Катя IOWA: «Если бы не стала певицей, была бы художником»
Популярная исполнительница дала эксклюзивное интервью WomanHit.ru
Вы с самого детства занимались музыкой. А когда впервые осознали, что это дело вашей жизни?
Моя мама рассказывает, что в девять месяцев я начала двигаться в такт под колыбельную из «Спокойной ночи, малыши!» И вот тогда она поняла, что у меня есть чувство ритма. А я сама осознала, что хочу музыкой заниматься в пять лет. Был такой случай, когда по телевизору показывали какое-то мероприятие — что-то вроде «Песни года», и я подошла к экрану и сказала: «Как я буду стоять с ними рядом на сцене, я же такая некрасивая!» То есть, лично для меня не было сомнений, чем я буду заниматься в будущем.
Мама тогда, конечно, удивилась, но ничего не сказала. Вообще, хотелось бы отдать ей должное, потому что она всегда поддерживала все мои даже самые сумасшедшие идеи и воспринимала меня всерьез с самого детства. И если я хотела чем-либо заниматься, то она помогала осуществлять задуманное. Помню, занималась я в районном Доме культуры и в течение года у нас были постоянные отчетные концерты, праздники. Костюмы для них нам выдавали за день до выступления, а бывало, что и в тот же день. И всегда были какие-нибудь залежавшиеся в подсобках нафталиновые костюмы, с гримом на воротничках. Мама моя отпрашивалась с работы и приводила наряд в презентабельный вид, делала мне прическу и отправляла выступать. А работала она, между тем, на трех работах, но никогда не ворчала, что, мол, мне некогда этой ерундой заниматься, иди как есть. Она всегда принимала мою самодеятельность всерьез, показывая своим примером, что все нужно доводить до конца: выучить текст песни, стихотворение, тем самым уважительно относиться к зрителю. Через призму ее взрослого понимания я тоже относилась к этому серьезно, не как к развлечению, которое завтра можно бросить.
А когда почувствовали, что стали популярной? Был ли какой-то момент в жизни, когда вы поняли, что к вам пришло признание?
Это был постепенный процесс. В свое время я участвовала в «Звездном дилижансе» — это белорусский эквивалент «Фабрики звезд», и меня периодически показывали по телевизору. Начали узнавать сначала на местном уровне в Могилеве, потом в Минске, потом в более и более широких масштабах. То есть признание пришло само, а не просто свалилось — причем, когда я была к этому готова. А вот если на тебя это просто рухнуло с неба, мне кажется, пережить такое сложно. Это самое сильное испытание — пробраться через толпу, которая орет: «Ты богиня!» или «Ты просто идеал!» Людям, у которых психика еще не сформировалась и не готова к такому, сложно с этим справиться и понять, что публика, которая сегодня ликует и готова подкидывать тебя на руках, завтра с таким же энтузиазмом будет тебя топтать. Но мне повезло: на меня ничего не падало, а приходило дозированно в свое время.
Как от тяжелой музыки пришли к сегодняшнему своему стилю?
Это произошло очень органично. Мы жили в Могилеве, и это была столица белорусского рока. Я росла на кассетах фильмов «Брат 1» и «Брат 2», а из иностранной музыки слушала Metallica и Nirvana. И сама я вращалась в кругу рокеров. Отсюда, кстати, и пришло мое имя. Я тогда общалась с группой 3 t. ON (Тритон), они играли тяжелый рок и в какой-то момент начали называть меня IOWA, тогда как раз вышел одноименный альбом от Slipknot. У меня просто не было выбора, имя прижилось. Была еще квартира-студия у моего знакомого, все мои первые песни я там записывала, а еще там же познакомилась с моим гитаристом Леней. Собственно, с Могилева и с той студии все и началось.
А сегодня откуда черпаете вдохновение?
