходится с некой осторожностью смотреть за тем, как это может выглядеть в действительности без оффлайн составляющей. Понятно, что ввиду ограничений многие переходят в онлайн и пытаются удивить, произвести некое впечатление, но не все попытки, по моему мнению, удачны. Я считаю, что люди творческие, особенно артисты, должны особенно избирательно относиться к тому, что они делают общедоступным. Конечно, когда сейчас камеры вещают из частного пространства человека, в том числе артиста, мне кажется сомнительным. Так как должна оставаться некая тайна, в рамках которой артисты и даже режиссеры, должны творить и преподносить свой внутренний мир в рамках этой загадки. Сейчас, когда дистанция настолько сократилась, я уже боюсь онлайн-форматов, так как лично для себя принял решение не позволять разрушаться волшебному таинственному миру, который существует вокруг каждого человека, особенно творческого.

За какими культурными событиями вы следите сейчас? Театральный представления, публичные дискуссии?

Я не особо могу порекомендовать какие-то спектакли к просмотру в онлайн, потому что театр является искусством, который существует с V века нашей эры и будет существовать еще очень долго. И, конечно, я бы порекомендовал уважаемым читателям потерпеть какое-то время и позже сходить лично на спектакли. А сейчас смотреть кино, различные фильмы научно-познавательные, так как это очень интересно, потому что в жизни у нас не хватает на это времени и хочется поглощать только ту информацию, которая нужна именно в данный момент. А что касается научно-познавательных фильмов, то я рекомендую посмотреть историю Трои, историю греческой и римской империи. Так как лично для меня — это очень здорово после школьного и институтского периода заново обновить в своей памяти знания о науке, истории и окружающем мире. Поэтому, если есть свободное время, то лучше его инвестировать в знания, а спектакли можно и нужно смотреть оффлайн.