Дети

Полезна ли для детей ранняя слава

Эксперт WomanHit.ru — психоаналитик Александра Гибински, член Международного Профессионального Психоаналитического Общества, — о том, как правильно развивать таланты ваших наследников

9 мая 2017 19:28
69349
0
Таланты развивать нужно, главное, соизмерять нагрузку с возможностями
Таланты развивать нужно, главное, соизмерять нагрузку с возможностями
pixabay.com

Фантазии о том, какими мы хотим видеть своих детей, многих из нас посещают задолго до их рождения. И, конечно, наши дети должны быть умными, красивыми и успешными. Предположим, что родители разглядели в ребенке искру таланта и всячески стараются разжечь из нее пламя. Да и само дитя хочет развиваться именно в этом направлении. Скорее всего, результаты будут заметными. Но полезна ли ранняя слава? И как бы не лишить детей детства?

Основная опасность, подстерегающая детей на пути к светлому будущему — идеализация цели. Безусловно, плох тот солдат, который не хочет стать генералом, главное, чтобы ребенок чувствовал, что мама с папой любят его и рядовым. В противном случае, амбиции родителей формируют у ребенка установку, что нужен он исключительно для побед и рекордов. Игра ведется ва-банк: чемпион или изгой. Однако чемпионом при таких обстоятельствах стать довольно трудно.

Только представьте себе уровень предстартового напряжения, если решается вопрос: «Быть или не быть?» Ведь в случае поражения велика вероятность услышать: «Я-то думал ты мой сын, а ты хвост собачий!» Многие юные дарования попадают на конкурсы в качестве нарциссических расширений своих родителей, так и не успев понять, а нужно ли это лично им.

А если ребенок все-таки побеждает? Здесь также возможны варианты.

Первый случай: «я существую, пока выигрываю». При таком подходе травма у спортсмена или ломка голоса у певца может спровоцировать затяжную депрессию с тяжкими последствиями.

Случай второй: «халиф на час». Например, выиграв чемпионат мира среди юниоров, ребенок уходит из спорта. В этой ситуации спорт перестает восприниматься как любимое дело и превращается исключительно как инструмент самоутверждения. С одной стороны молодого атлета удовлетворяет высший титул в своей возрастной категории, с другой — пугает конкуренция среди взрослых.

Случай третий: «каждый конкурс — это опыт». Пожалуй, самый правильный вариант восприятия всякого рода состязаний. Если ребенок хочет петь, танцевать или играть в теннис, даже если на него никто не смотрит, значит, он занимается своим делом и шаг за шагом будет совершенствоваться в нем. Многократное участие в соревнованиях только добавит собранности, станет приятным бонусом в случае победы или научит не зацикливаться на поражении. Но, конечно, следует иметь в виду, что на любой старт нужно выходить подготовленным.

Уроки прошлого

На самом деле выступления детей перед публикой имели место всегда. Мало кто в детстве не читал стишок, стоя на табуретке. Вот только эмоции у всех были разные: одни смущались и хотели сбежать, другие искренне наслаждались всеобщим вниманием. Именно поэтому кто-то стал бухгалтером, а кто-то — актером. И те, и другие нам очень нужны, главное, не путать их местами — драма в налоговой аплодисментов не удостоится. Что же касается осуждения родителей, чьи дети читают со сцены письма Татьяны и исполняют песни Земфиры, то здесь мы имеем логический парадокс. Если принять за истину, что дети в силу возраста не понимают, о чем поют и рассказывают, значит и вреда «взрослые» тексты не причинят, а знание классики никогда не бывает лишним. Если же понимают, то проблемы нет вовсе. И неужели никто из обвинителей не напевал песен на иностранном языке, не владея им, но испытывая сильные эмоции?

Другая крайность

Обратная крайность родителей одаренных детей называется «Не лишайте их детства!» Звучит, казалось бы, правильно, но требует пояснений. К примеру, если играть в кино возможно начать в любом возрасте, то карьеру художественной гимнастки до совершеннолетия лучше не откладывать. Процесс лишения детства хорошо виден в фильме «Элвин и бурундуки»: сначала это игра, маленькие бурундучки радостно поют песни, с удовольствием записывают их на студии и даже исполняют на сцене, но появляется жадный продюсер, и дети попадают в рабство. Отсюда вывод: начав развивать таланты чада с раннего возраста, крайне важно сохранить адекватность, соизмеряя нагрузку с его физическими и психическими возможностями.