Отовсюду: из фильмов, из музыки, из книг. Например, совсем недавно я прочла книгу «Царь Оборванец». Автор писал сам о себе, он был сказителем, преподавателем сторителлинга и учил сотрудников компаний Facebook, Pixar, и так далее. И в определенный момент он полностью остался без голоса и мог только молчать. У меня случилась переоценка ценностей после прочтения этой книги. Для меня самое страшное — потерять голос, утратить право говорить, возможность петь. Но иногда то, что кажется проклятьем, может оказаться благословением для нового тебя. Переступая зону комфорта, ты можешь найти большее блаженство и познание себя, а также познать боль других людей через свою. А это, в свою очередь, помогает написать песню, которая может тронуть миллионы. Наверное, то, что меня вдохновляет больше всего — это сильные люди. Нужно уметь слушать, потому что в каждом таком персонаже есть очень важные знания для тебя.
С вдохновением разобрались. А откуда черпаете энергию, чем заряжаетесь?
Иногда очень сильно заряжают люди — новыми идеями, которые хранятся в них. Но больше всего я заряжаюсь новыми песнями. Мы построили студию на Севкабеле, это самое тусовочное место в Санкт-Петербурге, и мы часто приходим на студию, а оказываемся в центре движухи. Концерты, фестивали, выставки! Ты спустишься пообщаться с друзьями, а потом забираешься в свой уютный домик, который мы назвали #муздума и пишешь новое. В такие моменты чувствую себя самой счастливой на земле! Самое главное, что пульс внутри этого места, непрекращающееся движение говорит тебе, что надо делать. Показывает, что вот это сейчас волнует людей и вот то актуально, и нужно писать, нельзя останавливаться, иначе оно перегорит в тебе.
У многих артистов, в том числе и музыкантов, есть свои приметы, ритуалы — перед выходом на сцену или во время записи альбомов. А у вас имеются такие?
Не-а. Все это ерунда. Приметы просто связаны с комфортом. Это как традиции, которые люди придумывают для того, чтобы оставаться в рамках чего-либо или подготовить себя к чему-то. Хотя нет, перефразирую, это не чепуха, а скорее, приемы, которые вводят тебя в определенное состояние. В таком случае мне важно быть со своими людьми, мы можем сидеть с ними в одной комнате и молчать перед концертом. Или они могут шутить между собой постоянно. И мне комфортно в этом состояние, я знаю, чего я могу ожидать от этих людей. Мне тяжело заводить новые знакомства перед концертом, потому что я отдаю свою энергию и делюсь ей, а мне важно сохранять ее, чтобы потом взорвать на сцене.
Не бывает желания все бросить и заняться чем-то абсолютно другим?
Странно, когда у людей возникает такое желание. Я всегда этому удивлялась и просто молюсь, чтобы у меня никогда такого не возникало. Я понимаю, что самое главное — испытывать жажду жизни, чтобы она била в тебе ключом. Это то, что заставляет вставать среди ночи и лететь в другой город, делать свое дело.
А если бы не стали певицей, то какую бы сферу выбрали?
Я бы рисовала. Я была бы художником, и мне кажется, плохим. Но я бы обязательно развивалась бы, обещаю. (смеется) Бессмысленно выбрать дело своей жизни и делать его из рук вон плохо.
Есть ли у вас личный рецепт красоты?
Этот рецепт красоты у всех один. От природы никуда не уйдешь. Есть такое понятие как гормоны, которые вырабатываются с 23:00 до 3:00 утра и если ты не спишь в это время, то сколько не прикладывай потом огурцы, это не спасет. Еще гормоны красоты и здоровья вырабатываются с 14:00 до 16:00 и в это время надо вздремнуть. А как тут поспишь, если у тебя интервью?
Знаю, что вы еще в мюзикле играли какое-то время. Пригодились вам какие-нибудь навыки, полученные в театре?
