Дать ремня: имеют ли родители право наказывать своих детей
Михаил Хорс, практикующий психолог, лауреат премии «Золотая Психея», напоминает: потакание любым желаниям своего дитяти приводит к тому, что он абсолютно не готов к реалиям взрослого мира
Сегодня уже кажется дикостью, что в относительно недавнем прошлом ремень был неотъемлемым атрибутом воспитания ребенка. Многие родители 40—50 лет назад, и глазом не моргнув, наказывали детей физически, совершенно не испытывая мук совести или чувства вины. Давайте же разбираться, что такое наказание и имеет ли право родитель наказывать своего ребёнка.
По словарю В. Даля, наказание — это мера воздействия против совершившего преступление, проступок. В этимологических же словарях можно увидеть, что слова наказать и сказать однокоренные. Это означает, что наказанием мы хотим человеку что-то сказать, то есть даем ему наказ.
В последнее время все больше получает популярность теория, что наказание по отношению к детям неприемлемо, и, если родитель не может договориться с ребенком на словах и применят свою родительскую силу и власть, то он плохой. Однако важно понимать, что наказание бывает двух типов: ограничения в чем-то и физическое воздействие.
Может ли родитель шлепнуть ребенка по попе в наказание за какой-то проступок — это решает каждый для себя сам. Но очевидно, что применение физического воздействия на ребенка чаще всего является следствием потери контроля над эмоциями, а не холодного расчета. Поэтому стоит сначала научиться управлять своими эмоциями, а потом уже принимать решения о телесном наказании.
Конечно же, я ни в коем случае не призываю к физическому насилию над детьми. Но я и многие мои коллеги видим сейчас среди молодежи довольно серьезную проблему, которая является следствием именно отсутствия наказаний-ограничений в воспитании. Ведь адепты безнасильственного воздействия, зачастую, уходят в крайность, которая негативно сказывается на становлении личности ребенка. Полное отсутствие наказаний вплоть до снятия разумных ограничений, всецелое потакание любым желаниям своего дитяти приводит к тому, что, подрастая, он абсолютно не готов к реалиям взрослого мира.
Действительность соткана не только из радужных цветов, в ней присутствует ограничения, боль, конкуренция, агрессия. Если человек не научился взаимодействовать со всем этим в детском возрасте, то уже в подростковом он начинает испытывать страх реальности, злость на неё, ведь его воспитывали в тепличных условиях и не подготовили ко взаимодействию с нормальными живыми людьми, которые, оказывается, могут ограничивать, проявлять насилие, в том числе иногда и физическое.
По этой причине сегодняшняя эпидемия молодежной депрессии захватывает мир. Хорошо образованные, начитанные, знающие по несколько языков 20 — 25-летние мальчики и девочки пытаются сбежать от своего болезненного восприятия реальности в компьютерные игры, алкоголь и наркотики. А родители, которые приводят их на приём к психологу расстроенно удивляются, дескать, ни в чем не отказывали, давали все самое лучшее, а он…
Чтобы этого не произошло, в воспитании ребенка важно соблюдать гармонию между двумя видами родительской любви: дающей и ограничивающей, нежной и строгой. Крайности, чаще всего, травматично сказываются на будущем маленького человека, а вот гармоничная серединка даёт полноценное развитие. Если же родитель увлекается только кнутом или только пряником, это приводит к снижению эффективности, жизнеспособности и успешности будущего взрослого.
А что делать, если вы все-таки сорвались, в гневе накричали на свое чадо или даже применили к нему физическое воздействие? В данной ситуации важно осознать, что чувство вины и стыда, которые вы испытываете, являются компасом, показывающим направление к вашим ценностям. Но если эти чувства присутствуют хронически, они никак не помогут исправить ваш поступок и выстроить более гармоничные отношения с ребенком. Постарайтесь простить себя за прошлое, даже если вы повели себя не так, как считаете правильным. Направьте силы на развитие навыков контроля над своим поведением и эмоциями вместо того, чтобы сжигать их на переживания событий, которые уже невозможно изменить.
И напоследок, помните, что готовы× 100% эффективных универсальных инструментов воспитания детей не существует. Рассмотрите процесс взаимодействия с ребенком как череду экспериментов, которые со временем дадут понимание, как лучше общаться именно с вашими детьми.