Суррогатное материнство: звездные истории
Можно ли воспринимать чужую вам женщину как инкубатор для родного человечка? И не кощунственно ли относиться к малышу как к объекту купли-продажи? Изучаем историю явления и опыт знаменитостей.
Можно ли воспринимать чужую вам женщину как инкубатор для родного человечка? И не кощунственно ли относиться к малышу как к объекту купли-продажи? Изучаем историю явления и опыт знаменитостей.
Как ни цинично это звучит, но суррогатное материнство — тренд последних нескольких лет. Говорят, к такому способу появления на свет родимых чад все чаще прибегают состоятельные мужчины с пропиской в районе Рублево-Успенского шоссе. А что, все плюсы налицо. В обмен на твердую валюту они получают законного наследника — и никаких проблем с женой, если вдруг семейная жизнь не задастся. Ведь, как известно, страшный сон любого обладателя солидного капитала — это суды за право опеки над детьми. И денег на эти тяжбы расходуется намного больше, чем если бы на помощь в свое время пришла суррогатная мать (без надежд, видов на наследство и упреков). Как люди деловые, олигархи все чаще склоняются именно ко второму варианту. Понятно, что свои имена они предпочитают держать в секрете. А вот знаменитости, привыкшие быть на виду, охотно рассказывают о помощи суррогатных мам. Они уверены: их опыт может помочь тысячам других семей в разных уголках планеты стать родителями вопреки всем обстоятельствам.
История моды
На самом деле суррогатное материнство известно чуть ли не с античных времен. Еще Плутарх поведал миру историю о Стратонике, которая не могла родить наследников своему мужу Дейотару. И тогда она предложила компромис-сный вариант: выбрать среди наложниц самую прекрасную и зачать ребенка от нее. Восхищенный такой самоотверженностью, Дейотар дал супруге право самой определить, кто же достоин быть матерью его детей. Так одной из первых суррогатных матерей стала Электра, отпрысков которой Стратоника воспитала как своих собственных.
В Древнем Риме нередки были случаи, когда мужья отдавали своих жен бесплодным супружеским парам. Ребенок, появившийся на свет в этом странном треугольнике, считался законным наследником именно пары. А в одном из древнейших храмов Индии сохранилась фреска, которая повествует о том, как некое божество перенесло ребенка, будущего Великого Героя, из чрева простолюдинки в чрево королевы.
Первой же официальной суррогатной матерью стала жительница штата Иллинойс Элизабет Кейн. В 1980 году она выносила ребенка для бесплодной женщины (ее имя осталось неизвестным) и за достойное денежное вознаграждение отдала его заказчикам.
Среди звездных персон пионером в этой области можно считать блистательного актера Роберта Де Ниро. Вместе со своей подругой, моделью-афроамериканкой Туки Смит, он обратился за помощью к суррогатной матери. Правда, близнецы Джулиан Генри и Аарон Кендрик появились на свет уже после того, как пара рассталась. Что не мешает бывшим влюбленным холить и лелеять своих наследников. Сегодня мальчикам уже по семнадцать лет, и они выбирают свой путь в жизни. К слову, Роберт Де Ниро, который всегда мечтал о большой семье, в прошлом году вновь прибег к услугам суррогатной матери. У него и его нынешней жены Грэйс Хайтауэр родилась дочь, которую назвали Хелен Грэйс Хайтауэр Де Ниро. У этой четы уже есть общий четырнадцатилетний сын Эллиот, и супруги очень хотели еще детей. Но поскольку возраст Грэйс уже не позволял сделать это, так сказать, традиционным способом (через год ей стукнет шестьдесят), решено было воспользоваться альтернативным методом.
Актерская пара Сара Джессика Паркер и Мэттью Бродерик три года назад тоже сделали выбор в пользу сурмамы. Причем сей факт супруги не особо скрывали от публики. В прессе даже называлось имя их «помощницы» — ею стала двадцатисемилетняя американка Мишель Росс. Правда, назойливые папарацци тут же по обыкновению все испортили: какое-то время они буквально по пятам преследовали бедную девушку, выискивая все новые и новые подробности ее жизни. Но свою миссию она тем не менее выполнила. В июне 2009 года появились на свет девочки-близняшки Марион Лоретта Элвелл и Табита Ходж. «Познакомиться с детьми, вместо того чтобы их родить, — это было как в замедленной съемке, — поделилась позже с публикой Паркер. — Мне показалось, что мир на мгновение исчез. Я помню только одеяло, на котором лежали младенцы, а также лица моего мужа и старшего сына». Кстати, о старшем сыне: сейчас Джеймсу Уилки уже почти десять лет, он первый ребенок Сары Джессики и Мэттью, родившийся обычным способом. Семейная чета и следующих детей сделала бы по той же схеме, но все попытки Паркер забеременеть оказались тщетны. «Мы всегда мечтали иметь много детей, — говорит Сара. — Я знала, что на меня посыплется много вопросов: „Почему не усыновила? Почему не сделала это? Почему не сделала то?“ Поверьте, мы с мужем рассмотрели все возможности, и этот вариант оказался первым в нашем списке».
