Не жалея живота своего: почему женщина с ребенком — плохой сотрудник
Бизнес-коуч Жанна Лурье объясняет, из-за чего компании не заинтересованы в «детных» сотрудниках и можно ли это изменить
Права беременных женщин и молодых мам защищены законом. Увы, это не мешает работодателям зачастую превращать счастливое для сотрудницы время ожидания малыша в филиал ада на Земле. В ход идут проверки квалификации, анализ профессиональных качеств, разумеется, не в пользу сотрудника, угрозы, шантаж и манипуляции. Вернуться на прежнее рабочее место после родов также получается далеко не у всех. Владельцев бизнеса принято ругать за черствость и циничное отношение к материнству. Что делать и как изменить ситуацию?
Бизнес — это деньги
Давайте забудем про сантименты и поставим себя на место бизнесмена. Его задача — зарабатывать деньги, поддерживать и развивать бизнес. Беременность и декретный отпуск хорошего специалиста для него равнозначно «потере бойца» на поле бизнес-войны. А бывает еще и так, когда в штат, особенно если это компания с «белой зарплатой», устраиваются специально — чтобы «уйти в декрет». И финансовую ответственность, опять же, несет работодатель. Однако дело не только в материальной стороне вопроса. Поиск нового сотрудника, проверка испытательным сроком — это время и издержки. Компания также не обязана «входить в положение», когда рабочий процесс идет, а сотрудница вынуждена трудиться в режиме «½» — неделя в офисе, две — дома, потому что малыш начал ходить в детский сад и, как это обычно бывает, регулярно болеть. Разумеется, есть лояльные боссы, которые готовы закрыть глаза на бесконечные больничные и отпрашивания. Но стоит понимать, что в этом мире никто никому ничего не обязан.
Бизнес — это здоровье
Беременным женщинам по законодательству полагаются льготы и послабления на работе. Это нормально — трудоспособность в этот период — не у всех, но у многих — падает, меняется гормональный фон, появляется сонливость и токсикоз. Работодатель оказывается в сложном положении. С одной стороны, временные проблемы со здоровьем сотрудника могут повлиять на эффективность работы всей компании, и чем выше его корпоративный статут в иерархии организации или бизнес-проекта, тем серьезнее относится к его отсутствию собственник. С другой, он не может применить какие-либо меры, которые заставят сотрудника работать с прежней отдачей. Не может же босс отменить токсикоз.
Бизнес — не благотворительность
Любой неэффективный расход денег не в интересах компании. Иначе возникает вероятность ослабления позиций на рынке. Бизнес — не благотворительная организация, и ему не нужны проблемы персонала. Да, выплаченные пособия частично компенсируются, если правильным образом происходили налоговые отчисления, но кадровая проблема остается.
Беременная сотрудница может сидеть на больничном до самых родов и попытаться выйти на работу только через три года после рождения малыша. Увы, но даже за 1 год (не говоря уже про 3) компания способна вырастить нового специалиста, который разбирается во всех деловых нюансах. И у которого нет детей. Или есть «бабушка», которая стабильно с ними «сидит». И этот сотрудник не манипулирует работодателем, используя «семейные обстоятельства», и не качает права, оперируя законодательством.
Подозреваю, что многие будут разгневаны такими строчками, но повторяю: для бизнеса прибыль и активы дороже человеческих отношений и моральных ценностей.
Бизнес — это дело его собственника
А это значит, что бизнесмен в первую очередь будет думать о благополучии своей семьи, а не вашей. У него, скорее всего, есть свои дети, которых он также хочет обеспечить всем необходимым. Другое дело, что у собственника и у только что родившей сотрудницы разные возможности. Он может работать, а она — нет. Потому что услуги няни для месячного младенца часто стоят столько же, сколько сотрудница зарабатывает. Потому что сад с полутора лет — это ни разу не выход. Потому что даже если сотрудница договаривается, что будет работать из дома, делать это при наличии ребенка непросто. Рождение младенца для многих семей сегодня превращается в авантюру. Не всем Бог дает «и на детей». Особенно в лице работодателя и государства. Возможно, это фразу придумали, чтобы повышать демографию. А дети — это наша, и только наша ответственность, в том числе и финансовая.
Бизнес — это компромисс
Стоит понимать одну важную вещь: к рождению ребенка нужно готовиться и материально в первую очередь. В нашей стране люди не привыкли планировать расходы на детей, надеясь то на государство, то на собственных родителей, то на чудо (авось как-то все сложится). Реальность сурова. После родов женщина понимает, что ее доход существенно уменьшился, бабушки не спешат помогать, а выйти на работу с младенцем на руках невозможно. Поэтому перед декретом просто необходимо сформировать подушку финансовой безопасности, которая позволит некоторое время жить и содержать ребенка даже в условиях «одиночного плавания» (бывает, что муж уходит из семьи или теряет работу, и прочие неожиданности). Государство сваливает расходы по содержанию молодых мам на бизнес. Бизнес — на государство. При этом размер пособий настолько смешон, что на нормальную жизнь их не хватит никогда.
Второе, что стоит сделать женщине, уходящей в декрет, — постараться сохранить хорошие отношения с работодателем. Даже если она не планирует возвращаться в компанию. Звучит несколько унизительно, но в нашей стране положение молодой матери, увы, уязвимо. Как это сделать?
Как можно раньше предупредите руководителя о наступившей беременности и дальнейших планах. Знайте: вас не могут уволить, даже если вы работаете на декретной ставке или устроились на работу уже беременной. Если планируете уходить в отпуск по уходу за ребенком, у него будет время найти вам замену. Если нет — сможете обсудить условия работы на полставки или другие варианты. Ценному и адекватному кадру не страшен никакой декретный отпуск — руководитель всегда найдет возможность сохранить за ним рабочее место.
Полезно знать
В законодательстве РФ предусмотрены льготы для женщин в период беременности и отпуска по уходу за ребенком, вот несколько из них:
- в период беременности женщин, которые не могут выполнять свои обязанности или не в состоянии делать это в прежнем режиме, работодатель обязан перевести на более легкий труд и/или сократить рабочее время по предписанию врача, не снижая заработную плату.
- если сотрудница решила не идти в отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, но и работать в полную силу не может, она может попросить перевести ее на другую должность. При этом оплата труда будет адекватна выполняемой работе, но не ниже средней заработной платы.
- работодатель не имеет право уволить или сократить женщину по своей инициативе, если у нее есть дети в возрасте до 3 лет
- даже если вы устроились на работу и только после этого обнародовали свою беременность, работодатель тоже не имеет право вас уволить ни при каких обстоятельствах.