Юрий Чернов: «Нам назначили бракосочетание на первое апреля»
Помните цитату из фильма: «А Сыромятников чужое счастье списывает!»? Это как раз про его героя. Но сам артист никогда не старался жить как все.
Популярность он обрел после роли двоечника в фильме «Доживем до понедельника». Помните цитату: «А Сыромятников чужое счастье списывает!»? Но сам артист никогда не старался жить как все.
Двадцать четвертого апреля актер отметил свой юбилей — шестьдесят пять лет, но в это верится с трудом. Сколько бы лет ни прошло, какие бы роли он ни играл в кино и на сцене Театра сатиры, где сейчас служит, в нашем представлении он все тот же школьник с оценками «неуд» из фильма «Доживем до понедельника». Казалось бы, он настолько прост, что и говорить об этом не стоит… Как смеется сам артист: «Да, я шут, я циркач, и что же?» А между тем к своим поступкам и словам Юрий Николаевич относится серьезно. И пусть многое в его жизни решил счастливый случай, нужно обладать мудростью, чтобы не упустить его и использовать по полной.
Юрий Чернов: «Я родился в городе Куйбышеве, ныне Самаре. Мой отец Николай Максимович был художником на авиационном заводе „Прогресс“. Писал плакаты, агитки, портреты вождей. А летом он работал в пионерском лагере, создавал портреты пионеров-героев, афиши к различным мероприятиям. И, конечно же, брал с собой меня и мою младшую сестру. И однажды в пионерский лагерь приехала съемочная группа с самарского телевидения готовить праздничный концерт. Я собирался выступать в нем и читать „Стихи танкиста“, весьма серьезное поэтическое произведение. А голос в то время у меня был довольно высокий, почти девичий. Поэтому когда режиссер услышал из моих уст эту оду ветеранам бронетанковых войск, он сказал: „Нет. Этот номер не подходит. А как ты, мальчик, смотришь на то, чтобы стать ведущим концерта?“ Я согласился. Стоит отметить, что это была не съемка, а прямой эфир. Справился я хорошо. И меня стали приглашать участвовать в различных телевизионных программах, и параллельно я начал заниматься в телевизионной студии для детей и юношества. В это же время я сыграл свою первую роль в кино, в фильме „Орбита тайн“, о полете в космос Валентины Терешковой. Так что, еще учась в школе, я был известен у нас в городе. И когда уже в выпускном классе надо было решать, куда поступать, один из моих приятелей предложил: „А давай рванем в Москву, в театральное училище“. Я ему отвечаю, дескать, тебя-то примут, такого красавца с потрясающим баритоном, а кто меня-то возьмет?! Он подумал и заметил: „Не примут. Но попробовать надо!“ Поразмышляв, я признал его правоту. И объявил родителям, что еду в столицу».
Почему же вы выбрали цирковое училище, если собирались стать драматическим артистом?
Юрий: «На самом деле я поступал в театральные вузы, затем и приехал. Но все мои планы изменил один счастливый случай. В Москве нас поселили в общежитие, где проживали абитуриенты разных творческих вузов. Естественно, мы все перезнакомились, старались поддержать друг друга. И как-то вечером ко мне подошел один парень и попросил помочь на просмотре в цирковое училище, подыграть ему на гитаре. Я согласился. И вот после нашего выступления перед приемной комиссией меня вдруг спросил один из педагогов: „А ты почему к нам не поступаешь?“ Я отвечаю, что хочу стать артистом, сниматься в кино. И слышу в ответ: „Тебе надо учиться у нас. Из тебя получится замечательный артист. Вот тебе пример Юрия Никулина — и великий клоун, и в фильмах главные роли играет“. Это был сильный аргумент. Но больше всего меня впечатлило то, что меня сравнили еще и с Олегом Поповым, нашли какое-то внешнее сходство. Поэтому я и стал студентом циркового училища. О чем никогда не жалел».
Ваша первая звездная роль — это Сыромятников из фильма «Доживем до понедельника». Как попали в эту картину?
