Женские слабости Маргарет Тэтчер
WomanHit.ru приоткрывает завесу тайны над личной жизнью знаменитой «железной леди»
В народе она получила прозвище «железная леди». За сильную волю, непреклонный характер и верность своим убеждениям. Маргарет Тэтчер стала первой в истории Европы женщиной — премьер-министром. Она возглавила правительство, когда страна находилась на грани катастрофы. Поставила инфляцию под жесткий контроль, ограничила власть профсоюзов, сократила программы социальной помощи и уменьшила влияние государства в рыночной сфере. О ее политической карьере написаны десятки книг, сняты фильмы. Но о личной жизни Мэгги, как называли ее британцы, известно немного. Какой же она была вне своего легендарного кабинета на Даунинг-стрит, 10?
Дочь Маргарет, Кэрол, стала журналисткой. В свое время ее книга «За парапетом» наделала немало шума. В ней девушка вспоминала, что ее мать всегда была на работе — даже в постели и в душе. При любом важном звонке кого-нибудь из министров она «принимала властный вид» и «отправлялась работать». Кэрол с горечью сравнивала семейное гнездо Тэтчеров с огромным шкафом-морозилкой, напрочь лишенным любви. Наверное, Маргарет неприятно было читать эти строки, в которых, увы, была доля правды. В то время как она с головой ушла в политическую деятельность, ее детьми занимались няни и муж. Он, промышленник Дэнис Тэтчер, когда-то без памяти влюбившийся в эту женщину с твердым характером, прожил жизнь в тени ее популярности. На публичных мероприятиях всегда держался на три шага позади — как это и положено по протоколу. Биографы писали, что и замуж-то Мэгги вышла по расчету. Ведь именно благодаря деньгам своего мужа «железная леди» смогла получить юридическое образование, заняться адвокатской практикой и оплатить предвыборную борьбу за место в палате общин. То есть на первый взгляд и в семье леди-политик была этаким сухарем: холодной, властной, лишенной человеческих эмоций. Но, быть может, это была всего лишь броня, маска, чтобы никто не мог узнать ее слабости?
Папина дочка
Мэгги появилась на свет в городе Грэнтхеме, в семье бакалейщика Альфреда Робертса. Квартира, где жила семья, располагалась прямо над магазином, и в ней не было ни туалета, ни горячей воды. Детство будущей звезды британской политики было, прямо скажем, не сахарным. Девочка часто сама стояла у прилавка, зарабатывая свои первые деньги. И потом, будучи премьер-министром, она знала им цену: однажды Тэтчер отказалась тратить деньги налогоплательщиков на гладильную доску для нужд бытовых служб правительства. Она купила ее из собственных средств. В школе Маргарет считали весьма одаренной, но при этом и редкой язвой. За острый язык одноклассники даже прозвали ее Мэгги Зубочистка. Помимо основных занятий будущая «железная леди» посещала уроки игры на пианино, хоккея на траве, курсы поэтического мастерства и плавания. Своего отца она просто обожала, и ей казалось, что он знал абсолютно все. Хотя Робертс закончил лишь начальную школу, он всю жизнь пытался восполнить пробелы, занимался самообразованием. Вместе с дочерью они были постоянными посетителями городской библиотеки, где брали две книги на неделю, чтобы читать их по очереди. Он же привил ей интерес к политике.
В 1945 году Робертса избрали мэром Грэнтхема, и он водил дочь на заседания городского совета, где Мэгги приобрела первый опыт политических дебатов и остроумных прений. Видимо, подсознательно Альфред пытался сформировать из дочери подобие сына, которого никогда не имел, и внушал ей жесткие принципы поведения. «Никогда ничего не делай только по той причине, что так делают твои друзья. Никогда не следуй за толпой только потому, что ты боишься выглядеть непохожей». Он превозносил достоинства упорного труда, и все биографы британского премьера утверждают, что уже с ранних лет она отличалась необыкновенной целеустремленностью и даже упрямством. Ей было девять, когда она заняла первое место в школьном конкурсе поэтического мастерства. Награждая победительницу, директор заметил: «Как же тебе повезло, Мэгги». На что получил ответ: «Нет, я это заслужила!». Позднее, видя плоды своего воспитания, сам Альфред Робертс был вынужден признать, что Маргарет на 99,5 процента — совершенство, а недостающие полпроцента — это, увы, недостаточность сердечности.
