Интервью

Вики Ли: «Ким Кардашьян никогда не станет всерьез называть себя певицей, записав пару песен»

Молодая талантливая пианистка и композитор откровенно рассказала WomanHit.ru о ситуации с культурой в современном обществе, о музыкальных конкурсах и разнице между Ольгой Бузовой и Ким Кардашьян

27 сентября 2018 13:36
10090
0
Вики Ли
Вики Ли
Фото: материалы пресс-служб

— Вики, как вы, человек с классическим образованием, смотрите на то, что сегодня чуть ли не все вдруг начинают играть в кино и петь. Вообще, что делать, если очень хочется на сцену, а таланта совсем нет?

— Сидеть и страдать. Шутка. Если говорить серьезно, в мире существует много интересных профессий. Необязательно все должны быть артистами. Но если хочется именно петь, к примеру, значит, нужно научиться это делать. Начать заниматься с преподавателем. А если ну никак не получается, человеку лучше оставить эту идею — по крайней мере так он сохранит слух окружающим. Уже хорошо.

— Но тем не менее все вокруг поют и снимаются в кино… На ваш взгляд, что сегодня творится в современном обществе с точки зрения культуры и искусства? Какие тенденции наблюдаются?

— Ситуация в стране с культурой критическая. И если с массовой все более менее сносно, то с классикой, киноиндустрией полная беда. Государство вкладывает огромные деньги в спорт, в частности в футбол, а на культурную составляющую всем наплевать. Какие зарплаты у наших профессоров в консерватории, например? Или в Гнесинской Академии? В училищах, музыкальных школах? Знаете? А я знаю. И мне стыдно озвучивать эти цифры. Многие специалисты уезжают в Европу, Америку, Азию. И правильно делают. Ради чего здесь им напрягаться? Чтобы получать копейки и вкалывать, как папа Карло? Конечно, есть те, кто остаются. Но они с трудом могут себе позволить нормально сходить в магазин за продуктами, например. А имеют звания «заслуженных артистов», доцентов, профессоров и т. д. Их практически никто не знает, они никому не нужны. Они просто тихо делают свое дело — добросовестно, вкладывая душу, взращивая культурную и духовную составляющую. А какая-нибудь бездарность, которая ни петь не умеет, не обладает в принципе никакими талантами, разве что лезть во все щели, гремит на всю страну. С такими же бездарными тупыми песнями. И массы берут в пример ее, они хотят быть такой же, как она. Это подмена понятий, это катастрофа. Дети и подростки вырастают на этих «отходах» и считают, что это норма, это высший класс. Есть еще масса примеров на эстраде и не только, я привела самый яркий. А сколько талантливых певцов, актеров, музыкантов, танцоров еле сводят концы с концами, они занимались своим делом с детства, тысячи часов, жертвовали многим, но оказались никому не нужны… Общество гниет изнутри, это деградация и самоуничтожение. К чему это приведет? К фатальным последствиям, необратимым. Люди должны осознать, наконец, что происходит вокруг.

Вики Ли - талантливая пианистка и композитор
Вики Ли - талантливая пианистка и композитор
Фото: материалы пресс-служб

— Вики, в вашей творческой копилке — выход в финал Российской национальной премии в Кремле. Каким образом это получилось?

— Мне позвонил мой менеджер и сказал, что надо подавать заявку. Честно, я сначала отказывалась, так как считала эту идею бессмысленной. Кроме того, я была уверена, что все премии плюс-минус распределены между представителями шоу-бизнеса, и все действо происходит между своими. В итоге через два или три дня мне опять позвонил менеджер со словами: «Я отправила заявку за тебя», тем самым меня ошарашив. «Ну, ок. В конце концов, я ничего не теряю», — подумала я тогда. И потом я уже забыла и про эту заявку, и про само мероприятие. В день предварительных результатов менеджер снова позвонила и сказала: "Ты в числе номинантов'. Это было очень неожиданно. Далее уже определяли финалистов, я была в их числе. Ну а позже, собственно, была сама премия. В номинации, в которой я была, победителем стал Денис Мацуев.

— А почему вы достаточно скептически отнеслись к идее отправления заявки на премию? Считаете, что в шоу-бизнесе все делается за деньги?