Юрий: «Один из моих приятелей по цирковому училищу подрабатывал в массовке на разных съемках и меня приобщил. Тогда собирались снимать ленту о Блюхере, и я в эпизоде должен был играть красноармейца, который смешит на привале однополчан, изображая японского генерала. Мне наклеили черные усы и бородку. И вот в таком виде я шел с грима по коридору студии имени Горького, где меня заметила ассистент режиссера Станислава Ростоцкого. Пригласила зайти в кабинет, где располагалась съемочная группа фильма «Доживем до понедельника». Станислав Иосифович увидел меня и тут же сказал: «Будем снимать». Так меня утвердили на роль Сыромятникова. Уже вечером я звонил родителям в Самару и с восторгом рассказывал, что буду сниматься в кино с самим Вячеславом Тихоновым! А мама мне говорит в трубку: «Сыночек, какой же ты счастливый! Автограф у него обязательно возьми».
А помните свой первый съемочный день на этой картине?
Юрий: «Конечно, тем более что случилась забавная история. Для наших героев-школьников купили портфели, форму. И выглядели они, конечно, новенькими, аккуратными. А мой-то герой двоечник, у него таких вещей быть не может. И Станислав Иосифович говорит: «Портфель надо отфактурить! Знаешь, а поиграй-ка им в футбол!» Ну, коль режиссер сказал, надо делать. И я начал гонять портфель вместо мяча по двору. И вдруг какая-то проходившая мимо женщина, которая не сообразила, что здесь собираются снимать кино, принялась меня отчитывать: «Ты что делаешь?! Отец и мать вкалывают, чтобы деньги заработать, купили тебе новую форму и портфель, а ты что творишь! Как не стыдно! А ну прекрати немедленно!» К ней тут же присоединилась другая: «Двоечник! Безобразие!» Зато режиссер остался доволен: и портфель зафактурили, и подтвердилось, что правильно выбрали актера на роль Сыромятникова».
А как сложились ваши отношения с Вячеславом Тихоновым?
Юрий: «Прекрасно. Это был не просто выдающийся, гениальный артист, но и человек с большой буквы. Внимательный, чуткий, добрейшей души… На премьеру в Москву приехали мои папа и мама. И в Доме кино, после показа, Вячеслав Васильевич не только поздравил с этим событием меня, но и подошел познакомиться и поговорить с моими родителями. Сказал много теплых слов об их сыне, то есть обо мне… Кстати, на тот момент, когда фильм „Доживем до понедельника“ вышел на экраны, мой папа уже работал художником в самарском Доме культуры, и именно он рисовал афишу к этой картине и изобразил на ней меня и Тихонова. А представлял ленту у меня на родине Вячеслав Васильевич. Он знал, чем занимается мой отец, и, оказавшись в Доме культуры, попросил, чтоб его отвели к Николаю Максимовичу Чернову. Естественно, все руководство ДК и папины коллеги очень удивились и, наверное, даже позавидовали».
Но говорят, что в цирковом училище студентам строго запрещали сниматься. Как вам удалось выбить разрешение?
Юрий: «А я скрывал, что снимаюсь. Отпрашивался с занятий, рассказывал о заболевших тете, бабушке, дяде, дедушке. К окончанию работы над картиной у меня «переболела» вся родня — и реальная, и придуманная. Прямо как в рязановской комедии «Берегись автомобиля»: у товарища Деточкина много родственников, и все они обладают хрупким здоровьем. Хотя после премьеры «Доживем до понедельника» правда, естественно, вышла наружу. И меня предупредили в училище: «Либо учеба, либо съемки». А тут на волне успеха ленты пошли предложения. Например, меня утвердили на роль Петрухи в фильм под рабочим названием «Спасти гарем». Очень хотелось сыграть, но, увы, съемки планировались вне столицы, с выездом в Дагестан, и я понимал, что столь длительные отлучки скрыть от руководства учебного заведения не получится. Поэтому мне не удалось появиться в этой легендарной ленте, которая вышла на экраны как «Белое солнце пустыни».
Обычно студенчество — это веселое, доброе время… А каким оно было у вас?