Похожая ситуация и у Николь Кидман с ее супругом, музыкантом Кейтом Урбаном. Правда, в отличие от Паркер с Бродериком они долгое время держали в секрете то, что в их семействе грядет пополнение. И лишь когда 28 декабря 2010 года на свет появилась их малышка Фэйт Маргарет, поделились радостью со всем миром. Обратиться к услугам суррогатной мамы их тоже заставила необходимость. Кидман достаточно поздно родила первый раз: ее старшая дочь Сандэй Роуз появилась на свет, когда актрисе было уже за сорок. Вдохновленная, Николь еще пару лет отчаянно пыталась забеременеть. А потом супруги вспомнили о других вариантах. «Имя Фэйт (что означает „вера“) мы дали нашей малышке не случайно. Ведь только вера помогала нам в течение всего того периода, что мы ожидали появления ребенка на свет».
Одиночество крови
Нередко суррогатных матерей ищут просто одинокие, но безумно жаждущие потомства люди. Так, звезда мирового футбола Криштиану Роналду в 2010 году, прямо во время чемпионата мира по футболу в Южной Африке, стал отцом сына, которого назвали Криштиану Роналду-младший. На тот момент спортсмен уже состоял в романтической связи с нашей соотечественницей, моделью Ириной Шейк. Поэтому, конечно же, поначалу новость о появлении наследника Роналду связали с ее именем. Ан нет. Оказывается, еще до встречи с уральской красоткой спортсмен «заказал» себе ребенка суррогатной матери, выложив за это несусветную (по российским меркам) сумму в десять миллионов долларов. Обратился бы к нашим, доморощенным суррогатным мамочкам, изрядно сэкономил бы! Но, как писала пресса, таким образом футболист заплатил за полнейшую конфиденциальность. «У нас с матерью ребенка существует взаимное соглашение о том, что я храню ее имя в секрете. И еще мы договорились, что я буду единственным родителем, который растит и воспитывает этого ребенка».
Известный фотограф Энни Лейбовиц стала мамой в возрасте пятидесяти двух лет, родив дочь Сару Кэмерон. Лишь с близкими друзьями она поделилась, какое же это счастье — посвящать себя не только фотосессиям, но и воспитанию малыша. А спустя четыре года самая востребованная женщина-фотограф решилась обратиться к помощи суррогатной матери, к тому времени родить сама она уже не могла. В мае 2005 года появились на свет близнецы Самуэль и Сюзан. Об этом событии широкая общественность узнала как-то вскользь, почти случайно. Ведь Лейбовиц, которая дружит с мировыми знаменитостями, сама предпочитает держаться подальше от сверкающих софитов. Ну, а после того как она стала многодетной матерью, вовсе практически перестала появляться на публике. «Я себя чувствую не известным фотографом, а директрисой летнего лагеря, которая почему-то начала работать круглогодично».
Десять лет назад, в 2002 году, родился сын у Майкла Джексона, которого назвали Принц Майкл II. Оставшись в одиночестве после развода, он решил, что это не повод отказываться от мечты иметь много детей. Джексон тогда признался журналистам: когда он подыскивал подходящую кандидатуру на роль суррогатной матери, руководствовался одним-единственным параметром — ее интеллектом. Всякие «мелочи» вроде возраста, национальности и прочая-прочая его не особо интересовали. И что же? Дама, которую он выбрал, позже жестоко отомстила поп-королю. Она попыталась через суд подтвердить свое материнство, а заодно потребовала от Джексона «скромную» сумму в миллиард долларов и возможность видеться с сыном три раза в неделю. Певец отказался признавать Билли Джин (эта женщина — вот совпадение-то! — носит то же имя, что и название мегахита Джексона) матерью младшего сына. Казалось, дело закрыто. Однако уже после смерти поп-короля эта особа объявилась вновь — с очередным требованием отдать ей ребенка, а заодно и право опекунства над мальчиком. Но и на сей раз у нее ничего не получилось.
Рикки Мартин стал отцом двух мальчиков-близнецов Маттео и Валентино в августе 2008 года. Он тоже воспитывает их в одиночестве. Ради малышей Мартин отодвинул на второй план свою карьеру и полностью посвятил себя пеленкам-распашонкам. По слухам, детей выносила кузина Рикки. Хотя сам певец в одном интервью намекнул, что суррогатную мать он нашел… по каталогу и никогда с ней даже не встречался. «Когда мои дети спросят меня, где их мама, я объясню им, что не все семьи состоят из папы и мамы, — гордо говорит он. — В некоторых семьях детей воспитывают две мамы или два папы, а есть семьи, где и вовсе только один папа или одна мама». К слову, певец уже заявил, что следующим его шагом будет усыновление еще одного, а то и нескольких малышей.
Опытным путем
Хотя в России суррогатное материнство и разрешено официально, на практике это явление пока не слишком развито. Согласно последним данным, в год в нашей стране к услугам суррогатных мам прибегает около шестисот человек. Для сравнения: в Америке их количество составляет десять тысяч (!) в год.
