Киномафия: Фрэнсис Форд Коппола и его знаменитые родственники
Один из столпов голливудского кино сегодня отмечает 85-летие
Фрэнсис Форд Коппола, который 7 апреля отмечает свое 85-летие, один из столпов голливудского кино. У него десятки Фильмов, но прославил его «Крестный отец». Возможно, история главы мафиозного клана столь трогательна потому, что самого режиссера очень волновали проблемы семьи.
Будущий мэтр появился на свет в Детройте (США) и свое второе имя получил в честь Генри Форда. Не только потому, что тот был его знаменитым земляком, но и потому, что
отец Фрэнсиса, Кармине Коппола, работал в оркестре знаменитой автомобильной компа-
нии музыкантом и аранжировщиком. А мать, Италия Коппола, была актрисой и родила сына в медицинском учреждении Генри Форда. В общем, с гением автомобилестроения режиссера многое связывает. И даже принцип: не унывать и не опускать руки после неудачи. Ведь в послужном списке создателя «Крестного отца» оглушительные успехи сменялись не менее яркими провалами.
«Мне хочется фильмов, задуманных как настоящее произведение искусства. Сложных, обращенных к более глубоким проблемам, чем гонка двух полицейских друг за другом на автомашинах», — так он говорил. Но после Фрэнсиса останутся не только его работы. У него большая семья, и каждый второй связан с миром кино. Жена Элинор — режиссер, сценарист, сын Джан-Карло — актер, другой сын Роман — режиссер и сценарист. Дочь Софию Копполу и представлять не нужно. А еще племянники — актеры Николас Кейдж и Джейсон Шварцман. Сестра — актриса Талия Шир. Однако отношения не всегда и не со всеми были гладкими и ровными.
Первые университеты
В детстве произошло событие, которое сильно повлияло на Фрэнсиса, — он заболел полиомиелитом. Несколько месяцев полупарализованный мальчик находился в четырех стенах. И будучи лишен общества сверстников, развлекался тем, что снимал на восьмимиллиметровую родительскую кинокамеру свое кино. К тому времени семья переехала в Нью-Йорк. Мать блистала на сцене, отца приняли в оркестр нью-йоркского Radio City Hall, а позже — в оркестр радиокорпорации NBC.
Творческая среда формировала вкусы юного Копполы. В колледже он сочинял стихи для школьных мюзиклов, увлекался музыкой — играл на тубе и даже получил стипендию Нью-Йоркской военной академии. С не меньшим энтузиазмом принимал участие в постановках домашнего кукольного театра, а прочитанная в шестнадцатилетнем возрасте пьеса «Трамвай 'Желание» окончательно определила выбор профессии. Он отправился изучать театральное искусство в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе.
Там же произошла его встреча с Роджером Корменом, который был известен «адаптаци-
ей» зарубежных фильмов для американского проката. Именно он доверил молодому режиссеру написать английский диалог советского фантастического фильма «Небо зовет». Но Коппола пошел еще дальше, превратив картину в настоящий ужастик под названием «Битва за пределами Солнца». После чего принялся уже за самостоятельную работу — и это тоже был хоррор «Безумие 13», снятый за три летних дня и принесший ему встречу с будущей женой Элинор Нил. На этой картине она работала художником-декоратором.
Дела семейные
«Секрет долголетнего брака — не разводиться» — так охарактеризовал свои длительные отношения Коппола в телеинтервью. Это было десять лет назад. И пара до сих пор вместе. «Если люди не ладят между собой, ну не нравится вам человек, с которым вы в браке, то тогда нужно искать выход. Но в моем случае я всегда любил свою жену и восхищался ей, так что для меня нет такой проблемы», — заявил режиссер.
Критики считают, что, обладая своим оригинальным творческим почерком и будучи успешным режиссером-документалистом, Элинор, тем не менее, в течение долгих лет оставалась в тени знаменитого мужа. Она посвятила ему два своих фильма «Эпилог: тридцать лет спустя» и «Сердце тьмы: апокалипсис режиссера», в которых откровенно
рассказала не только о том, как мэтр создавал свои шедевры, но и о трудностях, которые переживала их семья.
Трагедией стала смерть их первенца, Джан-Карло, в мае 1986 года. Молодому человеку было двадцать три года. Вместе со своим приятелем Гриффином О’Нилом он катался на скоростном катере. Парни решили пройти между двумя лодками, не зная, что те соединены буксировочным тросом. О’Нил успел пригнуться, а Джан-Карло ударило, и он погиб. К тому времени сын Копполы уже снялся в нескольких его фильмах. Он так и не увидел свою дочь Джию, которая появилась на свет спустя несколько месяцев. Девушка продолжила творче скую династию и стала режиссером.
