Манана Гогитидзе: «Дедушка предложил устроить „джинсовую“ свадьбу»
Жизнь внучки композитора Андрея Петрова обыденной никак не назовешь. Артистка поделилась подробностями с WomanHit.
Жизнь внучки композитора Андрея Петрова обыденной никак не назовешь. Именитый дедушка водил ее на концерты русских рок-музыкантов. Ее отец сбежал прямо из-под венца, бросив невесту ради другой женщины. А сама она закрутила служебный роман с собственным студентом.
Мы привыкли к тому, что мюзикл считается западным изобретением, и постановки, которые появляются на нашей сцене, — это уже практически готовый иностранный продукт, «обкатанный» на зарубежной публике. Российским исполнителям приходится подстраиваться под навязанные клише, впрочем, получается у них это очень неплохо. Но мало кому известно, что и среди наших композиторов есть пионеры данного жанра. Андрей Петров, сочинивший музыку к фильмам «Человек-амфибия», «Служебный роман», «О бедном гусаре замолвите слово», «Жестокий романс», «Берегись автомобиля» и многим другим, по заказу американских продюсеров еще в 2001 году написал мюзикл «Капитанская дочка», который поставили на Бродвее. А свое первое творение в этом жанре — «В ритме сердца» — маэстро выпустил более сорока пяти лет назад, в 1967 году. Сыграть в этих постановках мечтает внучка Андрея Павловича — актриса Манана Гогитидзе.
Каково было в детстве ощущать, что ты представитель знаменитой семьи?
Манана Гогитидзе: «Когда я была маленькой, я знала, что дедушка пишет музыку, хотя о том, что он известен, даже не догадывалась. Мы с моим братом Петром (он старше меня на полтора года) очень любили песню „Я шагаю по Москве“, часто напевали ее дома. Правда, никто из взрослых членов семьи не сказал нам, кто автор этого шлягера. Пока однажды наше детское выступление не услышали гости на каком-то праздничном застолье. И нас спросили: „А вы знаете, кто эту мелодию сочинил? Ваш дед!“ Потом, когда я уже училась в школе, конечно, перешептывались порой другие ученики и учителя: „Это внучка Андрея Петрова“. Дедушкой я гордилась, и не только как композитором, но еще и как прекрасным человеком, и мне хотелось быть достойной его и своих родителей».
Вам наверняка прививали хороший музыкальный вкус. Существовали запреты — что можно слушать, а что нет?
Манана: «У нас не было таких строгостей. Случалось, я напевала какой-то современный хит и спрашивала у мамы: „Здорово?“ На что она мне отвечала: „Что же здесь такого особенного?!“ И начинала со мной разбирать: мотив слишком простой, или вообще мелодия позаимствована у кого-то другого, текст пустой… И действительно, после такой беседы восторг пропадал, и я искренне соглашалась с мамиными выводами. А был еще и такой элемент воспитания: как-то раз после очередного разбора песни-однодневки мама дала мне диск „Битлз“. Что называется, для сравнения. Согласитесь, в „ливерпульскую четверку“ невозможно не влюбиться, и уже вскоре я выучила многие из их хитов наизусть. Кстати, мой дедушка очень любил русский рок. Он со мной и братом ходил на концерты Юрия Шевчука и Константина Кинчева, именно эти исполнители интересовали его больше всего. Правда, дед занимал место в ложе, а мы с Петей ныряли в толпу. А потом, возвращаясь домой, обсуждали, что понравилось, а что не очень. И надо отметить, что уважительное отношение к стихам, к каждому слову, которое лежит в основе песни, воспитал во мне дед. Мало кто знает, что даже Эльдар Рязанов приносил ему по шесть-семь вариантов стихов, из которых дедушка тщательно выбирал те, на которые он готов писать музыку. Иногда маститый режиссер и композитор спорили, не сходясь во мнениях. Но все-таки находили точки соприкосновения, и в результате каждая из их совместных работ становилась популярной».
