Бен Аффлек: «Я никогда не переставал считать Дженнифер Гарнер своей женой»
Судя по интервью актера, угроза развода пары миновала…
Настойчивый, харизматичный, талантливый, Бен Аффлек сумел пройти путь от звания «бойфренд Дженнифер Лопес» до оскароносного режиссера и исполнителя роли нового Бэтмена, кумира миллионов. Аффлек производит впечатление человека, который точно знает, что делает, и его уверенность касается не только дел карьерных, но и любовных. Кажется, его семью с Дженнифер Гарнер миновала угроза развода. О непростых временах, выпавших на его долю, необходимости принимать ответственность и комплексе Питера Пена — в интервью.
— Бен, добрый день! Наверное, в какой-то момент многие журналисты начали задавать тебе вопрос…
— О разводе? (Смеется.)
— О нем тоже, и если ты не против, позже мы вернемся к этой теме.
— Без этого, понимаю, никуда, так что договорились.
— И все же в первую очередь хотелось спросить о твоем профессиональном статусе. Было время, когда ты почти полностью переключился на сценарную и режиссерскую работу — и очень в этом преуспел. Все-таки получить «Оскара» за свой четвертый фильм — это нечто. Кто ты сейчас — в большей степени создатель фильмов или же актер?
— К каждому делу, за которое я брался в жизни, я старался — и стараюсь — подходить с полной самоотдачей, полным пониманием того, что за этим последует. Неважно, чем я занимаюсь — я выкладываюсь на сто процентов. Собственно, сейчас, если так можно выразиться, период актерства. На ближайшие три года я занят в роли Брюса Уэйна. Надо мной подшучивают все друзья, говорят, что я буду Бэтменом, пока не вырастут мои дети. (Смеется.)
— Как ты наверняка знаешь, поклонники образа легендарного супергероя разделились на два лагеря. С теми, кто восторгается Бэтменом, все ясно. А как ты воспринимаешь острую критику со стороны представителей другого лагеря?
— Послушайте, я снимаюсь лет с двенадцати, кажется. Всю свою сознательную жизнь я провел в объективах камер, и были моменты, когда меня совсем списывали со счетов как актера — после неудачных выступлений в трех или четырех картинах подряд. Я привык, честное слово. Не то чтобы это неуважение к мнению окружающих, просто… Хотя знаете, можете назвать это и неуважением — мне, конечно, важна оценка со стороны, но всегда находятся те, кто недоволен. Ориентироваться на них глупо: поступая так, ты рискуешь погрязнуть в бесконечной «работе над ошибками». Она важна, но очевидно, что нельзя проводить такую работу по указке каждого, кто захочет высказать свое суждение.
— А как же чуткость к критике?
— Когда тебя критикует режиссер картины, в которой ты задействован, — это одно. Когда же костерить твою работу берется непрофессионал, он всего лишь высказывает свое частное мнение, к которому я не обязан быть ни чутким, ни внимательным.
— Очень смелые рассуждения. Ты прямо-таки рискуешь сократить число своих фанатов!
— Самодовольно предположу, что мои поклонники — люди умные и рациональные, не тратящие время на такую ерунду, как громогласное недовольство моей работой в «Бэтмене». Знаете, прежде чем я взялся за эту роль, меня предупреждали буквально все: «Бен, это будет непросто», «Это образ, от которого ждут многого». Поклонники персонажа очень чутко относятся к смене актеров — и это касается всех «серийных» ролей. Вспомните, каким шквалом недовольства встречали Дэниела Крейга в качестве нового Бонда. А теперь его называют чуть ли не лучшим агентом 007. Как бы то ни было, я готов к тому, что мне придется всегда доказывать свое право работать над ролью Бэтмена.
— Надо — значит надо. Это же интересно, в конце концов. Очевидно, что твои дети должны быть в восторге от папы-супергероя.
— Мой сын Самюэль, которому четыре года, уже знает, что к чему. Чертовски приятно быть отцом-героем, скажу я вам! Правда, у медали есть и обратная сторона. По какой-то причине — то ли из-за сочетания цветов на униформе, то ли еще почему-то — Сэм уверен, что курьеры из компании Fedex — Джокеры. И каждый раз, когда они осуществляют доставку, сын истошно кричит: «Папа, здесь Джокер!» Приходится давать сверху двадцать долларов на чай этим парням. (Смеется.)