Однако и у нас некоторые звездные пары прибегли к альтернативному методу стать родителями. Одними из первых рассказали об этом в прессе певица Алена Апина и ее муж продюсер Александр Иратов. Было это больше десяти лет назад, в 2001 году, и тогда подобное признание произвело эффект разорвавшейся бомбы. Многие без устали цитировали слова певицы, удивляясь ее откровенности. Еще на стадии ожидания ребенка Алена дала ряд интервью и свое решение объяснила так: «Я ведь не один месяц провела в больницах и прекрасно знаю, сколько женщин страдают бесплодием. Мой пример покажет им, что не все потеряно». И это при том, что многочисленные исследования показали: и сама Алена, и ее муж абсолютно здоровы. Но вот не давал им Бог ребенка, и все тут. «Некоторые в таких случаях впадают в мистику: мол, это Бог за что-то наказал. Но я-то знала, что у меня не было никаких грехов: мужа я из другой семьи не уводила, детей без отца не оставляла…»
Одна приятельница, работавшая врачом в провинциальном городке, помогла Алене найти суррогатную мать. Женщина с высшим образованием, мать двоих детей, она очень нуждалась в деньгах. Всю беременность суррогатная мама жила у себя, вдали от шумной Москвы. Алена мечтала лично присутствовать на родах, и когда начались схватки, первым же рейсом вылетела в городок N. Но… самолет опоздал, и в итоге дочь Ксюша родилась за два часа до того, как певица успела добраться до роддома. Сразу же после рождения суррогатную мать и девочку расселили по разным палатам. К слову, супруг Алены принципиально не стал знакомиться с этой женщиной: «Зачем? Я хочу ассоциировать своего ребенка только со своей женой».
Дети Ольги Слуцкер, известной спортсменки и владелицы сети фитнес-клубов, тоже были рождены суррогатными матерями. Сначала на свет появился сын Михаил, пять лет спустя — дочь Анечка. Для этого Слуцкер пришлось отправиться за океан, в Америку: на тот момент в России суррогатное материнство было диковинной штукой. Там она лично познакомилась с женщиной, согласившейся выносить ей ребенка. Позже Ольга присутствовала на родах, а ее тогда еще законный супруг Владимир лично перерезал пуповину.
Но, конечно, самые знаменитые дети от суррогатной матери подрастают у Филиппа Киркорова. В ноябре прошлого года у него родилась дочь, которую назвали Алла-Виктория, а этим летом — сын, имя которого певец до сих пор почему-то держит в тайне. Вообще Филипп, обычно такой разговорчивый, неожиданно оказался человеком, умеющим хранить секреты. Ведь он до последнего момента скрывал ото всех тот факт, что обратился к услугам суррогатной матери.
Общественность, как и следовало ожидать, отреагировала неоднозначно. Одни искренне порадовались за певца, другие обрушились с проклятиями. «Во всем западном мире суррогатное материнство — игрушка для богатых пожилых гомосексуалистов. Церковь против такого способа появления ребенка на свет. Это грех!» — возмущался в прессе диакон Андрей Кураев.
Действительно, в звездном списке знаменитостей, решившихся стать родителями с помощью суррогатной матери, есть и те, кого клеймил диакон Андрей Кураев. Да и не только он. Психологи вот тоже недоумевают: какое будущее ожидает малышей в однополых семьях? Но сами новоявленные родители никого не слушают и наслаждаются радостью отцовства (и материнства заодно?). Так, у Элтона Джона и его партнера Дэвида Ферниша растет сын Закари Джексон Ливон. Ребенок появился аккурат на Рождество — такой вот подарок пришелся на праздник. Причем парочка лично присутствовала на родах и наблюдала за каждым мгновением этого таинственного процесса. «В палате мы встали рядом с кроватью. Сначала на свет появилась головка нашего сына, затем все происходило очень быстро. Нам даже показалось, что малыш вылетел как ракета. Вы даже не представляете, как это было волнующе!»
Конечно, общество еще долго будет с подозрением относиться к данному явлению. Помимо моральной стороны дела существует ряд психологических проблем, последствия которых еще не изучены. Так, доподлинно известно, что ребенок чуть ли не с первых дней зачатия, находясь в чреве, ощущает настроение своей мамы, ее радости и печали. И наука пока не может ответить на вопрос, как скажется на психике малыша тот факт, что женщина, вынашивающая его, относится к нему как к объекту купли-продажи. Он лишен первого, столь важного телесного контакта с биологической матерью сразу после родов. Она не кладет младенца себе на грудь, он не чувствует запаха ее кожи. Он сразу попадает в заботливые, родные, но все-таки «третьи» руки…
Однако на другой чаше весов целая армия бездетных семей, которые отчаянно мечтают стать мамами и папами. Согласно статистике, около двадцати процентов супружеских пар не обладают естественной способностью к рождению детей. Причем зачастую причины их бесплодия не установлены, ведь по всем показателям оба родителя абсолютно здоровы. И суррогатное материнство для них — единственная возможность иметь наследников. Пусть даже таким необычным и спорным способом.