— Может и не все, но многое. Либо деньги, либо связи. Чаще и то, и другое. Тут даже думать много не надо. Посмотрите на эстраду, и многое станет понятно. На Западе даже представить сложно, что какая-то раскрученная «звезда» выйдет на сцену и в случае случайного отключения фонограммы не сможет спеть трех нот. Она не растеряется и споет а-капелла. За границей, если ты звезда и поешь, то петь ты умеешь на очень серьезном уровне. Если ты актриса, то настоящий профессионал. Назовите хотя бы одну голливудскую звезду, которую можно назвать бездарной. Я имею в виду настоящих артистов (актеры, музыканты, певцы), а не инстаграм-знаменитостей. На Западе тоже, конечно, многое решают связи и деньги, но какая-нибудь Ким Кардашьян никогда не станет всерьез называть себя певицей, только потому, что записала пару песен. Хотя она замужем за талантливым музыкантом и продюсером, он не пытается сделать из нее новую Бейонсе, поскольку понимает, что у жены для этого не достаточно таланта. Поэтому она просто знаменитость, звезда реалити-шоу и популярный блогер. А Ольге Бузовой, например, недостаточно просто быть блогером и ведущей, она хочет петь, быть ресторатором, дизайнером, специалистом по криптовалюте и т. д. Такие вот разные истории.

— Что в целом вы думаете о музыкальных конкурсах? Нужно ли это музыкантам и какие это дает перспективы?

— Что касается музыкальных конкурсов… Да, это неплохая возможность заявить о себе. Это одна из стратегий. Но надо понимать, что есть конкурсные профессионалы, а есть неконкурсные. Разница в их психологической составляющей. Например, у некоторых музыкантов самый «конкурсный» период — детство и юношество. У других — более зрелый возраст. Я отношусь к первой категории. Профессор Сергей Евгеньевич Сенков (декан фортепианного факультете РАМ имени Гнесиных) однажды сказал, что в какой-то период времени наступает момент, когда на самом деле ты ходишь и ходил все время по канату. В юном возрасте ты этого не осознавал, а позже ты открыл глаза и посмотрел вниз… понимаете, о чем я? Это касается конкурсов в том числе. Когда наступает тот самый момент осознания и когда ты больше не смотришь на мир прежними глазами. Те, кто это переступил, продолжают выступать на конкурсах, те, кто эту черту переступить не смог, — уже нет. Плюс, конечно, нужны стальные нервы. Это колоссальное психологическое напряжение. Не зря многие музыканты играют лучше на концертах, чем на конкурсах.

«Ситуация в стране с культурой критическая», - считает Вики
«Ситуация в стране с культурой критическая», - считает Вики
Фото: материалы пресс-служб

— Вики, у вас ведь классическое музыкальное образование, за плечами — РАМ имени Гнесиных? Почему выбрали именно этот вуз?

— В «Гнесинку» я попала после Центральной музыкальной школы при консерватории. Поступила по баллам вторым номером на бюджет, и, поверьте мне, никакая «волосатая лапа» к этому не была причастна. У меня тогда не было связей, я была обычной студенткой, просто много занималась, и мне хотелось самореализации. Я верила в свое дело. Все мои однокурсники были такими. Мы много часов проводили на репетициях, занимались после уроков на новых «Стэнвеях» (ЦМШ тогда уже была отремонтирована, переехала с Октябрьского поля в Кисловский переулок). Еще находили время на собственное творчество: кто пел свои песни, кто делал аранжировки, кто писал тексты. У нас в соседнем здании находится ГИТИС, буквально окно в окно. Помню, были случаи, и не раз, когда на дворе конец весны, мы открывали все окна в классах, что-то играли, пели, а ребята из ГИТИСа нам подпевали. Это было круто. Лучшие времена. После школы все подавали документы в основном в два ВУЗа — Консерваторию и «Гнесинку». Когда я была в выпускном классе, мой педагог, доцент Мира Алексеевна Марченко, привела меня на прослушивание к профессору Гнесинской Академии Алексею Валерьевичу Стародубровскому, и я решила, что буду поступать к нему. После окончания школы сразу подала документы в РАМ имени Гнесиных, не подавая второго комплекта в Консерваторию. Так я поступила.

— Какие пианисты вам наиболее импонируют?

— Среди любимых пианистов сложно найти кого-то одного. Все зависит от того, в каком стиле они играют, да и на протяжении времени вкусы могут меняться. Раньше, например, восхищалась Гульдом, Ашкенази, Березовским. Сейчас ближе Аргерих, Клайберн, Цимерман, Султанов, Плетнев. Из современных пианистов, пожалуй, Юнди Ли (победитель конкурса Шопена в Варшаве, 2000 года) и Люка Дебарг (лауреат 4 ой премии конкурса Чайковского, 2015 года).