Личность

Золотой человек: как продать себя дорого на собеседовании

Бизнес-коуч Жанна Лурье рассказывает, как понравиться работодателю и заставить его платить много

6 марта 2019 17:00
54936
0
Как продать себя дорого на собеседовании?
Как продать себя дорого на собеседовании?
Фото: Pixabay.com/ru

Шаг 1. Говорите о себе и своей работе с азартом

Нет ничего скучнее, чем читать рядовое резюме рядового менеджера отдела продаж. А общаться с кандидатом, который умирает от тоски, рассказывая о своем образовании и опыте работы, даже если работа, действительно, совсем не творческая, — настоящее испытание для эйчара.

Ваша задача — на собеседовании найти самое интересное и необычное в своей профессии. Это не значит, что нужно рассказывать в красках о том, как вы отмечали корпоративный Новый год. Это значит, что если вы занимались продажами, у вас наверняка были клиенты, которые запомнились. Люди, которым вы действительно помогли.

Представьте, что вам дали задание — написать роман о своей работе.

Шаг 2. Выбирайте действие

Описывая свои личные и профессиональные компетенции, делайте это конкретно и измеримо, уходите от шаблонных фраз. Используйте глаголы действий: достиг, увеличил, добавил, расширил, минимизировал и другие. Глагол — это измерительная метрика, а заодно факт достижения вами конкретного результата. Расскажите о своем вкладе в развитие компании, где трудились, или участии в реализации бомбического проекта. Не забывайте о цифрах — эйчары нередко хорошо воспринимают информацию в цифрах. Расскажите, насколько процентов вам удалось увеличить продажи или снизить издержки.

Помните о том, что любой человек, в том числе и тот, который вас собеседует, способен эффективно усваивать информацию только первые две минуты. Постарайтесь уложить в них основные достижения и карьерные вехи.

Описывая свои личные и профессиональные компетенции, используйте больше глаголов
Описывая свои личные и профессиональные компетенции, используйте больше глаголов
Фото: Pixabay.com/ru

Шаг 3. Проявляйте осведомленность

На тан Рот шильд сказал: «Кто вла де ет ин форма ци ей, тот вла де ет ми ром». Вам пока надо завладеть компанией-работодателем. Проведите информационную разведку, узнайте о ней как можно больше. Эту информацию можно и нужно грамотно использовать на собеседовании.

Что стоит знать:

- Сайт компании.

- Конкурентов компании. Найдите в интернете 2—3 аналогичные фирмы, проведите мини-аудит их деятельности (чем отличаются от компании потенциального работодателя, в чем плюсы и минусы).

- Сопоставив эти данные, постарайтесь найти конкретные моменты, функции, проекты, где могла бы пригодиться ваша экспертиза.

- Уточните формат и время собеседования.

- Какие документы нужны.

- Дресс-код компании.

- Как лучше добраться.

Высший пилотаж — узнать немного о личных предпочтениях интервьюера. Это вполне возможно: через общих знакомых, которые работают в вашей сфере, или социальные сети. В разговоре можете смело ввернуть, что, например, любите йогу или Сальвадора Дали, если ими увлекается собеседник.

Шаг 4. Вооружитесь ответами на вопросы

Как правило, вопросы однотипны и предсказуемы:

- Как давно вы в поиске?

- Почему уволились с прежнего места работы?

- Почему так часто меняете работу?

- Ваши сильные и слабые стороны?

- Как вы видите себя через 1, 3 и 5 лет? А в долгосрочной перспективе — через 10 лет?

- Почему вы хотите работать в нашей компании?

- Почему мы должны взять именно вас на эту должность?

Ложь нежелательна, но и рассказывать, что работу вы ищите уже полгода, не стоит. Равно как и то, что с предыдущей работы уволились, став зачинщиком корпоративного скандала или не поладив с боссом.

Ответы готовьте, ориентируясь на специфику компании. Не поленитесь забить в поисковике отзывы сотрудников о компании, убедитесь, что ее нет в списке «черных работодателей».