Но сама дама-политик, прославившаяся своей несокрушимостью и жесткостью, в 1980 году призналась в интервью британскому телевидению: «Я не тверда, я ужасающе мягка. Но я никогда не дам себя затравливать. Мне нетерпимо чувствовать, что кто-то хочет направлять меня куда угодно против моего желания… Я — лидер стаи. Но что это за лидер, если он не ведет стаю за собой?». Именно это и внушал когда-то ей отец: «Не следовать, а вести». А она очень хотела, чтобы папа ею гордился.
Опыты любви
После окончания школы Маргарет подала заявку на грант, чтобы учиться химии в Соммервильском колледже Оксфорда — и смогла получить его. Через пять лет, окончив престижное учебное заведение, она стала бакалавром естественных наук. Позже работала химиком и даже внесла свой вклад в изобретение нового, более «воздушного» вида мороженого. Но не это главное. Именно в колледже Мэгги в первый раз влюбилась. Увы, эти отношения принесли ей лишь горькое разочарование — ее молодой человек, сын графа, испугался угроз своей родни лишить его финансовой поддержки. Светским снобам показалась возмутительной идея союза отпрыска знатного рода с дочкой бакалейщика. Юноша предпочел не идти наперекор воле родных и отказался от любви.
В следующий раз Маргарет решила не летать так высоко и присмотреть себе пару из среднего класса. Ее избранником стал фермер-шотландец. Но, видимо, парня испугали карьерные амбиции и широта взглядов девушки. Начав ухаживать за Маргарет, кавалер неожиданно переключился на ее сестру Мюриел. Та мало интересовалась политикой, зато хорошо разбиралась в нарядах, кулинарии и домашнем уюте.
Единственным мужем Маргарет стал Дэнис Тэтчер. Они познакомились в 1948 году на той самой партийной конференции, где была одобрена ее кандидатура на участие в парламентских выборах. Дэнис возглавлял хорошо налаженный бизнес по производству красок, слыл убежденным консерватором, но не имел больших политических амбиций. На тот момент ему исполнилось тридцать три года, и он был на десять лет старше нашей героини. За его плечами уже был один брак. Кстати, его первую жену тоже звали Маргарет. Маргарет Дорис Кемпсон была дочерью промышленника и его первой любовью. В церкви Святой Марии они произнесли друг другу клятвы верности, но их разлучила война. Вернувшись в Англию в 1946-м, Дэнис узнал весьма неприятную новость: его жена полюбила другого и просит развод. Так что у них со второй Маргарет оказалось нечто общее: оба узнали, что такое предательство близкого человека. В волевую и умную женщину, коллегу по партийной работе, Дэнис влюбился с первого взгляда. Он очень красиво ухаживал, и в 1951 году они сыграли свадьбу.
Верный друг
Говорили, что с ее стороны это был брак по расчету и она позарилась на деньги богача. Но Тэтчер всегда поддерживал свою «прекрасную леди» и ее амбиции, стал ей надежным тылом и опорой — все пятьдесят два года, что они прожили вместе. Люди, близко знавшие супружескую чету, утверждают, что во время семейных обедов общим разговором за столом всегда руководил Дэнис. А обычно красноречивая Маргарет в его присутствии становилась молчаливой и очень умиротворенной, словно отдавая ему роль первой скрипки. И никому, кроме мужа, не удавалось в три часа ночи оборвать ее рабочий день словами: «Милая, пойдем спать, тебе рано вставать!». И «железная леди» слушалась, даже если в это время беседовала с кем-то из очень важных людей. Именно Дэнис спас жену, когда на нее обрушилась травля в прессе. Газета The Sun называла Тэтчер «самой непопулярной женщиной Британии». Тогда Маргарет возглавляла министерство образования. Ее ведомству уменьшили ассигнования, и леди-министр нашла выход в том, чтобы поднять на треть стоимость школьных завтраков. А еще она ввела плату за молоко, которое раньше выдавали детям бесплатно. Это помогло сэкономить сумму в восемь миллионов фунтов стерлингов, которые были направлены на обучение. Но непопулярная мера вызвала бурю негодования в стране. Пресса окрестила Маргарет Тэтчер «похитительницей молока», родители возмущались ее жестокостью, лейбористы называли реакционеркой. На людях «железная леди» еще как-то держалась. Но дома… Плакала, рыдала, билась в истерике. Именно в объятиях мужа она находила утешение, он давал ей необходимую поддержку. Беспокоясь за здоровье жены, Дэнис даже потребовал, чтобы она вообще оставила политику. Но вместе они справились с ситуацией.