Да, пригодились. Я раньше всегда пыталась выдвигать себя вперед, всегда хотела сольно выступать, всегда кричала «Я!» В мюзикле я поняла, что быть частью достойного коллектива — это круто. Но сначала нужно найти людей, с которыми ты хотела бы объединиться, частью чьего голоса ты хотела бы стать. Я научилась петь в большой группе, не выпячивать свой голос, а быть наравне с остальными. Мы пели госпел-хор, это было невероятно красиво, но только при условии, что все звучат правильно — ни громче, ни тише. От тебя очень многое зависит. Вообще эту историю можно перевести на всю планету. Мы все — как маленький голос одного хора, возможно, нас не слышно, но если мы начинаем криво петь, то как ложка дегтя, портим огромную бочку меда. Поэтому важно делать свое дело хорошо. Твоя совесть — это камертон, и он подскажет, как себя вести и что нужно делать. Не прятаться за толпу, а понять, что тебе нужно принимать решения. Через это я поняла, что у меня есть голос и я могу им пользоваться. Не просто петь, а еще и говорить, влиять этим на людей. И так каждый из нас, мы все можем друг на друга воздействовать.
Чем отличается фестиваль от сольного выступления? Все-таки публика не лично ваша, а смешанная, отличается ли подход?
Мне нравится выходить каждый раз и сближаться с аудиторией. Я знаю, что в толпе всегда есть люди, которые в первый раз пришли, и я обожаю знакомиться с ними. Я не чувствую «свою» или «не свою» публику. Я выхожу на сцену и понимаю, что люди, которые собрались тут — мои люди, к третьей песне это точно проявляется. Здесь важны не только сами песни, но и отношение. Зрители чувствуют, что я хочу зажечь вместе с ними, отдать им свое тепло, встретить закат вместе и провести время как никогда.
А каково выступать в качестве хедлайнера фестиваля в рамках проекта KFC BATTLE? Груз ответственности не давит?
Для меня это, конечно, честь. Я рада, что молодежь ориентируется на нашу музыку. Мы долго искали этот звук, мы работаем постоянно над текстами, над музыкой, и я считаю, что это наша сильная сторона и довольна тем, к чему мы пришли на сегодняшний день. Поэтому мне нравится, что притягиваются единомышленники, что люди пишут свои песни. И я рада, что выбрали именно нас: за то время, которое мы работаем в музыкальной сфере, у нас появилось понимание того, что нравится публике. Не всегда, конечно, попадаешь правильно, но ты догадываешься, что может оказаться по нраву. У меня есть опыт, и я с удовольствием им готова поделиться. Если бы я в свои 16 −18 лет могла пообщаться лично и задать волнующие вопросы певице, которая набила кучу шишек и синяков на пути к успеху, мне это было бы очень интересно. Через призму чужих ошибок легко рассмотреть свои.
Какие у вас впечатления от участников фестиваля KFC BATTLE? Успели выделить для себя фаворитов?
Мне нравится, что есть талантливые люди из разных городов, и это круто. Для меня самое интересное начнется во втором этапе. А сейчас только первый закончился. Сложно судить, потому что очень много участников и замыливается глаз. Самые талантливые будут во втором этапе, ну и, конечно, в суперфинале. Я сделаю все, чтобы не упустить способных и интересных людей.
Какой у вас распорядок дня во время фестиваля? Как все вообще проходит с вашей стороны?
Мы вылетели в 12 ночи, поспали в самолете два часа, потом поспали 3 часа перед конференцией. Так себе распорядок. Идеального не бывает, и начинающие артисты должны это понимать, что совершенный режим дня у музыканта это что-то из разряда фантастики. Это вечное эмбриональное состояние в самолете и потом еще в машине, если нужно куда-то далеко до площадки ехать. Это саундчек рано утром, это три часа сна урывками в гостинице, это невозможность увидеть город, в котором ты находишься. Если из номера попадается красивый вид на достопримечательности, то считай, тур удался, так как всегда из окна гостиницы смотришь на город. Но редко бывает такое, что удается выбраться погулять.