— Роль Бэтмена поменяла тебя, и заметно — особенно если сравнивать с образом, который ты создал в «Исчезнувшей». Как ты готовился к роли супергероя?
— Качался как ненормальный, почти прописался в спортзале. С удивлением читал статьи о том, что я, оказывается, начал пить гормональные препараты, чтобы в короткое время нарастить мышечную массу. Хотя на самом деле мне предстояло лишь скинуть несколько килограммов — собственно, в «Исчезнувшей» я специально немного набрал вес. Чтобы выглядеть таким припухшим, чуть рыхлым, похмельным типом, который не вызывает симпатии.
— Говорят, режиссер «Исчезнувшей» Дэвид Финчер выбрал тебя за особое умение улыбаться, верно?
— Вот такое? (Смеется.) Он как-то сказал мне, что я похож на енота. Енота-ворюгу, который только что напакостил — и теперь преданно смотрит вам в глаза, искренне, чуть по-дурацки, по-простецки улыбается. Не знаю уж, зачем Финчеру была нужна такая моя улыбка, но что правда, то правда — многие отмечают, что я как-то странно улыбаюсь.
— Как тебе работалось с Розамунд Пайк?
— Она просто шикарная актриса. Ведь знаете, как бывает? Вы играете супружескую пару, тебе обязана нравиться твоя экранная жена, но связи, притяжения не возникает — и зритель все это чувствует. В «Исчезнувшей» же мы оба играли супругов, которые и любят друг друга, и ненавидят, и боятся. Особенно мой герой — он испытывает безотчетный страх перед героиней Розамунд. Она великолепно справилась с задачей напугать меня — по крайней мере, в кадре я выглядел, как кажется, вполне убедительно. (Смеется.)
— К слову, твой герой испытывает то, что, как мне кажется, не раз испытывал ты сам — он страдает от атак журналистов, превращается в эдакого «домашнего тирана».
— Совершенно верно! Ведь отношение ко мне мира во многом зависит от того, как вы представите меня своим читателям. Сколько раз я становился героем статей, от которых просто оторопь брала. И очень долгое время я по-настоящему переживал, как мальчишка, негодовал, обижался, впадал в отчаяние. «Как же им не стыдно? Как они могли представить меня в таком свете?» — думал я. В какой-то момент я превратился в дерганого мужика, который к каждому встречному относится с подозрением и затаенной злобой.
— Сейчас это поменялось?
— Безусловно. Меня испугал тот факт, что из-за СМИ и реакции людей я становлюсь похож на героя этих самых статей. Я просто выдохнул, спросив себя: «Отчего я так враждебно настроен? Почему я так переживаю?» И, не обнаружив ответа, отпустил ситуацию. Отсюда и эдакое «наплевательское» отношение к критике — мне просто надоело что-то кому-то доказывать.
— Думается, что это понимание пришло недавно. Ведь, насколько я помню, ты очень остро реагировал, например, на то, как в прессе освещали твой роман с Дженнифер Лопес…
— Мне так надоело объясняться и извиняться за отношения с Джей Ло! Вообще не понимаю, откуда столько недовольства в адрес того романа.
— Думаю, все потому, что в то время твой успех пошел на убыль, и многие винили в этом застое именно Лопес.
— Винить кого-то в том, что случаются неудачи (кроме самого себя), — это непродуктивное, инфантильное отношение. Сам я действительно связываю тот период неудач с тем фактом, что ко мне было приковано внимание чуть ли не всех мировых СМИ. Куда бы я ни шел, где бы ни появлялся, везде возникали папарацци, которым был интересен даже не сам я, а то, нет ли поблизости Дженнифер. Из перспективного сценариста и успешного дебютанта, каким я стал после «Умницы Уилла Хантинга», я превратился в зазнайку и выскочку, любовника Джей Ло и посредственного актера, который несколько раз подряд выбрал не те картины. Да, сейчас я осознаю, что сравнения с «Умницей» выдерживали далеко не все мои роли, но… За это я тоже не планирую оправдываться! В конце концов я действительно с большим энтузиазмом и любовью работаю, снимаюсь — пусть моя фильмография и не может считаться образцовой.