Стальная дама была совсем не чужда маленьких женских слабостей. Например, она любила наряды и всегда очень красиво и элегантно одевалась. Ее страсть к необычным шляпкам стала нарицательной. «Я часто сплю только полтора часа, предпочитая жертвовать временем сна, чтобы иметь приличную прическу», — признавалась дама-политик. В период предвыборной кампании ей потребовалось похудеть на девять килограммов, и в прессе даже появились рекомендации по диетическому питанию от Маргарет Тэтчер. Кстати, она очень любила готовить и не отказывала себе в этом даже после избрания на должность премьера. Для своего мужа она каждый вечер (!) готовила сама, а иногда и подчиненных баловала блюдами собственного приготовления.
Первый брак Дэниса был бездетным, поэтому он очень хотел малышей. И Маргарет пошла ему навстречу, хотя, наверное, уже тогда понимала, что ее интересы заключаются совсем в другом. Примерной домохозяйки и матери из нее не получится. В 1953 году на свет появились близнецы Кэрол и Марк. Уже через четыре месяца после их рождения их неугомонная мама решила заняться адвокатурой, оставив малышей на попечение нянь. А позже к этому добавилась и политическая деятельность, которая потребовала от нее все время и внимание.
Маргарет покончила с юридической практикой в 1961 году, став постоянно занятым политическим деятелем, а также «женой и матерью по совместительству». Как сама писала в мемуарах, она отдала своим детям ровно то время, что носила их в себе. Необходимость разрываться между семьей и ответственной работой иногда доводила женщину до белого каления, она постоянно чувствовала вину за то, что оказалась такой никудышной матерью. И если любящий муж относился к ней с чуткостью и пониманием, то дети так и не смогли простить за то, что нужды государства все-таки оказались для нее на первом месте. Дочь очень сильно отдалилась, а сын вырос авантюристом и любителем легких денег. Позже Маргарет признавалась своему другу лорду Спенсеру, что, будь у нее возможность прожить жизнь еще раз, она бы не пошла в политику. Слишком пагубно это сказывается на семье.
Но она никогда не переставала благодарить судьбу за то, что послала ей такого спутника жизни. «Быть премьер-министром — это значит всегда быть в одиночестве. В каком-то смысле это правильно: нельзя управлять из толпы. Но рядом с Дэнисом я никогда не была одинока. Вот это человек. Вот это муж. Вот это друг!» Когда в 88-летнем возрасте Дэнис Тэтчер отошел в мир иной, «железная леди» впервые заплакала на людях, не стесняясь публики.
После его смерти ее здоровье резко пошатнулось. Она пережила несколько микроинсультов, начались серьезные провалы в памяти. В последние годы та, что долгие годы руководила великой державой, мало появлялась на людях — она страдала от старческого слабоумия. В 2012 году Маргарет перенесла операцию по удалению опухоли. А через год, восьмого апреля, ее не стало. Почести ей воздавала вся страна, свои соболезнования семье выразила и королева Елизавета II. (В свое время она наградила Тэтчер званием баронессы.) Вот только никого из близких в последние минуты жизни рядом с Маргарет не было. Дети, Кэрол и Марк, жили за границей, единственные внуки — дети Марка — тоже были в далеком Техасе.
Как-то Маргарет сказала: «Сегодня у женщин есть много возможностей проявить себя: некоторые из нас даже управляют странами. Но, говоря по чести, нам больше идет ридикюль, чем штык».