Юрий: «Самым замечательным! На курс старше учились Геннадий Хазанов, Илья Клявер, которого вся страна знает под фамилией Олейников. Да и у нас был курс веселый — Анатолий Марчевский, Миколас Орбакас, Сосо Петросян, Николай Резниченко. Мы очень близко дружили и дружим до сих пор. С удовольствием вспоминаем былые времена. Я помню, как Миколас познакомился с очаровательной девушкой Аллой. У них завязался роман, что, впрочем, неудивительно — он красавец, умница, очень обаятелен, талантлив, она мила, привлекательна, с потрясающим чувством юмора, тоже безмерно талантлива. К тому же обладательница потрясающего голоса и лучистых глаз. Это была великолепная пара. Мы много времени проводили вместе. Поскольку Алла очень коммуникабельный человек, она легко влилась в наш круг. Они очень любили друг друга. Поженились. И мы все гуляли на их свадьбе, устроенной в кафе. Потом у них родилась дочь — чудесная девочка, которая впитала в себя все самое лучшее от своих родителей. Конечно, в то время мы все мечтали о будущем, как оно сложится, и об успехе, которого мы сможем добиться. Но реальность оказалась намного ярче наших представлений. Жена Миколаса стала настоящей примадонной. Алла Борисовна Пугачева — целое явление на нашей эстраде. Их дочь Кристина сегодня — звезда отечественной поп-музыки. Миколас работает по специальности, он замечательный цирковой артист, шикарнейший клоун. Толя Марчевский сейчас возглавляет Екатеринбургский цирк. Вообще ребята с нашего курса все пошли работать по основной специальности, я единственный, кто связал свою судьбу с театром. Так что студенческие годы были очень счастливыми, веселыми, в окружении замечательных людей. Есть о чем вспомнить».
А как сложилась ваша личная жизнь?
Юрия: «Мой первый брак был неудачным, по юности. От него осталась дочка Анна. Она подарила мне уже двух внуков — Алексея и Алену. Но с ее матерью семья у нас не сложилась… Прошло время, и меня нашло личное счастье. Причем самое смешное, что главную любовь своей жизни я встретил благодаря родителям девушки, за которой ухаживал на тот момент. Дело в том, что у нее были очень, как нынче говорят, «крутые» папа и мама. Видимо, предполагая, что я скоро стану их зятем, они мне сказали: «Надо бы тебе, Юра, получить высшее образование. Поступай-ка в ГИТИС на режиссерский факультет». Согласитесь, не самый плохой совет. И я пошел поступать в этот вуз. Заглянул случайно не в ту аудиторию и увидел ее… Влюбился сразу же! Валентина — театровед, в то время работала на отделении зарубежного театра. Конечно же, я стал ухаживать и был безмерно счастлив, когда она согласилась выйти за меня замуж. Кстати, в молодости моя жена была очень похожа на популярную в те годы артистку Жанну Прохоренко. И Валю часто принимали за кинозвезду. Помню, как-то раз мне надо было взять билет на поезд. Очередь стоит огромная, пошли разговоры, что билетов нет, надо ждать, пока кто-то их сдаст. А со мной на вокзал поехала Валюша. Увидев ее, кассир воскликнула: «Ой, что ж вы в очереди стоите?! Проходите к нам, сейчас мы вам все организуем». Мы поняли, что Валентину приняли за Прохоренко, но ничего не сказали, так как мне необходимо было уехать. И действительно, сразу же нашлось место в нужном поезде, и не простое, а купейное. Между прочим, когда мы женились, в загсе тоже перешептывались: «Неужто Жанна Прохоренко замуж выходит?!» (Смеется.)
Как сыграли свадьбу?
Юрий: «Она была особенная! Нам назначили бракосочетание на первое апреля. Мы готовились, все организовали, пригласили гостей. И вдруг за день до важной даты мне позвонили из театра: «Завтра нужно выйти на сцену в постановке «Точка зрения». Выяснилось, что актер, с которым мы дублировали друг друга, тяжело заболел. Выбора не было… Вот и пришлось после загса бежать в театр, отыграть спектакль, где у меня, кстати, была роль жениха. Все это время невеста была вынуждена сама развлекать гостей, ожидая, когда я появлюсь. Но все равно у нас получилась самая лучшая свадьба!»
Вы много снимались в детских фильмах, в том числе и в «Приключениях Электроника», где сыграли отца Сережи Сыроежкина. А в жизни какой вы отец?
