Иерархия в школе: как не дать ребенка в обиду
В каждом классе есть красавица, лидер, ботаник и изгой. Важно знать, к кому именно относят вашего сына или дочь сверстники. WomanHit.ru проведет экскурсию по социальным ролям в детском коллективе
В школьном классе дети всегда делятся по рангу, собственно, как и в любом коллективе. Как правило, есть ботаны, терпилы, «серые мыши», фрики и лидеры. Причем распределение социальных ролей не зависит от статуса школы. Обычно не стоит волноваться, если ваш ребенок стал принадлежать к определенному слою класса, бить тревогу нужно лишь в случае, когда отпрыск страдает от прессинга.
Почему же делят роли?
Возможно, вы слышали об эксперименте с крысами, который провел французский социолог. Шесть зверьков поместили в резервуар с водой и несколькими клочками земли. В итоге три крысы ждали, пока еще две сплавают за кормом, который лежал на противоположном островке, а затем отнимали и съедали его. Последняя же крыса сама плавала за едой и съедала ее там, не принося альфа-представителям. Примерно подобный механизм работает и в детском коллективе.
Чтобы хоть немного сглаживать конфликты, которые неизбежны в коллективе, образовательные структуры вводят школьные формы, однако эффекта этот метод практически не имеет. В любом случае дети найдут, чем похвастаться перед менее состоятельными одноклассниками, тем самым разделяя класс на элиту и всех остальных.
Большинство родителей ошибочно считают, что неудачи ребенка в классе связаны исключительно с материальными вещами, однако куда важнее личность и характер ребенка. Чем больше ребенок уверен в себе, тем меньше вероятности, что он прогнется под влиянием коллектива.
В начальной школе еще не так заметно распределение, так как малыши больше склонны уделять внимание играм и учебе, чем бесконечному выяснению отношений. Меньше всего конфликтов возникает в классе, в котором дети учатся вместе с первого класса: у них нет необходимости выяснять, кто лидер, а кто на вторых ролях.
Если же вы решили переехать, подумайте, каково придется вашему сыну или дочери, ведь им нужно будет заново отстаивать свою роль в коллективе, и неизвестно, чем это закончится.
Невозможно проснуться утром и решить: сегодня я буду лидером класса. Этот статус зарабатывается не сразу, а путем отстаивания своей личности и приобретения решающего голоса. Именно дети этой категории срывают уроки, решают, кому объявить бойкот, бывает и наоборот — они принимают активное участие в жизни школы: ездят на олимпиады, организовывают мероприятия и т. д.
Обычно у лидера есть «правая рука» — тяжело быть лидером в одиночку. Эти дети выступают в роли «серых кардиналов», именно с их подачи завязываются конфликты в классе, однако они не вступают в открытую борьбу и всегда придерживаются мнения лидера. Таким детям не хватает харизмы лидера, однако им это совершенно не мешает: они готовы быть на вторых ролях.
Если ваш ребенок относится к «серым кардиналам» класса, можете за него не переживать ровно до того момента, как он начнет приносить неприятности нижестоящим по рангу.
В остальном классе дети делятся на равнодушных и мечтающих попасть в круг общения лидера. К первым, чаще всего, относятся ботаники и представители различных субкультур: они ходят в школу, потому что так надо, а не для самоутверждения. Ко вторым же относятся дети, которые спят и видят, как бы оказаться в «банде».
Последний человек на иерархической ступени — враг или изгой. Ему обычно достается больше всего от лидера или его «помощников». Как правило, жертвой становится самый уязвимый член класса, чаще всего это мальчики. Им не хватает уверенности в себе и лидерских качеств, чтобы просто себя защитить.
Больше всего страдают дети, оказавшиеся на последних ступенях школьной иерархии, поэтому родителям нужно уделить особое внимание ребенку, если они видят серьезные изменения в поведении. Помните, что психика молодого человека крайне неустойчива, а потому возможен непредсказуемый исход общения вашего ребенка со сверстниками, если вы не вмешаетесь.