Ваша мама, дочь Андрея Петрова, продолжила династию, став музыкантом и композитором…
Манана: «Да. И музыку к некоторым фильмам — например, для сериала „Петербургские тайны“ — они сочиняли вдвоем. Кстати, мама написала саундтреки ко многим норвежским кинокартинам. С ней очень любит работать режиссер Кнут Эрик Йенсен».
А ваш отец тоже занимается музыкой?
Манана: «Нет. Папа у меня моряк. С мамой они познакомились, когда она отдыхала в Грузии, откуда родом мой отец. Они полюбили друг друга, но встречались, можно сказать, тайно. На свидания мама надевала большие темные очки, на голову повязывала косынку. Они не хотели давать повода для сплетен. Тем более что у папы была очень строгая семья, придерживающаяся старых традиций, согласно которым ему надлежало связать свою жизнь непременно с грузинкой. Причем будущую жену выбрали ему родители, и он не мог высказать свое мнение и отказаться. Мама вернулась в Ленинград. А папа чуть ли не накануне навязанной ему свадьбы выкрал у своих родителей паспорт и сбежал. На перекладных добрался до Питера. До сих пор в семье бытует легенда о том, как рано утром в квартире прозвенел звонок, дедушка открыл дверь, а на пороге стоит папа — помятый, небритый — и говорит с сильнейшим акцентом: „Здравствуйте, я Гиви, а Олю можно?“ И если бабушка как минимум растерялась, то дедушка спокойно и интеллигентно ответил: „Проходите, пожалуйста. Вам кофе или чай приготовить?“ Это был единственный вопрос, который он задал, даже не стал уточнять, кто это и зачем пожаловал. И вел себя с отцом так, как будто они давно знакомы. Вообще наш дом всегда славился своим гостеприимством, здесь радушно принимали каждого, с теплом и заботой. И эту черту унаследовали, а может, воспитали в себе и мы с братом. Кстати, сейчас папа владеет двумя экскурсионными катерами. И мы часто совершаем прогулки по Неве».
Имя вам дал отец?
Манана: «Когда я родилась, над тем, как меня назвать, ломала голову вся семья. Каких только вариантов не было — и Даша, и Марина, и Маша, но все они отвергались. Долгое время я оставалась вообще без имени. Потом отец съездил в Грузию, вернулся и предложил наречь меня Мананой, пояснив, что это означает „утренняя роса“. Эта идея всем понравилась».
А родственники отца поддерживали отношения с вашей семьей?
Манана: «Один раз родители отца приезжали в Ленинград, мне тогда было года два. Я их не очень хорошо помню. Брат мой постарше, но и у него не отложилось в голове это событие. Больше мы с ними никогда не встречались. Непросто там все было в отношениях. Сейчас их уже нет в живых».
А как сложилась судьба вашего брата?
Манана: «Он учился в школе при консерватории. Сначала осваивал виолончель, а потом поменял ее на контрабас. Окончил консерваторию. И сейчас он профессиональный музыкант, играет в оркестре филармонии. Там же он встретил свою будущую супругу».
У вас потрясающее меццо-сопрано, почему же и вы не пошли в консерваторию?
Манана: «В отличие от брата я училась в школе с художественно-эстетическим уклоном, параллельно занималась в киношколе „Кадр“ при „Ленфильме“. Поэтому когда настало время выбирать, в какой вуз отдавать документы, мне было сложно принять решение. Собрался семейный совет: родители, бабушка с дедушкой и брат. Мы побеседовали, обсудили все возможности и мои предпочтения. И постановили: надо поступать в Санкт-Петербургскую театральную академию на актерский факультет. Если бы я стала студенткой консерватории, меня ждала бы только оперная сцена, а мне этого было мало».
Не жалеете о своем выборе?
Манана: «Ни в коем случае! У меня есть любимые спектакли, в которых я играю с удовольствием. С кино тоже все неплохо складывается. Ведь мне довелось сниматься у настоящих мастеров: Эльдара Рязанова („Карнавальная ночь−2“), Ивана Дыховичного („Европа — Азия“), Виталия Мельникова („Бедный, бедный Павел“), а дебютировала я с главной ролью в многосерийном фильме „Линии судьбы“ Дмитрия Месхиева. Конечно, хотелось бы, чтобы чаще приглашали на кастинги и съемки, но все равно с таким творческим багажом мне грех жаловаться. А в прошлом году я стала обладательницей премии „Золотая маска“ за лучшую женскую роль в музыкальном спектакле. Получила я ее за образ Ребекки в „Бале вампиров“ Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии. Это очень престижная награда, и для меня она стала еще одним доказательством того, что я верно выбрала свой профессиональный путь».
