Выйти замуж за иностранца… и остаться в России
Как живется заграничным мужьям с русскими женами в России?
«Русская жена» — это почти что бренд. А вот найти в Москве иностранных жен/мужей оказалось совсем непросто. А если заморские супруги и были, то потом все равно сбегали домой. Так почему же разбивается «интернациональная семейная лодка»?
Немой русский
Одна из самых больших проблем, с которой приходится сталкиваться иностранцам в России, — информационный и общественный вакуум. Ведь в нашей стране мало кто свободно владеет международным английским, не говоря уже про другие языки.
Ольга (замужем за швейцарцем вот уже 7 лет, последние 5 из которых живут в Швейцарии):
— Когда мы с Джозефом собирались переезжать в Россию, то я предупредила его, чтобы начинал учить русский, — рассказывает она. — Он же только посмеялся в ответ: «Я знаю 4 языка: национальные немецкий, итальянский, французский, плюс еще английский. Неужели я не найду, как пообщаться с людьми у вас в России?!» Буквально сразу по приезду в Москву Джозефа ждало горькое разочарование — его никто не понимал. Особенно это злило мужа, когда мы собирались с моими друзьями. Из всей компании 2—3 человека могли сказать чуть больше, чем банальное: «How are you?» Он не понимал, над чем мы смеемся, о чем говорим. Джозеф меня даже стал ревновать: ему казалось, что прямо на его глазах я флиртую с другими. Кошмар! Русский ему давался очень тяжело. И честно признаться, за этот год он хорошо запомнил только матерные слова. Короче, год, пока я доучивалась, мы кое-как прожили, и сразу по окончании университета уехали обратно в Берн.
Мужу Ольги повезло, он устроился в России на работу в представительство швейцарской фирмы, где мог общаться со своими согражданами и завести себе друзей в Москве, а так бы вообще недалеко было и до развода. Теперь же всем, кто собирается замуж за европейца, не уезжая из России, Ольга советует не делать этого: «Европейцы — другие, после размеренной и безопасной жизни на родине они никогда не привыкнут к нашей действительности. Они же выросли как тепличные растения, а у нас тут теракты, плохая медицина, полицейский беспредел… Не пройдет и полгода, как любой иностранец начнет задыхаться, как рыба, выброшенная на берег. Мы же, русские, наверное, выживем в любых условиях».
Бюрократы — враги любви
Иностранцы сталкиваются с нашей бюрократической системой в первую очередь. Все начинается с русского посольства, которое знаменито на весь мир своими препонами и дороговизной виз. В самой России не лучше! Однако больше всего достается опять же женщинам. Особенно когда от гражданина другой страны у нас в России рождается ребенок. Вот что рассказала Оксана, мама Алекса:
— Причины, почему мы решили жить в Москве? Мой муж почувствовал себя «дома» в свой первый приезд сюда, а я не хотела покидать страну, которую люблю. Я родила ребенка, когда мы с Фредериком уже год как жили в российской столице. Он из Парижа. Часто тосковал по Франции и по вкусному вину. У себя в стране он известный ресторанный критик. Здесь же найти подобную работу не мог, а на других ему было не так интересно. Когда появился ребенок, то мы столкнулись еще и с рядом бюрократических проблем. Вот, например, чтобы к нам мог приезжать врач, лечить, делать прививки и выписывать рецепты на молочную кухню, надо было зарегистрировать сына и получить свидетельство о рождении. Так как наш папа француз, для начала потребовалось перевести его паспорт на русский язык. Этим занимаются в бюро переводов при нотариальных конторах. Потом мой гражданский муж должен был заполнить специальную анкету. Все это опять же необходимо заверить у нотариуса. Но оказалось, что у французов просто не существует такого понятия, как прописка, а между национальностью и гражданством нет никакой разницы. Мы очень долго пытались растолковать эти понятия Фредерику, а потом доказать нотариусу французские порядки…
Когда я в первый раз пришла в ЗАГС с заявлением об установлении отцовства, оказалось, что оно заполнено неправильно. Но мой муж уже на следующий день должен был улетать во Францию, и сделать новое заявление мы не успевали. Ни мои слезы, ни плачь маленького Алекса никого не разжалобили. Слава Богу, что на следующий день рано утром мы все-таки уговорили нотариуса сделать нам необходимую бумагу еще раз и в кратчайшие сроки. От него уже разъехались в разные стороны — Фредерик в аэропорт, а я снова в ЗАГС. Надо сказать, что жила я тогда в Медведкове, а прописана была у родителей — совсем в другом районе Москвы. Приехав во второй раз в ЗАГС по месту фактического проживания уже с верно заполненным заявлением, я снова получила от ворот поворот. Мол, вам нужно регистрировать ребенка по месту прописки. Я позвонила в свой ЗАГС, и меня уверили, что подобные действия незаконны. Спасли только ежедневные скандалы в течение недели. Я вообще заметила, что многие чиновники мыслят так: «А! Богатенький иностранец! Вот и поделись с нами…» Но мы не сдавались! После месяца штурмов Алекс наконец получил свидетельство о рождении.
