Три главные ошибки, которые мы совершаем при общении со своими детьми
Психолог Ольга Крайнова рассказывает о правильном подходе при воспитании ребенка
Исследования последних десятилетий показывают, что в ребенке есть огромный потенциал, который необходимо развивать. Более того, ряд исследований говорят о том, что некоторые высшие психические функции и способности ребенка необходимо развивать именно в определенный период времени, когда субстрат (собственно, центральная нервная система) наиболее восприимчив. И для каждой способности этот период — свой.
Все больше родителей подходят к воспитанию ребенка, его развитию и взрослению осознанно, и это не может не радовать. Но, как это часто бывает, даже здесь есть свои крайности, в которые лучше не впадать, и распространенные ошибки, которые лучше не совершать:
1. Необходимо помнить о том, что, наряду с возможностями, у ребенка есть и ограничения. И ограничения эти связаны с незрелостью его психики, а также некоторых отделов головного мозга, отвечающих за различные функции. И нагружая его чрезмерно, возлагая на ребенка повышенную нагрузку, не соответствующую его развитию, можно нанести скорее вред, чем пользу. Почему? Приведу наглядный пример. Из окружающего мира в мозг человека поступает достаточно много сигналов от всех наших сенсорных систем. Мы видим что-то интересное, мы слышим какие-то звуки, мы чувствуем покалывание пальца. Но при этом сейчас мы находимся, например, на работе, и взрослый человек может усилием воли заставить себя сосредоточиться на том, что ему важно в данный момент. К примеру, на чтении писем и обработке информации, содержащейся в них. За это отвечает область мозга — таламус, который у взрослого человека является созревшим. У ребенка же эта область, как и многие органы, находится только в процессе созревания и является еще незрелой, несовершенной, поэтому, в частности, она не может эффективно отделять потоки информации на те, которые нужно пропустить (полет мухи вокруг учебника), от тех, на которых нужно сосредоточиться и удержать свое внимание длительное время.
Другими словами, взрослый может требовать от ребенка каких угодно навыков самодисциплины, полного послушания, самоконтроля, выполнения точнейших математических расчетов, но у ребенка просто нет еще инструментов, которые позволяли бы ему это делать. Они еще просто не созрели. Кроме того, повышенные мозговые нагрузки так же могут быть избыточными именно в силу незрелости инструментов и огромных когнитивных затрат. Не секрет, что в процессе умственной деятельности энергии расходуется намного больше, чем при физической. Поэтому, требуя от ребенка успешного выполнения сложных задач, возлагая на него повышенные нагрузки, с которыми реально он не может справиться, мы можем сформировать у ребенка высокое чувство тревожности и возникновение неврозов. В итоге и гения не вырастим, и неврозами одарим на всю жизнь.
2. Второй огромной ошибкой является скачкообразность нагрузок. Часто бывает, когда родитель, начитавшись статей о развитии ребенка, о закрывающихся «окнах возможностей», начинает экстренно нагонять упущенное и внедряет в жизнь ребенка повышенные нагрузки неожиданно и резко. Не просто заниматься дополнительно математикой, а обязательно по 100 упражнений за один подход. Такими действиями можно напрочь убить в ребенке желание развиваться, учиться и, опять же, кроме усталости и взаимной неудовлетворенности, это ничего не даст. Часто родитель, «дав жару» ребенку, через неделю-другую бросает это занятие, и все возвращается в исходную точку. Необходимо помнить, что нагрузки должны быть продуманными заранее, планомерными и все-таки приятными для ребенка. То есть процесс обучения должен, во-первых, не истощать ребенка, а во-вторых, быть увлекательным. Потому что именно через вовлечение ребенка можно надеяться на то, что из него вырастет личность, склонная к постоянному развитию и воспринимающая процесс познания интересным и естественным.
3. Самая частая ошибка — это когда родители пытаются реализовать на детях свои несостоявшиеся мечты. Как уже описано выше, такое насильное навязывание своих ожиданий не поспособствует ни здоровому психическому развитию ребенка, ни улучшению детско-родительски отношений. Уже не говоря об этической стороне вопроса, когда ребенок становится старше и понимает, что авторитет и требования родителей вытеснили свои собственные желания, или, что хуже, желаний этих у него нет. Здесь могут развиваться сильнейшие депрессивные состояния, из-за того что человек наконец осознает, что всю свою сознательную жизнь делал не то, что он хотел, и проживал не свою жизнь, а был «марионеткой» в чужих руках. Найти свой путь и понять, что хочет он сам, бывает для него потом достаточно проблематично, и все это может вести к формированию сильнейших негативных последствий для его психического здоровья. Поэтому крайне важно родителям свои нереализованные мечты или реализовывать самостоятельно, или, если такой возможности нет, сублимировать их в какие-то другие стремления, но не использовать для этого жизнь маленького и беззащитного ребенка.