— Зато после «темной полосы» ты явно вступил на светлую сторону. Благодаря чему?
— Сошлось все, хотя мне приятно думать, что удача — результат трудов, а не стечения обстоятельств. Прежде всего я встретил Джен (супругу Аффлека актрису Дженнифер Гарнер. — Прим. авт.). Я стал отцом. Решился пойти в режиссуру. Риск — дело не только благородное, но и заряжающее энергией. Рано или поздно он окупится, но нужно заранее быть готовым к последствиям. Мне повезло, что последствия этой авантюры оказались приемлемыми.
— «Приемлемыми»? О чем ты! «Операция «Арго» признана и зрителями, и критиками. Ты сейчас просто скромничаешь?
— Ну, мне действительно нравится, что у меня вышло. Я был ошарашен наградами, особенно «Оскаром». Мне казалось, что про «Арго» надо рассказывать, его надо объяснять, эта картина — не из тех, что сами себя продают. Политический триллер — жанр не самый популярный у нас в стране. То, что публика так тепло приняла фильм, — сюрприз.
— Расскажи, почему ты выбрал своей темой политику? В роли режиссера, который способен рассказать зрителям такую историю, тебя никто не представлял.
— Прежде всего я немного разбираюсь в политологии. Во время своей непродолжительной учебы в Университете Вермонта специализацией я выбрал как раз Ближневосточный регион и его стратегии внешней политики. Звучит ужасно скучно и совершенно неподходяще для «Оскара», верно?
— Бен, ты обещал рассказать о своем союзе с Дженнифер Гарнер. Поговорим об этом?
— Сейчас уже да. В том смысле, что некоторое время назад мне было слишком тяжело рассказывать о нашем браке с Джен.
— Что поменялось сейчас?
— Я немного успокоился. А еще сейчас, я надеюсь, Джен простила меня. По крайней мере я сделал для этого многое — и не планирую останавливаться. Настоящий крестовый поход за доверием, которого я лишился.
— Ты — один из немногих голливудских супругов, которому, похоже, удалось восстановить доверие в браке после громкого скандала, связанного с изменой. Как у тебя получилось?
— Моя жена — а я никогда не переставал считать Дженнифер своей женой, даже тогда, когда мы сняли кольца и перестали жить вместе, объявив о скором разводе, — так вот, моя жена удивительная. Она стоит того, чтобы за нее бороться. И она не заслуживает обмана и предательства. Так вышло, что мы стали объектом для охоты журналистов всех мастей, и я всячески старался оградить ее и наших детей от этого прессинга. Конечно, не всегда выходило. Я просто был рядом, даже тогда, когда это казалось странным, неуместным, неправильным. Даже тогда, когда она не хотела видеть меня рядом. Иногда я опасался, что меня объявят сталкером.
— ?
— Звучит очень эгоистично, но мне была невыносима мысль, что Джен может понять, что без меня ей лучше. Поэтому я старался не дать ей такой возможности. (Улыбается.)
— Прости, но складывается ощущение, что до этого инцидента над вашими отношениями работала исключительно Дженнифер, и только теперь ситуация изменилась.
— Что ж, признаюсь, так оно и было. Помню, как я понял и принял все свои промахи. Это было после достаточно откровенного интервью Джен, сразу после того, как мы объявили, что планируем развод. В той статье она делала мне множество комплиментов, отзывалась обо мне тепло, нежно — и в этой нежности и спокойствии я увидел, что она готова двигаться дальше, без меня. Мне больно об этом говорить, но я оказался плохим мужем для такой хорошей жены. Но, как и полагается взрослым людям, я готов нести ответственность за свое поведение и исправлять ошибки, которые сам же и допустил.
— У вас с Дженнифер Гарнер трое детей. Как они переживали кризис вашего брака?
