Тутта Ларсен: «Учусь у своих детей быть собой»
WomanHit.ru обсудил с телеведущей отдых в России, домашнюю кулинарию и многодетную семью
Телеведущая и мама троих детей Тутта Ларсен знает, как совмещать насыщенную профессиональную жизнь с воспитанием отпрысков, при этом оставаясь любящей и любимой женой.
— Тутта, для всех родителей лето — не самое простое время года. Нужно и работать, и устроить семейный отдых. Как вы решаете эту проблему?
— Мы стараемся всегда выделить один месяц на то, чтобы отрешиться от Москвы, от всех дел и провести это время на море с детьми. Я очень консервативный человек, и если нахожу то, что мне нравится, не ищу добра от добра. Поэтому вот уже пять лет подряд мы на весь июль уезжаем в небольшую деревню в тридцати километрах от Сочи и снимаем там апартаменты в гостевом доме. Это выглядит как дача с морем. Мы ездим туда на автомобиле, везем с собой много разного скарба: мультиварки, грили, любимые подушки, книжки, игрушки, даже еду, которую нельзя купить в местных супермаркетах. То есть я могу притащить с собой несколько канистр итальянского оливкового масла, или два килограмма пармезана, или ящик кокосовой воды. В доме чудесные дружелюбные хозяева, прекрасные соседи, и этот коттедж находится в идеальном удалении от моря, не слишком близко к побережью со всеми его курортными шумами и дискотеками, магазинами, сувенирами и кучей народу, и не слишком далеко.
— Если говорить о работе, то у вас есть проекты на разных каналах…
— И еще какие-то публичные выступления, встречи, поездки, мероприятия, которые я веду. Плюс у нас с дочкой Марфой программа «Еда на ура», а еще у меня есть Youtube-канал про родительство. Сказать, сколько часов в день я работаю, совершенно невозможно. Могу работать двадцать часов в день, а могу и ни часа.
— Как вы успеваете?
— Нужно ежедневно расставлять приоритеты. И если вам кто-то говорит, что нашел золотую середину между карьерой, личной жизнью и детьми, не верьте ему — это ложь. Никакого баланса не существует, просто есть вещи, которые сегодня приоритетные, а завтра могут быть не столь важными. Если, например, сегодня у твоего ребенка важный отчетный концерт в музыкальной школе, то ты отменишь маникюр, прическу или встречу с подругами. Но если у тебя прямой эфир на радио или какая-нибудь другая важная работа, то отправишь на концерт вместо себя няню или попросишь маму вашего одноклассника снять на видео выступление. Бывают дни, когда я только с детьми, а иногда вижу их полчаса в день и успеваю только поцеловать перед сном. И я считаю, что это абсолютно нормально. Человек создан для того, чтобы развиваться и расти, а не для комфорта и размеренной одинаковой жизни. Мне кажется, это деградация.
— Вы всегда мечтали о большой семье и большом количестве детей?
— Думаю, я решилась на троих только потому, что для меня дети являются колоссальным источником вдохновения и позитивной энергии. Конечно, они отнимают много сил, но дают гораздо больше. Я учусь у своих детей быть собой. Благодаря им я становлюсь взрослее, мудрее, интереснее, и, наверное, моя жизнь имеет гораздо больше смысла. И с каждым ребенком этот смысл приумножается. Но это не желание иметь большую семью. Это желание снова и снова видеть свое отражение в детях и видеть, чем ты от них отличаешься, и учиться у них.
— Помните, что происходило в вашей душе и в ваших мыслях, когда на свет появился первенец?
— С первенцем всегда сложнее, потому что все твои страхи, желания и отчаяние падают на этого ребенка. Тебе кажется, что твоя жизнь кончилась и началась жизнь ради ребенка. Но на самом деле, когда проходят первые метания, ты начинаешь получать такое удовольствие от общения с малышом, что это все быстро забывается. Когда родился Лука, самым сложным для меня было справиться с этим страхом за него, когда я поняла, что не могу защитить своего ребенка от плохой экологии, от злого сглаза, от какой-нибудь инфекции, от вредных солнечных лучей или чего-нибудь еще… Но это, скорее всего, был бум гормонов в моем организме. И, слава богу, мне удалось с помощью замечательных педиатров, нашей волшебной акушерки и умных людей, чьи книги я читала, достаточно быстро прийти в себя, научиться больше доверять ребенку, потому что в девяноста процентах случаев все наши страхи за него необоснованные.
— Рождение дочки и еще одного сына уже не было таким стрессом?
— С появлением второго и третьего ребенка жизнь становилась только лучше, каждый новый малыш приносил в мою жизнь какие-то новые горизонты, профессиональные в том числе. Именно Ваня стал тем ребенком, который окончательно вдохновил меня на то, чтобы сделать тему родительства основой для своей журналистской профессиональной деятельности.
— Ваши дети растут такими же творческими, как вы?
— Мои дети не являются гениями в какой-то области, но для меня они самые талантливые. Они не убиваются в музыкальной школе, не хватают звезд с неба в средней, не рвутся к золотым медалям, не являются обладателями каких-то выдающихся спортивных достижений и не встают в шесть утра на тренировки по хоккею. Они живут нормальной человеческой жизнью. Лука любит читать, Марфа несколько лет занималась в театральном кружке. Сейчас занимается фольклорным вокалом и очень просит, чтобы я отвела ее на плавание. Ванюшка пока просто наслаждается жизнью, но у него тоже прекрасный слух и голос, я думаю, что мы попозже попробуем увлечь его занятием музыкой. Конечно, он уже давно потихонечку занимается с папой карате. Наш папа — детский тренер по карате, у него достаточно много подопечных деток с четырех лет, и я думаю, что Ваня неплохо вольется в их компанию.
