«Формула четырех 'А»«: психолог проанализировала записку 'пермского стрелка»
Татьяна Наконечная уверена: с первых строк письма можно предположить, что автор — психопат
Тимур Бекмансуров, устроивший стрельбу в здании Пермского госуниверситета и убивший шесть, в результате которой погибли 6 человек, оставил в соцсети записку. Проанализировать ее «Московский комсомолец» попросил психолога Татьяну Наконечную. Специалист считает, что с первых строк письма можно предположить: автор является психопатом.
Психопата, по словам эксперта, можно определить по яркому набору симптомов: полное отсутствие эмпатии, склонность к манипулированию окружающими, импульсивность, агрессивность, самовлюбленность, тяга к власти и обману.
Все эти маркеры явно прослеживаются в записке 18-летнего Бекмансурова. Однако есть в этом послании и фразы, которые заставляют предположить у молодого человека куда более серьезное расстройство психики — шизофрению.
Для постановки этого диагноза иногда используют так называемую «формулу четырех 'А»«, введенную психиатром Эйгеном Блейлером: алогия, амбивалентность, аутизм и аффективная неадекватность.
Алогия – ход мыслей, лишенный логики.
Бекмансуров пишет: 'Я заприметил этот вуз еще в 9-м классе… Большое количество корпусов… Да и сама локация выглядит неплохо, куда лучше, чем гнилые хрущевки вокруг».
И следом добавляет: «Не могу исключить и того, что меня могут задержать. Ха, тогда я окажусь тем еще неудачником». При внешней логичности — «задержат — посадят — я неудачник» — формула лишена логики с самого начала.
Амбивалентность — это когда в голове человека уживаются установки с прямо противоположным содержанием.
Бекмансуров пишет: «Школа была слишком неприятным местом для того, чтобы провести в нем последние десять минут своей жизни».
И следом прямо противоположное:
«Я сам решил подождать для того, чтобы увидеть результаты ВВК. По итогу в армию меня, к сожалению, не забрали».
То есть с одной стороны стрелок ненавидит школу, а с другой — переживает из-за того, что его не взяли служить в армию.
Аффективная неадекватность — как объясняют психологи, у людей с шизофренией часто наблюдается так называемая эмоциональная тупость — они становятся совершенно непрошибаемы по отношению к бедам и страданиям окружающих. Если верить написанному Бекмансуровым, его пронять могли только очень сильные переживания окружающих, причем только негативные:
«Всегда было сложно общаться с людьми, непонятны их эмоции. Что уж держать в тайне, еще со времен начальной школы я понял, что мне нравится причинять людям боль. Их страдания, страх на лицах — эти эмоции я понимал, ведь они были искренние».
Аутизм — больной шизофренией человек уходит в себя, рвет прежние социальные связи. Его круг контактов сжимается. Сначала отсекаются знакомые и коллеги, затем лучшие друзья, потом он перестает общаться даже с семьей. Вот и Бекмансуров описывает похожую картинку: «К концу мая стал понимать, что мне все труднее себя контролировать. Решил меньше контактировать со своим кругом общения, с некоторыми людьми вовсе прекратил общение, так как казалось, что я могу причинить им вред».
Кстати, здесь тоже прослеживается амбивалентность: он и хочет смерти всем окружающим, и одновременно пытается защитить их от самого себя.
Эти моменты специалисты называют «минус-симптомами» — то есть показатели того, что постепенно поведение человека становится все менее адекватным. Существуют и так называемые «плюс-симптомы». В случае с шизофренией это галлюцинации, бред и состояние дереализации — когда человеку кажется, будто все происходит во сне. Эти маркеры тоже присутствуют в записке.
«Все вокруг выглядит так искусственно, как во сне, словно я наблюдаю за действиями моей оболочки от третьего лица», — пишет Бекмансуров, намекая на нереальность происходящего.
А к галлюцинациям специалисты причисляют и возможные слуховые — звон в голове, о котором пишет Тимур: «Каждый день является повторением прошлого, все начинается со звона в голове».
Также по теме:
«Это огромная беда»: галерея в память о жертвах «пермского стрелка»