Второй сын Копполы Роман также сделал успешную карьеру за камерой, хотя его основное внимание было сосредоточено на написании сценариев. Но, говоря о детях режиссера, прославивших фамилию, прежде всего приходит на ум София. Еще младенцем Фрэнсис снял ее в первой части «Крестного отца», а позже в эпизодических ролях в фильмах «Изгои» и «Бойцовая рыбка». А в 1990 году отдал любимице роль дочери дона Корлеоне Мэри в «Крестном отце−3». За что получил по полной от критиков. Игру Софии единодушно раскритиковали, называя «фатальным изъяном»
картины и упрекая режиссера в кумовстве. Вероятно, это повлияло на то, что впоследствии девушка отказалась от актерства в пользу режиссуры, создав такие незаурядные фильмы, как «Девственницы-самоубийцы», «Трудности перевода» (получивший «Оскар» за лучший сценарий) и «Мария-Антуанетта».
«Мой отец был моим лучшим другом и учителем. До сих пор он во всем поддерживает
меня. Конечно, отец дает мне советы. Часто на свой лад. Он не в обиде. В конце концов,
у него есть шанс реализовать идеи в своих собственных работах», — рассказывала Со-
фия в интервью. Ну а сам режиссер весьма лестно отзывается о профессиональных достоинствах «своей малышки»: «Я понимаю, что моя дочь София в каком-то смысле более успешна, чем я, и людей больше интересует, что она собирается делать
дальше. Так и должно быть».
Родствнные души
Вместе с тем обвинения в кумовстве не лишены оснований. Ведь в той же трилогии про главу мафиозного клана помимо дочери режиссера снималась и его сестра Талия Шир. Она получила роль Конни Корлеоне, единственной дочери Вито, за которую была номинирована на «Оскар».
Роман Коппола сыграл маленького Сонни Корлеоне. А получил заветную статуэтку
за лучшую оригинальную партитуру отец Фрэнсиса Кармайн Коппола. Именно его
саундтреки поражают наш слух в этой драматичной истории про отцов и детей. Пожалуй, единственный из знаменитых родственников режиссера, кто не удостоился чести попасть в это кино, — Николас Кейдж. Хотя он и просил дядю дать ему роль Винсента Корлеоне. «Я думаю, что мог бы сыграть эту роль… это был фильм, в который меня не пустили и в котором я действительно хотел сниматься», — вспоминал Кейдж. Вообще, отношения дяди и племянника достаточно сложные. Еще в пятнадцатилетнем возрасте Николас, мечтавший об актерской профессии, умолял Фрэнсиса устроить ему кинопробы. Ответом было гробовое молчание. Талантливому парню предстояло самому пробиваться в киноиндустрии, и он даже принял решение отказаться от знаменитой фамилии,
взяв псевдоним Кейдж. Вместе с тем актер признавался, что всегда восхищался своим
прославленным родственником: «Я благоговел перед ним и хотел его одобрения. Мне нравилось, как он жил своей жизнью». Однако Николас был занят в таких фильмах дяди, как «Бойцовая рыбка», «Клуб 'Коттон» и «Пегги Сью вышла замуж».
Вызов
Среди воротил киноиндустрии Коппола прослыл неудобным режиссером: всегда настаивал на своем, не укладывался в бюджет и сроки, чем раздражал продюсеров. Одним из таких фильмов, отнявших три года его жизни, едва не разоривший и чуть не приведший к разводу с женой, стал «Апокалипсис сегодня». С самого прибытия съемочной группы на Филиппины все пошло не так. Началось долгое восстание аборигенов. Учитывая опасность, актеры попросили повышенных гонораров. Всех превзошел любимчик режиссера Марлон Брандо, который потребовал, чтобы
ему платили миллион долларов в день. Еще одна звезда — Деннис Хоппер, спасаясь от стресса, подсел на наркотики, а у исполнителя главной роли Мартина Шина
случился инфаркт. «Я действительно чувствовал себя на съемочной площадке как на войне, — говорил Коппола. — За каждый отснятый кадр мне приходилось по-настоящему сражаться с судьбой». Деньги закончились быстро. Фрэнсису пришлось вложить свои
семь миллионов долларов и заложить дом, чтобы закончить проект. А впереди были еще почти два года постпродакшна. Коппола собрался продавать машину и звонил внезапно разбогатевшему другу Джорджу Лукасу, чтобы получить поддержку. Эта картина
принесла создателю триумф — вместе с финансовым провалом. Но ради своих фильмов режиссер всегда был готов идти на риск. Сегодня ничего не изменилось. Вот и продал часть своих виноделен, чтобы вложить сто двадцать миллионов в свою новую картину «Мегаполис» — и, как заявил сам, ему «плевать на финансовые последствия». «Не то чтобы $120 млн — это все, что у меня есть. Я многое завещал всем своим детям. И главное, что я дал им, — это их ноу-хау и их талант. У них не будет проблем». Картина об архитекторе Серже, который хочет превратить Нью-Йорк будущего в утопический центр мира, выйдет в прокат в 2024 году. Посмотрим, есть ли еще порох в пороховницах у Форда Копполы.