Когда и как начинать говорить с ребенком о Боге?
В каждой семье настает момент, когда малыш задает вопрос: «Кто такой Бог?» WomanHit решил разобраться, стоит ли посвящать свое дитя в духовные таинства, и как правильно ему их объяснить.
В каждой семье настает момент, когда малыш задает вопрос: «Кто такой Бог?» WomanHit решил разобраться, стоит ли посвящать свое дитя в духовные таинства, и как правильно ему их объяснить.
Едва научившись читать, я получила от дедушки в подарок необычную по тем временам книгу — библейские рассказы для детей. Книга была небольшая, с очень красивыми иллюстрациями. Одного ее прочтения оказалось достаточно, чтобы пойти к взрослым и заявить: «Я хочу креститься!» Это желание всех очень удивило, ведь никто из моих родственников не был крещен. Видимо, семена упали на подготовленную почву: сначала крестилась мама, затем я. Первое время мы соблюдали посты, я читала детскую библию и старательно проговаривала заученные тексты из молитвослова. Для меня, девочки, все это было как обряд, игра — не более того. Спустя много лет вера пришла ко мне сама. Просто искренняя убежденность и молитва. И минимум внешних проявлений.
Свою дочь я привела в церковь, когда ей исполнилось полтора года. Наверное, сделала бы это раньше, но муж по вероисповеданию буддист. А мне хотелось, чтобы желание крестить ребенка было общим. Мы не делаем акцента на духовном воспитании, каждый из нас остается в своей традиции. Если возникают вопросы, я рассказываю о христианстве своими словами.
Как донести до ребенка в простой форме?
Если семья не дает импульса духовного развития, своего объяснения понятия «Бог», то с огромной вероятностью ребенок попадет под влияние религиозных взглядов воспитателей, тренеров, учителей и друзей (точнее, их родителей). На вопрос трехлетнего малыша можно не обратить внимания или переключить его внимание на что-то другое. А как быть с 16-летним подростком, который будет гораздо более настойчив, причем не на словах, а на деле?
Кстати: потребность поиска абсолюта привела к образованию течения итсизм (от голландского Iets — что-то). Это вера людей, которые, с одной стороны, считают, что есть что-то или кто-то «Высший между Небесами и Землей», но, с другой стороны, не принимают и не поддерживают какой бы то ни было отдельно взятой религии, сомневаются в догматах и возможности что-либо узнать о Боге. Поэтому есть смысл воспитывать ребенка в той традиции, которая существует в вашей семье. Или основать ее, как получилось в моем случае.
Сначала хотелось бы предостеречь от возможных неверных шагов:
Если собираетесь поделиться информацией, помните, что родители всегда должны знать больше ребенка.
Самоограничения в религиозной семье приводят к отторжению.
Ребенок не должен читать священные писания, это ему даст иллюзию, что он «в курсе».
Информацию стоит давать только тогда, когда есть уверенность, что она нужна. Лучше голод, чем обжорство или впихивание.
Как создать питательную среду:
Независимо от того, к какой вере вы принадлежите, самым лучшим будет пересказывать притчи доступным ребенку языком. Особенно в дороге, когда заняться нечем, а голова свободна.
Периодически включать дома духовную музыку (ходить на такие концерты, слушать орган в церкви, колокольный звон хотя бы пять минут в день). И ученые, и проповедники сходятся во мнении, что эти вибрации очищают душу, пространство вокруг, благотворно действуют на домашних.
Живопись, иконы, скульптура, архитектура — восприятие искусства, посвященного Богу, в любой духовной традиции.
Свой пример. Если вы держите дома иконы не просто для красоты, ходите в храм не для галочки, ребенок все поймет без лишних слов.
Кстати: если вы не уверены, что сможете ответить на все детские вопросы или привыкли обращаться к профессионалам, сходите в воскресную школу, пообщайтесь со священником — возможно, это будет лучший выбор для вашего ребенка.
Есть ли выбор?
У родителей этот шаг не всегда бывает осознанным. Посвящают, потому что «вера предков», «так принято в обществе», чтобы защитить болезненного ребенка или уберечь его от сглаза. Еще и новый статус — «социальную роль» приобрести.
Сегодня родители решают сами, в какой духовной традиции воспитывать своего ребенка. В нашем государстве отсутствует официальная религия или идеология. Некоторые предпочитают оставаться на позиции атеизма, и порой это лучше, чем демонстрировать показную религиозность, потому что они искренни в своих убеждениях.
Выбор есть всегда и у всех. Важно помнить о своей ответственности, о том, что вы — пример для детей, а значит ваше будущее в ваших руках. На каких целях будут сосредоточены их силы? Будет ли место духовной жизни на их пути?
Дети — зеркало родителей, поэтому каково ваше доверие, подход к вере, таковы будут и плоды, которые она даст вашему ребенку.
Важно! Невозможно прийти к вере просто так, по щелчку. Если человек не созрел или его тащат в церковь силком, возникает опасность скатиться в фальшь, фарисейство, внешние спецэффекты.
Мамы говорят…
Дарья Зарина, сын Платон, 8 лет
«Я начала причащать почти с рождения, сразу после крещения. Первые вопросы появились около года, во время походов в храм: куда идем, зачем, кто такой Бог? Было очень трудно объяснять, а он понимал как-то совсем по-своему, не так как взрослые.
Рассказывала сыну в контексте православия, но упирала скорее в метафизические вещи, нежели в историю церкви. Когда стал старше, другое дело. Воспитываю своего ребенка в православии, стараюсь дать ему как можно больше позитивных моментов в нем, но если во взрослом возрасте он выберет другую традиционную религию или практику, придется это принять. Возражать агрессивно буду только против сект».
Ольга Королева, дочь Микаэла, 2 года 9 месяцев
«Персонифицированного Бога не признаю, называю его для себя Высшие силы. Миша пока ничего не спрашивает. А когда начнет, буду стараться придерживаться нейтральной позиции. И наука не все может объяснить, и религия далека от полноохватности. Религию пусть Миша выбирает сама, когда подрастет и разберется. Впрочем, и атеисткой можно быть тоже. Для соблюдения моральных норм вера не нужна».
Мария Малышева, дочь Варя, 5 лет
«Я своей дочке ничего не рассказывала. Бабушка показала на икону и сказала, что это Боженька. Я сама верю в то, что есть божественные силы, есть ангел-хранитель. Но безоговорочной веры в Бога во мне нет».
Анастасия М., дочь Оля, 7 лет
«У нас такой разговор с дочерью впервые произошел, когда Оле было 5 лет. В художественных галереях и музеях приходится объяснять, что изображено и какое значение эти образы имеют в культуре данного народа. Нет конкретно одного бога, каждая религия особенная, у всех свои верования. Сейчас для нее божественное — как инопланетяне и Дед Мороз. Если захочет, начнет сама верить во что ей ближе. Для меня важно, чтобы ребенок не забивал голову пустыми вещами. Глубоко верующий человек для меня — тот, кто верой пытается прикрыть дыры в своей психологической уязвимости».
Татьяна Тихонова