Почему дети манипулируют родителями
Эксперт WomanHit.ru — системный семейный психотерапевт Татьяна Беляева — о том, что делать взрослым, которые начали плясать под дудку ребенка
Семья — это система, и, как любая система, она подчиняется определенным законам. Эти законы не видимы и не ощущаемы, а вот их нарушения очень даже заметны. Это и выбивающиеся из нормы поведенческие нарушения, и высокий уровень напряжения/тревоги в семье, и манипуляции как форма взаимодействия, и, как крайняя степень, соматизация,
Один из законов существования и функционирования систем — закон иерархии, в семье есть старшие члены рода, есть главные, и есть младшие.
Семьи делятся на:
- ядерные (а) супружеская пара без детей; б) мама, папа, ребенок/дети)
— расширенные (ядерная семья +родители супругов и иногда включая родителей родителей).
Как правило, дети чаще всего манипулируют в расширенной семье, хотя случается, что и в ядерной.
Почему? Потому что в расширенной семье более запутанный уровень иерархии. Попробуем разобраться.
Как в любом законе, в законе иерархии есть несколько положений/статей.
1.1. Ядерная семья главнее расширеной, исключение составляет, если молодую семью содержат родители.
1.2. Родители главнее детей (!)
1.3. Для ребенка главными являются МАМА и ПАПА.
Когда ребенок манипулирует мамой и бабушкой (чаще всего), это происходит потому, что взрослые сами не определились, КТО ГЛАВНЫЙ, дети безошибочно считывают эту информацию и используют ее в своих целях.
Для ребенка главные — мама и папа, в их отсутствие родители делегируют эти полномочия другому лицу (бабушке/дедушке, няне, крестной
Таким образом, у ребенка не будет путаницы в голове, и шансов для манипулирования будет меньше.
Вернуть авторитет ребенка никогда не поздно! Не бойтесь говорить ему, что взрослые главнее и старше. Дети нуждаются в четком режиме сна и отдыха, распорядке прогулок и принятия пищи.
В своем развитии они все время будут «пробовать» расширить свое влияние и пространство, задача взрослого — ограничивать ребенка, иначе потом неизбежны проблемы в социуме, т. к. дети перенимают модели в семье для решения своих задач и в социуме. Привыкая манипулировать в семье, ребенок неосознанно будет это делать и в саду, и в школе, и во взрослой жизни.