Дети

Как избежать «трагедии маменькиного сынка»: советы психологов

Ошибки родителей, которые приводят к одиночеству и инфантилизму их детей

5 августа 2021 18:34
30663
0
Как не вырастить маменькиного сынка?
Как не вырастить "маменькиного сынка"?
Фото: Pexels.com

Несвоевременное или вообще не сложившееся отделение от родителей — одна из самых распространенных проблем «отцов и детей». Какие ошибки допускает старшее поколение и к чему приводит гиперопека, которую они оправдывают «любовью», «Московский комсомолец» выяснил у психологов.

Наибольший вред отсутствие или затягивание сепарации наносит все же мужчинам — так называемым маменькиным сынкам. При этом очень часто обе стороны — и мать, и не желающего становиться взрослым сына — такое положение вполне устраивает.

Зачастую даже создание собственной семьи ситуацию не меняет.

«В моей практике есть несколько мужчин, которые, несмотря на женитьбу, никак не могут отделиться от мамы, все равно она для них главная фигура в жизни. А иногда такие дети вообще не создают свою семью, то есть не отделяются от матерей совсем. Во многом это процесс бессознательный. Мама не отпускает, ребенок не сепарируется, но, когда такому человеку исполняется 45 или 50 лет, мамы-папы стареют, уходят, и человек остается один. И тогда в его жизни образуется огромная эмоциональная пустота. К сожалению, чаще всего в этом случае его ожидает одиночество и страшное сожаление, что годы ушли, а создать отношения уже очень трудно, да и никто родителей не заменит. И вот эта пустота плюс возрастные кризисы могут стать причиной внезапных болезней или даже суицидальных наклонностей, так как теряется смысл в жизни», — комментирует психолог Светлана Плешакова.

«Если мальчиков иногда так воспитывают, что они потом ждут обслуживания, то и некоторых женщин воспитывают так, что они должны обслуживать мужей и чувствовать вину, если этого не делают. И может сложиться такая пара: женщина, которая вечно виновата и старается обслужить получше, и маменькин сынок, который ждет обслуживания. В такой паре имеются усталость и вымотанность обслуживающей стороны и неудовлетворенность требующей обслуживания стороны. Маменькины сынки, как правило, не осознают, в чем их беда, почему они вечно раздражены и не чувствуют себя счастливыми. Ответственность за свой комфорт, бытовой и душевный, они привыкли делегировать другим, обычно — женщинам», — объясняет практикующий психолог Анастасия Башлыкова.

«Женщина рядом с таким мужчиной становится несчастливой и, как правило, уходит. Можно остаться жить с мамой, но… мама тоже не вечная. Финал жизни может оказаться очень печальным: пожилой неопрятный мужчина, еле-еле умеющий обслужить сам себя, раздраженный и недовольный своей жизнью…» — предупреждает специалист.

Сталкиваются с проблемами сепарации и женщины. Такие дочери нередко остаются «старыми девами», заботясь о матери, которая «посвятила свою жизнь им».

«Проблемы сепарации возникают в двух случаях: ребенок не чувствует себя в безопасности — поэтому „оторваться“ страшно, или же родители буквально не отпускают его, чрезмерно опекая и ограничивая из-за собственной тревожности его свободу, — объясняет Анастасия Башлыкова. — До трех лет психологически ребенок с мамой — одно целое. После трех он чувствует, что многое может делать сам. И стремится это делать. Важно обеспечить ему безопасность, но не ограничивать его свободу проявлять себя активно. В 3 года ребенок с родителями уже может готовить бутерброды, а в 5–6 лет некоторые дети уже яичницу могут пожарить. А еще важно разговаривать с ребенком о разделении ответственности в семье: мы — семья, и поэтому мы делим обязанности. Ситуация, когда один из членов семьи, например мама, тащит на себе весь груз забот, — нездоровая».

«Сепарация начинается тогда, когда родители передают ребенку ответственность за себя, когда они, например, не контролируют его карманные расходы. Когда не вмешиваются в эмоциональную сферу ребенка, не указывают, с кем ему дружить, а с кем нет. Если родители все делают правильно, то уже к 18, к 20 годам ребенок готов отделиться. При совместном проживании молодой человек должен вносить самостоятельный, равноценный вклад в семейный бюджет или в хозяйство. Если человек учится или мало зарабатывает, то он может заниматься уборкой, чем-то еще. Это и есть передача ответственности. Взрослость — это сочетание свободы и ответственности. Не жалеть, что вот „деточка“ устает на работе, мало зарабатывает, я сама его покормлю, сама уберу за ним. Это взращивает инфантильность, которая потом проявляется не только в отношениях с родителями. Она может неосознанно проявляться в отношениях на работе или в любых других важных для человека отношениях», — говорит психолог.

Для того, чтобы личность хорошо развивалась, чтобы взрослый ребенок мог создать здоровую семью, очень важно, по мнению психолога, чтобы человек прошел так называемую «стадию монады» — стадию одиночества: «Молодой человек отделяется от родительской семьи и при этом не цепляется за кого-то другого. На стадии монады человек учится опираться на себя в бытовом и эмоциональном плане, обеспечивать себя финансово. При этом он берет багаж из родительской семьи: ценности, установки, бытовые привычки, добавляет что-то свое. Когда юноша или девушка живут самостоятельно, они пересматривают свою жизнь, проверяют себя „на прочность“. Молодой человек учится понимать — вот это ему подходит, а это нет».

При этом отдельная жизнь вовсе не означает, что человек не общается с родителями. Просто дистанция увеличивается, и общение идет уже по принципу «взрослый–взрослый».