— Вы с дочерью ведете кулинарную программу. Каково вам вместе с ней работать?
— Это оказалось невероятно интересно, и нам очень нравится сниматься в программе. Что касается совместной работы с Марфой, то это вообще сплошное удовольствие, я совсем не ожидала, что она так легко и профессионально вольется в телевизионную жизнь. Она классный партнер, мне нравится с ней работать, она веселая, остроумная. Может выручить, если что-то идет не так. И при этом мы с ней учимся готовить.
— Хотели бы вы, чтобы кто-то из детей пошел по вашим стопам?
— Не думаю, что хочу, чтобы кто-то из моих детей стал телеведущим или увлекся тележурналистикой. Это довольно тяжелый труд, и он отнимает много сил и времени. Чтобы быть хорошим журналистом, нужно всю жизнь учиться и очень много трудиться. Мне бы хотелось их видеть самостоятельными людьми, которые способны взять на себя ответственность за себя и своих близких и быть при этом счастливыми. Мне бы хотелось видеть в них людей, которые умеют любить, которые ценят любовь к себе и уважают других людей. И мне бы хотелось, чтобы они нашли такую профессию, в которой они бы могли менять мир к лучшему. А в каком деле они станут этим заниматься, меня мало волнует.
— Лука и Марфа — редкие имена. Почему детишек назвали именно так?
— Лука назван в честь моего деда, а Марфа — в честь прапрабабушки моего мужа и в том числе в честь небесных покровителей, которым мы молимся и которые, как мы считаем, являются защитниками моих детей. Например, Лука назван в честь замечательного святителя Луки Войно-Ясенецкого. Это удивительный человек, он сидел десять лет в сталинских лагерях, был архиепископом Симферопольским и хирургом, который спас тысячи жизней, оперировал, будучи слепым на один глаз. Он написал учебник по гнойной хирургии, по которому до сих пор учатся студенты в медицинских вузах, и при этом этот человек святой: на его мощах в Симферополе происходят чудеса, безнадежные вдруг исцеляются. А Ваня у нас назван в честь Иоанна Предтечи, потому что мы ездили в монастырь и молились там о сыне, и ровно через год крестили Ваню в честь Иоанна Крестителя.
— Ваш брак с Валерием можно назвать крепким и стабильным, притом что познакомились вы в довольно легкомысленной ситуации — на съемках шоу «Секрет успеха», где ваш будущий муж был участником…
— И я в то время не желала какого-то особого общения с мужчинами, у меня была на тот момент закрытая жизнь. Но Валерий оказался первым мужчиной, который выбрал меня, который принимал все решения, который пришел и сказал: я здесь, ты можешь отпустить руки, я держу эту ношу. И с тех пор он остается моей опорой, моей каменной стеной, за которой я всегда могу укрыться, он надежный, и он настоящий мужик. Не стесняется того, что он может абсолютно все, в том числе в вопросе ухода за маленьким ребенком: может помыть попу, поменять подгузник, сварить кашу. При этом может залепить с ноги, рубить мечом, и это человек, у которого невероятно много великодушия и собственного достоинства. Самое главное, что он мне дает, — доверие. Это самое важное для нашей семьи и уж точно для брака.
— Вас не смущало в начале отношений, что супруг младше?
— Наверное, поначалу меня это смущало, но я думаю, что в данной ситуации выбирали не мы, а нас все-таки свело небо.
— Есть ли в вашей семье распределение обязанностей?
— Был момент, когда я больше работала и больше зарабатывала, а Валера занимался детьми. Сейчас у него широкая деятельность, связанная с тренерской работой, с собственным продвижением в спорте, и мы оба очень много работаем. Но дети уже взрослые, и поэтому ими часто занимаются школа и няня. Например, я не люблю готовить, и, несмотря на то что мы с Марфой ведем кулинарную передачу, у плиты чаще всего оказывается мой супруг. У нас паритетные, партнерские отношения. Каждый делает то, что может сейчас делать. Каждый готов заботиться друг о друге.
— Кто вам помогает по дому, когда вы на работе?
— У нас две няни, две бабушки, которые периодически приезжают и помогают. Есть помощница по хозяйству. Безусловно, мы уже доросли до такого образа жизни, когда можем себе позволить пригласить людей. Но я не сомневаюсь в том, что мы родили бы троих детей, даже если бы у нас не было возможности оплачивать нянь и домработниц.
— На ваш взгляд, на что нужно обратить внимание молодым людям, которые только начинают создавать семью?
— Я советую не торопиться прыгать в постель, не торопиться шить свадебное платье. Потому что нужно очень хорошо узнать своего партнера, чтобы ему довериться на сто процентов. Мужчина, от которого ты родишь ребенка, во многом определяет твою дальнейшую жизнь и жизнь твоего малыша. И сколько есть женщин, которые остаются без поддержки, без помощи, остаются униженными и избитыми, у которых отнимают детей… И происходит это потому, что они не успели, не потрудились получше узнать человека, с которым вступают в глубокие отношения.