Вы мечтали о сцене, но, окончив институт, не сразу начали служить в театре. Почему?
Манана: «После получения диплома я пошла в аспирантуру. И мой педагог, которая в тот момент набирала новый курс, предложила мне заняться преподавательской деятельностью. Благодаря чему я встретила своего будущего мужа — он был одним из моих студентов. Его зовут Антон Мошечков, он окончил в Новосибирске театральное училище, которое давало только среднее специальное образование, а для того чтобы продолжить учебу, выбрал Санкт-Петербургскую театральную академию. Признаюсь честно, я обратила на него внимание при первой же встрече на вступительных экзаменах. На мой взгляд, он выделялся на фоне других студентов, да и вообще молодых людей. А потом как-то у нас все очень быстро получилось: развитие отношений, любовь, решение пожениться».
Говорят, у вас была какая-то особенная свадьба.
Манана: «Да. Не скрою, мы долго думали, как провести торжество так, чтобы оно было необычным. И дедушка подал идею: „А можно ведь сделать „джинсовую“ свадьбу: все гости, участники торжества, жених с невестой — в джинсовых нарядах, или хотя бы чтоб какие-то элементы одежды были из этой ткани“. Нам понравилось это предложение. А почему нет?! Джинса всегда в моде, и это, наверное, самый прочный материал из всех, что существуют. Так что в таком праздновании заключалась и некая философия. Я сожалею только об одном — что мой дедушка не дожил до нашей свадьбы, а ведь он очень ждал этого события».
Но наверняка были злые языки, которые судачили по поводу вашего брака: все-таки преподаватель и студент, петербурженка из известной семьи и паренек, приехавший из Сибири…
Манана: «Главное, что Антона сразу же приняли мои близкие. Он им очень понравился, к нему относятся с уважением и любовью. А кто там что говорит и себе думает, мне неважно. Лучший ответ на все злопыхательства — то, что мы женаты семь лет и очень счастливы. Мы живем действительно душа в душу, понимаем друг друга даже без слов».
Три года назад у вас появился сын…
Манана: «Да. Сначала мы подумывали назвать его в честь деда, но потом решили, что, во-первых, это клише, а во-вторых, второго Андрея Петрова все равно быть просто не может. Он как в искусстве, так и в сердцах домочадцев занимает свое особое место. Поэтому для сына мы выбрали имя Филипп. Малыш у нас просто чудо! Фильмы с моим участием он смотреть еще не может, а вот мюзикл «Русалочка», где я играю ведьму Урсулу, уже видел. Правда, в первый раз ему пришлось объяснять, почему мама на сцене такая вредная. Сделав свои выводы, теперь на вопрос, чем занимаются его родители, Филипок отвечает: «Моя мама работает ведьмой Урсулой».
Какие-то семейные черты и таланты у него уже проявились или еще рано об этом судить?
Манана: «Филя хоть и маленький, но уже виден характер. Шустрый, добродушный, а своей искренностью и открытостью он мне напоминает моего деда. А еще сын очень музыкальный. Отлично танцует — эту черту, видимо, взял от своего папы (мой муж занимался бальными танцами и даже участвовал и побеждал в различных конкурсах). Хорошо поет. Ему это очень нравится. Одна из любимых его песен — все та же „Я шагаю по Москве“. Услышал ее как-то раз по телевизору и тут же начал напевать мелодию. Теперь уже со словами поет. И, как я в свое время, даже не догадывается, кто автор этого бессмертного хита. Когда сынок подрастет, мы расскажем ему об этом и о том, каким хорошим человеком был его прадед. Я уверена, что он будет им гордиться, и надеюсь, что он так же будет гордиться и своими родителями. Во всяком случае, я стараюсь, чтобы все сложилось именно так».