— Очень надеюсь, что вся эта шумиха, скандалы и интриги прошли мимо них — по крайней мере я знаю, что Дженнифер сделала для этого все возможное. Я признателен ей за то, что в самые сложные моменты она давала мне возможность быть рядом с детьми — мы проводили вместе праздники и дни рождения, даже тогда, когда наш союз висел на волоске. Что говорить: она позвала меня на Рождество в разгар трудностей. Джен — мудрейшая женщина, каких мало. Только сейчас я в полной мере осознаю, что именно она спасала — и спасает — нашу любовь.
— Ты, что называется, многодетный отец. Тебе нравится эта роль?
— Я стал отцом в сознательном возрасте. Когда тебе двадцать лет, и ты одинок, весел, — это нормально. Когда тебе за тридцать, но ты все еще одинок и без детей, очевидно, у тебя начинает развиваться комплекс Питера Пена — эдакого вечного мальчишки, который боится взрослеть. Но жизнь устроена таким образом, что так или иначе, рано или поздно, ты обязан будешь возложить на себя груз ответственности за очень и очень многие вещи.
— Сейчас ты крайне успешный и востребованный как актер, так и режиссер. К слову, твой друг Мэтт Дэймон также пребывает на волне успеха. Скажи, мучила ли тебя профессиональная зависть в тот период, когда ты переживал не лучшие годы — а карьера Дэймона набирала обороты?
— Если вы задаете этот вопрос, то совершенно точно знаете, что я крайне ревнивый в вопросах успеха человек. Увы, но можно даже сказать завистливый. Но Мэтт — единственный, кому я никогда не стану завидовать. Вы же знаете, он мой лучший друг, близкий, родной человек, тот, с кем мы прошли огонь, воду и медные трубы. Я всегда говорил: если когда-нибудь я проснусь в отеле с мертвой проституткой, первый, кому я стану звонить в панике и за помощью, — это Мэтт.
— Не было периодов отдаления, отчуждения? Все-таки у тебя очень непростой характер.
— Мне повезло: меня окружают удивительные люди. Что Дженнифер, что Мэтт — они очень терпимы к моим вспышкам недовольства, гнева, неуверенности в себе! Мэтт отходчивый, потрясающе добродушный парень, который обладает великолепной чертой характера — он сводит на нет все наши конфликты и ссоры. Он самый начитанный и умный человек, кого я знаю. И в конце концов я попал в кино исключительно благодаря Мэтту.
— Ты романтик или прагматик?
— Мне хочется думать, что романтик, — но из-за своего дурацкого характера проявляется это редко, только в критические моменты. Например, недавно я подарил Джен кольцо с бриллиантом — уже расставшись, мы отмечали очередную годовщину нашей свадьбы. Во мне просыпается страсть к красивым жестам и подкупающим действиям исключительно тогда, когда ситуация практически зашла в тупик. Но могу совершенно точно сказать, что секс на одну ночь вообще не для меня. Такие приключения опустошают, заставляют чувствовать себя отвратительным циником. В этом смысле я точно романтик.
— Очевидно, все свои недостатки ты, как говорится, знаешь в лицо и работаешь над собой. Сложно ли меняться на сорок пятом году жизни?
— Еще как сложно! Каждый шаг на пути к новому Бену — это борьба с собой, непримиримая и бесконечная. А самое обидное — неважно, насколько ты в итоге поменялся. За все, что я совершил до этого, придется заплатить — так устроена жизнь. Меня ждет долгая расплата, и меня это, безусловно, пугает.
— Расскажи о самом важном уроке, который преподнесла тебе карьера в кинематографе?
— Слава и популярность — всегда контракт с дьяволом, за который ты будешь расплачиваться своей личной жизнью.
— А каковы твои главные надежды и ожидания? Я говорю сейчас именно о профессиональной сфере.
— Учитывая, что никогда в жизни я не представлял себя никем, кроме как актером, все мои чаяния и стремления касаются качества моей работы. И именно режиссерский опыт позволил мне по-другому посмотреть на тонкости актерской игры. Я хочу быть лучше, еще лучше, как можно лучше.
— Ты зарабатываешь миллионы, получил все мыслимые награды и признание критиков. Чего еще желать?
— Хочу, чтобы мой сын никогда не ставил во главу угла деньги — и поэтому хочу оправдаться за те времена, когда сам снимался исключительно за гонорары. Вроде бы ничего стыдного, да?