Сергей Майоров: «Я всегда недоволен своими интервью»
Телеведущий поделился с WomanHit.ru правилами хорошего интервью
Сергей Майоров — телеведущий с солидным стажем и весьма опытный интервьюер. Многим может показаться, что в телеинтервью нет ничего сложного, тем не менее даже большие телезвезды иногда выглядят в кадре весьма нелепо. WomanHit.ru попросил Сергея сформулировать правила, по которым строится хорошее интервью. И попытался понять, следуют ли этим правилам известные коллеги телеведущего.
Правило первое. Для того чтобы быть хорошим интервьюером, нужно быть все-таки человеком образованным. Нужно много читать, нужно много смотреть, нужно много видеть, нужно много где бывать, нужно много чем интересоваться. Из самой неожиданной информации может родиться целая череда неожиданных вопросов, которые помогут раскрыть героя. Если ты пустой, то интервью не получится ни при каких обстоятельствах.
Правило второе. Не нужно играть в интервьюера. Когда журналисты приходят и начинают задавать десять заготовленных вопросов, то сразу начинается игра «в поддавки». То есть вы вопросы подготовили, а человек, у которого вы берете интервью, о них знает, и диалога у вас не получается. Искренность исчезает. Самое лучшее интервью то, которое строится в процессе разговора. С героем нужно разговаривать, а не просто задавать вопросы.
Правило третье. Сначала нужно поговорить с человеком на интересующие его темы. Если он согласился на интервью, значит, ему есть что сказать, и нужно дать ему возможность выговориться. Пожалуй, в этом и может быть некий ключ к успеху интервью. А потом можно спрашивать то, что интересно вам. Если не позволить герою выговориться, то, скорее всего, интервью не получится.
Правило четвертое. Нужно уметь слушать, что говорит герой. Сама по себе форма интервью предполагает некий статус героя. Вы же не станете человеку на улице задавать какие-то глубокие, интересные вопросы. Хотя всякое бывает, но все же ваш герой — человек публичный, интересный и актуальный. Поэтому в том, что он говорит, будет скрываться много подсказок. Необходимо услышать их, зацепиться и раскрутить тему.
Правило пятое. Это даже не правило, а подсказка: я, например, никогда не стесняюсь положить на свои колени блокнот, потому что к интервью нужно готовиться обязательно. Нужны не только общие знания о герое, нужно хорошо помнить, в каком году и что он сказал. Я выписываю себе какие-то цитаты, потому что, когда достаешь блокнот, а там что-то записано и ты периодически туда подглядываешь, это говорит о подготовке к интервью. В этом случае герой будет относиться к вам с уважением и пониманием того, что вы, во всяком случае, в курсе происходящего с ним.
Правило шестое. Никогда нельзя сидеть перед героем, скрещивая ноги или закидывая нога на ногу. У девушек ноги должны быть вместе, у юношей — в любой другой удобной для них позе. Но как только ноги перекрещиваются или нога перекидывается на ногу, то сразу возникает некая доминирующая ситуация, когда вы пытаетесь обозначить собственную территорию. Я всегда предпочитаю руки держать под ногами, сидеть на трети стула, чуть-чуть подавая тело вперед. Это для того, чтобы человек видел, что я открыт и то, что он говорит, мне интересно. Поза должна быть максимально открыта, ни в коем случае нельзя показывать свое превосходство.
Правило седьмое. Нельзя формулировать вопрос долго: как только начинаете умничать или подбирать слова, вы теряете контроль над ситуацией и отпускаете от себя героя. Вопрос должен звучать четко. Пространные вопросы — это тема для дискуссий, но не для интервью.
Я всегда недоволен своими интервью. Еще больше я бываю ими недоволен, когда вижу интервью в эфире и думаю: черт, а вот здесь такая реакция была хорошая, нужно было доспросить, дослушать, вытащить эмоцию и так далее. Но я рад тому, что у меня такая профессия, которая помогает возвращаться к любимым героям много-много раз.
Владимир Познер
Возможно, главным правилом гуру интервью можно назвать настойчивое желание Владимира Владимировича уместить сам разговор в его эфирный хронометраж. То есть ни убавить ни прибавить. И еще г-н Познер не стесняется казаться куда более интересным человеком, чем его собеседник. Наверное, это против правил Сергея Майорова, но именно за такой каприз многе Познера и уважают.
Борис Корчевников
Ведущий программы «Судьба человека» не боится добавлять в беседу щедрую дозу актерства, что для многих коллег Бориса — настоящее табу. От своих «клиентов» Корчевников тоже часто ждет не столько внятных ответов на вопросы, сколько томной исповеди на заданную тему. Видимо, жанр его программы и холодный рассудок живут на разных планетах, к великой радости поклонников этого телешоу.
Как и положено мужчине в образе рок-звезды, Юрий Дудь дает понять, что плевать ему на все правила. Он спрашивает что хочет, когда хочет и при этом не очень думает над дипломатичностью формулировок. Многих впечталяет подобная смелость, как и готовность Юрия не прикидываться слишком умным. И соответствовать, таким образом, немалой части своей аудитории.