Но… Дальше сына нужно было прописать и получить медицинский полис. С полисом, как ни странно, не возникло никаких проблем. Но когда мы получали свидетельство о рождении, у нас забрали апостиль (перевод) паспорта Фредерика. А в ЖЭКе, так же как и в ЗАГСе, требуют предъявить не только копию, но оригинал этого документа. И я снова отправилась в ЗАГС. Но там мне ответили, что бумага уже подшита к личному делу и извлечь ее можно только по решению суда. Памятуя о своем предыдущем опыте общения с этой организацией, я все равно решила не сдаваться. Очередная неделя штурмов, скандалов и слез закончилась тем, что, как оказалось, никто в мое дело еще ничего не подшивал. Видимо, сотрудницам просто было лень проверить, где находится документ. Бумагу мне отдали, и Алекса прописали. Но с тех пор апостиль я храню как зеницу ока и никому его не отдаю. Правда, всех этих проблем можно было легко избежать с рождения Алекса. Достаточно просто было в самом начале указать, что у малыша нет отца. Но у меня даже язык не поворачивался предложить подобное Фредерику, тем более что мы собирались пожениться.
История любви Оксаны и Фредерика закончилась тем, что молодые люди расстались. Фредерик просто не смог найти себя в России. Правда, до сих пор поддерживает теплые отношения с сыном и с несостоявшейся женой-москвичкой. Теперь Оксана советует всем: «Если вы решили жить в России с иностранцем, то стоит заранее озаботиться о том, что он собирается делать в России. Чем заниматься? Как он представляет себе свое ежедневное расписание? Видит ли он перспективы изучения русского языка? Способен ли он на первых порах быть зависимым от женщины, если не материально, то эмоционально и информационно? Там, у себя на родине, он состоятелен и самодостаточен, работает и имеет круг общения. Тут будет пустыня!!! Поверьте мне, это очень сложно для мужчины, и он должен быть готов психологически к этому».
История же с оформлением различных документов продолжается. Теперь Оксана вместе с Алексом хочет поехать за границу. Для этого им предстоит оформить гражданство. Им повезло, Фредерик готов прийти на помощь своему сыну и прислать все необходимые документы. Но бывают случаи, когда родители вообще перестают общаться. Если контакты с отцом-иностранцем утеряны — маме предстоит долгий и, видимо, мучительный процесс розыска его через посольство. А также беготня с очередной кипой бумаг и переводов.
Работа пуще неволи
Одно время среди москвичек очень модно было выходить замуж за индусов. Благо их в Москве учится немало. Плюс турпоездки в Индию — дело интересное и не такое уж затратное. Опять же знаменитости подают пример, Мария Арбатова целую книгу про это написала. И так как Индия страна все-таки бедная и возможностей для хорошего заработка там не так уж много, само собой, россиянки всеми правдами и неправдами остаются со своими мужьями-индусами здесь, в Москве. Каково же приходится индийским мужьям на «русской почве»?
45-летний Джамал Фарадеш из Кералы рассказывает:
— Я в России живу уже 15 лет, и мне здесь нравится. Мне очень повезло, что люди моей профессии очень востребованы здесь. Я врач-аюрвед. Приехал в Россию в 1994 году повышать квалификацию в мединституте. До этого в Керале тоже работал аюрведом. Благодаря связям в Москве и в Индии не так давно открыл свою клинику. Лечу людей здесь, а некоторые через меня уезжают поправлять здоровье в Индию. Так что дома я тоже часто бываю.
Джамал считает, что русские и индусы — братья и очень похожи по менталитету. Он даже много слов похожих нашел в русском и индийском языках. Живут они с женой и двумя детьми в России, потому что это экономически более выгодно, особенно сейчас, когда все индийское стало так популярно у русских. Но на старости он все же планирует увезти жену в Кералу: «Там тепло, море, фрукты». Здесь, в Москве, Джамалу жутко не нравится еда в магазинах — невкусная и синтетическая. Кстати, он уже давно не вегетарианец: «Мясо в России полезно есть, потому что климат очень суровый. Но не каждый день и не такими порциями, как у вас любят. Тем более что в магазинах мясо очень низкого качества. Летом, в жару, я вообще его не ем и детям не даю».
Однако случаются и другие ситуации. Индийский муж Марины уже несколько лет, что называется, сидит у нее на шее и менять ситуацию не намерен:
— Я, конечно, хорошо зарабатываю, но кормить и одевать его уже устала. А если я ребенка захочу? Самое страшное, что он не то что не может найти работу, а как бы не хочет. Хотя я знаю, что в Индостане просто принято, что семью обеспечивает мужчина, а не женщина (такой случай, когда жена тянет на себе мужа, скорее редкое исключение). Женщины традиционно домохозяйки, и если дома нет денег, то упрек прежде всего ставится мужу, а не жене. Думаю, что мой мужчина склонен к тому, чтобы жить нахлебником, поэтому и остался здесь, в России, со мной. Какая же за него в Индии пойдет? И главное — никто не попрекнет, потому что индийская родня этого не видит.
Мужья — конкуренты?
Важный нюанс — русские мужья не конкуренты русским женам! Женщин, вышедших замуж за русского и оставшихся жить в России, вообще единицы, зато какие! Например, известная на весь мир супермодель Наоми Кэмпбелл. Из источников, приближенных к звездной паре, мне удалось узнать, что Наоми очень нравится Москва. Она даже приобрела для своей мамы шикарные апартаменты в самом центре города. Ей нравится наряжаться в меха, ездить на дачу к будущей свекрови на шашлыки, вкусная и наваристая русская еда. Но опять же все это она делает эпизодически, так как большую часть года парочка все же проводит за границей.