Юрий: «Я очень люблю своих детей, горожусь ими. Валентина подарила мне двух ребятишек, сына и дочь. Но так получилось, что Максим и Ярослава появились на свет в мое отсутствие: съемки, гастроли, и все далеко от Москвы. Правда, буквально на следующий день я уже был рядом с родными. Помню, как хотел забрать жену с сыном из роддома на хорошей машине — на «Волге». Но когда пришла пора, невозможно было поймать автомобиль — не то что приличный, а хоть какой-то. В результате удалось все-таки остановить… самосвал. И мы из больницы ехали на этом гиганте. Хотя, с другой стороны, согласитесь, транспортное средство оказалось не банальное. Так я рассуждаю сейчас, благодаря тому, что меня так настроила жена, видя мое разочарование. Вообще должен сказать, что Валя молодец, она самый надежный тыл, который только можно себе представить. Что бы ни случилось, она поддержит и найдет ободряющее слово. Когда нет работы и я начинаю сильно расстраиваться, она мне говорит: «Подумаешь! Все впереди, все еще будет, да еще как хорошо!» И ее оптимистические идеи всегда попадали в точку. Во-первых, и правда, вскоре мне предлагали съемки или спектакль, а во-вторых, это были интересные образы, а не просто средство для зарабатывания денег. От женщины в семейной жизни многое зависит. Как она устроит, сможет тебя сориентировать, так и будет».
Но все-таки находили время заниматься детьми?
Юрий: «Старался по максимуму посвящать им время. Я ведь и сына, и дочь очень люблю. Но сказать, что все было идеально, как мне бы хотелось, и что я примерный отец, не могу. Так, например, в тот день, когда сын женился, я находился в Тюмени на гастролях. Помню, звоню ему с утра, только прилетев на место: „Ну что там у вас?“ Он: „Пап, прибыли в загс…“ Помылся, побрился, опять за телефон: „Максим, вы где?“ Отвечает: „Все хорошо. Расписались. Поехали на прогулку“. И так я беспокоил их каждый час, оставил в покое, только когда начался спектакль. А когда он закончился, я вышел на авансцену и обратился к зрителям: „У меня сегодня большой праздник — женился сын!“ Вы не представляете, какие овации начались и как весь зал кричал: „Поздравляю!“ А потом мы с коллегами отправились в ресторан. Конечно, еду оплачивали организаторы гастролей. И я говорю: „Кто что будет пить, коллеги? За выпивку плачу я!“ Все выбрали водку, официантка принесла заказ. Мы смотрим, а на этикетке бутылки написано название: „Максим“. Представляете такое совпадение?!»
Дочь тоже нашла свое личное счастье?
Юрий: «Дочка пока не замужем. Но у нее есть молодой человек, гражданский муж, как сейчас говорят. И я очень надеюсь, что у них все сложится хорошо. У нас с женой правило — мы никогда не лезем в личные дела детей. Это их жизнь, им решать, как и что должно быть. А мы, как родители, готовы их поддержать, что бы ни случилось. Нам с супругой это кажется более правильным, чем назидать, лезть с требованиями и условиями в чужую семью».
Вас часто называют «человек-оркестр» из-за того, что вы играете на многих музыкальных инструментах…
Юрий: «Это правда. Первым инструментом, которым я овладел, стала гитара. Этому мастерству обучила меня мама. Она сама прекрасно пела и играла на гитаре. Однажды в рамках кинофестиваля мы с коллегами находились в Самаре. И решили вечером съездить к моим родителям на дачу. Так у нас дома оказались Наталья Гвоздикова и Евгений Жариков. И вечером за столом мама взяла инструмент в руки, пела и сама себе аккомпанировала. Наташа и Женя были поражены, насколько она талантлива. Ей бы на сцену! Вы знаете, мне кажется, я от нее очень много получил, и генетически, и благодаря ее воспитанию… Позже, уже в цирковом училище, я овладел гармонью, кларнетом, балалайкой, губной гармошкой. Да я и сейчас интересуюсь новыми музыкальными инструментами. Так что я сам не знаю, какой из них освою вскоре».
В артистических кругах говорят, что ваша балалайка предсказала большую трагедию…
Юрий: «Было такое, в 2001 году. Мы находились на гастролях в США со спектаклем, где была такая сцена: я ставлю балалайку себе на лоб. И всегда все было благополучно. Но в Калифорнии во время представления вдруг ни с того ни с сего балалайка падает и разбивается. А нам надо лететь в Нью-Йорк, где нас ждет следующий спектакль. Я переживаю, что делать… Понятно, что надо новую балалайку искать, но где?! Это же Америка. А утром сообщение по телевидению, которое сначала показалось мне дикостью: нападение на Всемирный торговый центр. Башни-близнецы протаранил один самолет, а потом другой. Мне потом коллеги-актеры сказали: „Твоя балалайка была знаком будущей трагедии!“ Может быть… Но я больше привык доверять хорошим знакам. Вот такой я человек, хочу верить в добро».