Не забывайте о чувстве юмора, которое является показателем интеллекта.

Не критикуйте бывших коллег, ведь любой коллектив должен быть командой единомышленников
Не критикуйте бывших коллег, ведь любой коллектив должен быть командой единомышленников
Фото: Pixabay.com/ru

Шаг 5. Презентуйте себя!

Сразу скажу, что самопрезентация вас не продает, она просто о вас рассказывает. Тут нет конкурентоспособного предложения. До вас уже было 10—20 человек с аналогичной историей.

Продающая самопрезентация — это краткая информация о вас, ваших компетенциях, уникальном конкурентном преимуществе и уникальном торговом предложении (УТП). Вы — тоже товар.

Так что берите инициативу в свои руки! Соберите информацию о компании и конкурентах, разработайте для работодателя классное уникальное торговое предложение. Если у вас не было возможности узнать о «болях» или проблемах компании, прямо на собеседовании почувствуйте удобный момент и спросите. Подумайте и озвучьте, что вы можете сделать в этой ситуации.

Обязательно потренируйтесь дома перед зеркалом. Расскажите себе свою «продающую самопрезентацию» в зеркало 7 раз, затем своим близким 3 раза.

Шаг 6. Не транслируйте негатив!

Злобных нытиков не любят нигде. Когда кандидат начинает подрывать авторитет экс-коллег, очернять работодателя или своего непосредственного руководителя, это прекрасно раскрывает его личные и профессиональные качества.

В любой копании есть корпоративная культура и коллектив. В идеале — это команда единомышленников, объединенная одной целью. Мало кто согласиться приютить сплетника и ябеду, который, в случае увольнения, поступит с новой компанией так же.

Всегда относитесь с уважением к прежнему месту работы, оно вас кормило на протяжении какого-то времени.

Критикуя бывших коллег, вы никогда не заслужите уважение новых.

Шаг 7. Держите руку на пульсе

Многие рекрутеры обладают знаниями в области психологии влияния и умеют управлять вниманием и поведением кандидата. Нередко они провоцируют определенные реакции, создавая двойственную ситуацию, или задают коварные вопросы. Я знаю одну компанию, где соискателю предлагали выбрать три стула, один из которых был сломан. Зачем? Чтобы сразу понять, что кандидат — неудачник, если он выберет сломанный вариант.

Поэтому долой эмоции, интервью — это просто игра. Ваша цель — продать себя дорого. Внимательно следите за тем, что и как говорит рекрутер. Он ничего просто так не спрашивает. Старайтесь держаться максимально спокойно и уверенно. Отвечать четко на вопросы, не вдаваясь в детали. Если он захочет уточнить какие-то моменты, он обязательно вас попросит рассказать об этом более подробно.

Не нервничайте и, заявляя собственную стоимость, всегда берите выше средней зарплаты по рынку
Не нервничайте и, заявляя собственную стоимость, всегда берите выше средней зарплаты по рынку
Фото: Pixabay.com/ru

Шаг 8. Задавайте правильные вопросы

Спросите о стратегических планах компании на ближайшее и не очень время. Как будут проходить следующие этапы отбора и собеседования. И когда ожидать результата интервью.

Это покажет работодателю вашу заинтересованность в компании, готовность принимать участие в развитии, раскроет вашу мотивацию и деловой подход к работе. Инициатива, которая исходит от вас, позволит увереннее требовать достойной зарплаты.

Шаг 9. Вы стоите столько, во сколько сами себя оцениваете

У вас не получится продать себя дорого, если вы полагаете, что «ничего особенного не делаете», вам «еще учиться и учиться», и хороших денег вы не стоите. Пора прощаться с комплексом самозванца. Заявляя собственную стоимость, всегда берите выше средней зарплаты по рынку, но так, чтобы работодатель мог торговаться и немного сбить ее, полагая, что совершил выгодную для себя сделку.